Женский журнал Ladyblue

Феномен фольклора и его воспитательное значение. Воспитание и искусство

Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К.Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

К.Д. Ушинский также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство.

По мнению А.П. Усовой, игры, которые дети заимствуют друг у друга, младшее поколение от более старшего, созданы народом, так же как и народные песни, сказки. Именно по этому признаку они и называются народными.

На огромное воспитательное значение народных подвижных игр указывали все, кто так или иначе сталкивался с ними в своей научной и педагогической деятельности.

Прежде всего необходимо обратиться к трудам Е.А. Покровского. Этот выдающийся ученый отмечал, что в жизни русского народа различного вида игры и игрища с древнейших времен занимали весьма видное место. Он один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации. В старину особенно много было игрищ с оттенком языческого культа, таковы, например, празднование Костромы, Ярилы и др., сопровождавшиеся большею частью шумным, крикливым весельем, песнями и играми. Начиная с ранней весны, вплоть до глубокой осени в русских деревнях при каждом народном или храмовом празднике народ издавна водил хороводы, сопровождаемые особого рода песнями и играми.

Е.А. Покровский подчеркивал, что подвижные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела и его членов здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели. Большинство такого рода игр производится на чистом воздухе, на широких пространствах, при усиленных движениях и ясно, что игры такого рода, бесспорно, содействуют наилучшему благосостоянию и развитию организма».

На основе анализа национальных игр он пришел к выводу, что характер народа, бесспорно, накладывает свой заметный отпечаток на многие проявления общественной и частной жизни людей. Этот характер сказывается также и на детских играх, отражаясь в них тем резче и отчетливее, чем с большим увлечением и непринужденностью играют дети, а значит с большею свободою для проявления своего национального характера.

Горячо отстаивая идею о национальном характере детских подвижных игр, Е.А. Покровский не отрицал возможность занятий гимнастикой.

Подвижные игры он рассматривал как наиболее естественную форму физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям. Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирование личности. Е.А. Покровский писал, что игрушки и игры делаются нередко первыми средствами воспитания, давая первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума и призвания отдельных лиц и даже целого народа; именно национальные детские игры представляют важнейшее воспитательное средство, согласное с духом народа, по подобию того, как того же самого достигают народная речь, народная поэзия, сказки, поговорки, загадки и т. п.

Оздоравливающее, гигиеническое значение игры зависит еще от одного фактора, на значение которого непременно указывали все выдающиеся педагоги и философы, начиная с Платона, -- это интерес и чувство удовольствия, радости, сопровождающие игру.

П.Ф. Лесгафт указывал, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Одним из первых П.Ф. Лесгафт предложил использовать подвижные игры в воспитании детей. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой». В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить таким образом подчинять свои действия сознанию».

На большое значение народных подвижных игр указывали не только ученые, педагоги, но и общественные деятели. Так, А.Н. Соболев (священнослужитель, участник Владимирской ученой архивной комиссии) отмечал, что «игры имеют громадное значение для детей по удовольствию, которое они им доставляют. В игре дети живут; все житейское отстоит от них в это время, их самодеятельность, творчество проявляются здесь во всей силе; в игре вырастает весь облик играющих с их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями. Процесс игры приводит в движение все существо играющего: как физическое, так и духовное. Начиная играть, дети хотят именно играть, т.е. приятно провести время, и эта приятность игры побуждает иногда детей играть до полного утомления, до тех пор, пока есть у них какие-нибудь силы для игры. Деревенские детские игры не в пример разнообразнее и веселее городских. Что ни год, то прибавляются к ним новые, изобретаемые самими же играющими; подсказывает их жизнь. И здесь зачастую проявляется острая наблюдательность малышей, обнаруживается природная русская сметка, еще не придавленная никакими тяготами житейскими».

На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог Е.Н. Водовозова. Она рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. Подвижная игра должна научить сообразительности и находчивости.

Главное условие этих игр -- развить фантазию ребенка настолько, чтобы потом он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры.

Большое значение использованию русских народных подвижных игр придавала А.П. Усова. Она отмечала, что прежде всего игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства; поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости.

Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.

Но не зная истоков игры, не учитывая их национальные особенности, колорит, нельзя говорить, что воспитательное значение народных игр раскрыто полностью. Чтобы педагоги могли заинтересовать детей русской народной подвижной игрой, они должны прежде всего сами знать историю их появления, их воспитательное значение.

Мир впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках и в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

В России игры называли забавами, развлечениями, потехами и даже утехами. А ведь утешиться - это успокоиться на чем-то радостном, облегчить свою жизнь, свое положение, перестать огорчаться, горевать, успокоиться. Русская народная культура издавна богата играми, в которых живут уважение к прошлому и вера в будущее.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубины старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Ребенок - "существо играющее". Игра - это неотъемлемая часть его детства. Вот почему как взрослый человек обязан работать, так и ребенку необходимо играть.

Детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с отклонениями психики, ставят диагноз: "Дети в детстве не доиграли". Есть даже такое выражение - "игровая дистрофия детей". Есть отрасль медицины и психологии - игротерапия. Игрою можно диагностировать, познать ребенка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.

Воспитательное значение игры, её влияние на развитие личности ребенка

Игра обладает поразительным воспитательным потенциалом. Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазия "работают" синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно.

Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность - словом все, что составляет богатство человеческой личности.

В игре формируются все стороны детской души: ум, сердце, воля, характер, но при условии, что игра остается свободной деятельностью ребенка. При этом руководящая роль воспитателя сохраняется. Он должен научить детей играм, помочь подобрать товарищей, найти средство либо прекратить игру, если она вредно действует. К игре непосредственно примыкают и внеурочные занятия: копание грядок, посадка цветов, шитье платьев для кукол, рисование и т.п. Для ребенка, писал Ушинский, это столь же игра, сколь и серьезное занятие. Это игра - работа, которую он выполняет с удовольствием, так что "может переносить лишения и страдания из-за этой игры-работы".

Известно, что у ребят усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме имеет то преимущество, что в игре ребенку понятна сама необходимость новых знаний и способов действия.

Если на занятиях дети выполняют задания взрослого, то в игре они решают собственную задачу.

Методика организации развивающих игр

Развивающие игры мы проводим чаще всего в помещении, в условиях класса, школы. Этих игр существуем много. Например, "Чьи это слова?":

Кто, в какой книге, и о ком сказал: "Он с детских лет мечтал о том, чтоб на родной земле жил человек своим трудом и не был в кабале?"

Кем и о ком написаны эти стихи: "Любимых детских книг творец и верный друг ребят, он жил, как должен жить боец и умер, как солдат?"

  • различные задачи на смекалку.
  • отгадывание полученных чисел.
  • отгадывание задуманных чисел (х·3+6):3=?

Чтобы получить задуманное, надо от полученного вычесть два.

  • всевозможные викторины

Методика проведения познавательных игр всем известна.

Если в подвижных играх командное соревнование, то тут чаще всего на лучшего и сообразительного ученика, на личное первенство.

"Конкурс смекалки"- это комплексная игра-соревнование, охватывающая самые различные виды деятельности детского коллектива. Продолжается она весь учебный год.

Условия конкурса краткие, четкие, ясные:

ответы на задачи-задания сдаются в письменном виде (вопрос переписывать не надо). Надо указать имя, фамилию, класс, номер задачи и решение;

б) за правильный ответ, решение присуждается один балл;

в) тот, кто решит любую задачу первым, получит три балла, кто сдаст решение вторым - два, а остальные - по одному;

г) зачет в игре лично- командный: балл получит не только участник, но и его класс;

д) участники и коллективы, набравшие число баллов, по окончании игры награждаются призами.

Главное - это широкое разнообразие вопросов-заданий из самых разных областей знаний, разнообразных по степени серьезности и глубины. Сочетаются сложные и легкие задачи, требующие именно смекалки.

Второе условие - учет возраста. Хотя игра общешкольная и большинство вопросов доступны всем, все же для уравнения шансов нужно подготовить, например, серию "Только для учащихся 1-10 классов", куда включить загадки, шарады, ребусы, скороговорки и пр.

Третья отличительная черта конкурса - совместное участие детей и взрослых. Присутствие педагогов в игре повышает интерес детей. Успехи в конкурсе помогают детям по-новому себя проявить, занять в коллективе совершенно новые позиции.

Литературные игры

В наши дни, когда школа переориентируется с памяти на мышление, роль книги неизмеримо возрастает. А читают современные дети все меньше и меньше, т.к. существует жесткая конкуренция телевизора, компьютера и т.п.

Основная задача литературных игр - приохотить ребят к чтению, а также к придумыванию сказок, дать информацию о книгах, пользующихся устойчивым спросом у детей.

Отвечая на вопросы литературных игр - приохотить ребят к чтению, а также к придумывание сказок, дать информацию о книгах, пользующих устойчивым спросом у детей.

Отвечая на вопросы литературной викторины, дети обязательно должны сказать, кто автор данного литературного произведения, как оно точно называется. За верный ответ на каждый вопрос - одно очко, за знание фамилии автора и названия книги- по одному очку, т.е. максимально за некоторые вопросы можно получить три очка.

Решая литературные кроссворды, также желательно указывать автора литературного произведения и его название, даже если они не фигурируют в вопросах.

Подвижные игры

Активный отдых - наиболее эффективный способ восстановления работоспособности организма.

Произведенные специалистами исследования показали, что весьма важным фактором в решении задачи по обеспечению работоспособности детей является целенаправленное использование перемен и послеурочного времени в виде игр и спортивных развлечений. Это обеспечивает правильное протекание физиологических функций и более длительное сохранение умственной работоспособности.

Приступая к проведению игры, воспитатель располагает учащихся таким образом, чтобы все участники хорошо его видели и слышали, объясняет содержание и правила игры. Основные движения игроков воспитатель показывает сам, а взаимодействие между несколькими игроками с помощью играющих. Он указывает назначение линий, проводимых на площадке. Обязательно надо предупредить о сигналах, которые будут даваться для начала и остановки игры.

Надо четко ограничить пределы игровой площадки, чтобы не возникали споры, связанные с переходом через линии.

При проведении игры на местности очень важно выбрать точные правила или, если сделать это затруднительно, назначить в каждой команде посредников, которые на месте разрешают возникающие споры. К проведению игр желательно привлекать старшеклассников.

При проведении игр на новом месте обязательно осмотреть состояние площадки или помещения и устранить все, что может быть причиной травм.

Подвижных игр существует очень много. Классификация их сложная; буду говорить о тех играх, которые нам приходится проводить в процессе работы с детьми. Это:

а) подвижные игры,

б) спортивные игры и состязания,

г) "Ярмарка подвижных игр".

Подвижные игры разделяются на игры малой, средней и большой интенсивности.

Игра малой интенсивности.

Все участники игры могут стоять или сидеть, водящий отходит на некоторое расстояние. В это время выбирают "заводилу", который показывает любые движения, принимает различные позы, а все повторяют. Водящий должен узнать, кто "заводила". Угадывает - выбирают нового "заводилу" и нового водящего. Игра продолжается. Дети эту игру принимают и охотно в неё играют.

2) Игра средней интенсивности с бегом отдельных ребят.

Играющие делятся на две равные по числу игроков команды и становятся в шеренги на противоположных сторонах площадки. Перед носками игроков каждой шеренги проводится черта. По указанию капитана одной из команд начинается "вызов". С правого фланга этой команды выходит игрок. Он подбегает к противоположной шеренги. Навстречу ему все игроки этой команды вытягивают правую руку. Он три раза касается рукой то одного, то другого игрока и громко произносит: "Раз, два, три!" - быстро убегает к себе за черту. Вызванный игрок должен догнать убегающего раньше, чем тот успеет перебежать черту. А если догнал, то возвращается в свою команду с пойманным игроком. Он становится и стоит позади этого игрока. После этого другая команда направляет своего игрока.

Длительность игры устанавливается по усмотрению руководителя. Побеждает команда, которая к концу игры будет иметь больше пленников.

3) Игры большей интенсивности. Сюда можно отнести всевозможные салочки или пятнашки. Например, салочки с ленточками. У каждого из играющих за воротничком ленточка длиной 35-40 см, а водящий этой ленточки не имеет. Он бегает за играющими, стараясь выхватить у них ленточку. У кого он выхватит ленточку, тот становится водящим. Игра продолжается.

Салочки - пересекалочки уже без ленточек. Один игрок может спасти товарища, преследующего "салкой". Для этого надо пробежать между ними. Теперь "салка" должен гнаться за тем, кто пересек его путь.

Салки по-турецки. Для спасения от преследующего "пятнашки" надо присесть по-турецки, т. е. скрестить ноги.

Салочки с домиками на одного, двоих и т. д. В этих играх все дети бегают. Эти игры большой интенсивности. Длительность игры устанавливает руководитель.

Методика организации и проведения подвижных игр

Организовать игру могут взрослые, а могут сами дети, а руководить игрой должны взрослые.

Из чего же складывается руководство?

  1. Теоретическая подготовка и планирование.
  2. Организация игры.
  3. Оценка игры и поведения играющих, рекомендации на будущее.

Теоретическая подготовка и планирование в свою очередь состоят из:

а) знание живых игр,

б) изучение теории из сборника игр,

в) планирование в соответствии с общим планом работы и индивидуальными особенностями воспитанников и воспитателя.

Организация игры подразделяется на следующие разделы:

а) объяснение игры или показ игры,

б) обеспечение времени, места и инвентаря,

в) организация играющих, выборы ведущего, водящих, команд и др.

г) контроль за ходом игры, поведением играющих,

д) регулирование интенсивности и длительности игры. Завершение игры.

е) место педагога в игре; наблюдатель, участник, ведущий, судья и т. д. - любая игровая роль.

Прежде всего надо говорить о хорошем, подчеркнуть удачи ребят. Сделать это надо кол-лективно.

Дифференцированный подход к учащимся требуют учета возраста, пола, состояние здоровья, уровня физической подготовленности, психологических черт характера каждого ученика. Для этого надо постоянно наблюдать за каждым играющим, беседовать, иметь объективные сведения о его здоровье от врача.

Дети с ослабленным здоровьем требуют особенно тщательного индивидуального подхода. Их надо удерживать от больших напряжений, но в то же время постоянно увеличивать нагрузку за счет большей продолжительности участия в игре.

"Ярмарка подвижных игр" (из опыта работы)

Описание

Подобрать 10-12 игр: "Заяц и морковка", "Переход через болото", "Танец с картошкой", "Витязи", "Проворные мотальщики", "Петушиный бой", "Перетягивание каната", "Бег в мешках", "Узнай номер" и др.

Приготовить реквизит для каждой игры (канат, мешки, морковку, рисунок с изображением зайца, листочки с двузначными номерами, булавки, повязки на глаза и т.д.)

За 5-6 дней до праздника педагогу надо провести все эти игры со своим классом (2-3 игры в день). Потом выбрать из числа детей по 2 игровика на каждую игру и предложить им провести эти игры самостоятельно со своими товарищами.

Выдать игровикам судейские свистки, по сигналу которых начинается или заканчивается игра.

Из плотной бумаги вырезать кружочки и написать на них свою фамилию. Это будут жетоны, которые игровики выдают победителям (по одному за каждый выигрыш).

Выбрать 2-3 девочек (по желанию) - это продавцы. Одеть их в русские костюмы. Помочь им изготовить ценники на призы (таблички с указанием жетонов за каждую покупку).

Ярмарку лучше всего проводить на улице, где легко рассредоточить детей, избегая большого скопления в одном месте.

Накануне повесить объявление с сообщением о проведении "Ярмарки подвижных игр".

В назначенный день и час дети всей школы (лагеря) выходят на улицу. Игровики приглашают их поиграть, объясняют им правила игры и проводят эти игры.

Победители получают жетончики и, набрав нужное количество для покупки, бегут "в магазин" и получают призы. Ими могут быть игрушки, конфеты, надувные шарики, поделки кружка "Умелые руки" или "Мягкая игрушка".

Игровики (а их на каждой игре по два) во время праздника чередуются. Это дает возмож-ность им самим быть участниками.

Во время проведения игр включить веселую музыку, иногда можно объявить снижение "цен".

В конце праздника поблагодарить и наградить игровиков, убрать территорию.

В празднике игр принимает участие с большим интересом все дети. Игры дарят им массу положительных эмоций. Каждая победа, каждый приз сопровождается детской радостью.

Описание некоторых подвижных игр и методика их организации.

У этой игры несколько названий: "салки" , "пятнашки" , "ляпки", "догонялки":Но как играть понимают все. Стоит одному крикнуть: "Давайте в салочки!" "Чур, не я" - и сразу все заторопятся, закричат: "Чур, не я! Чур, не я!" Кто крикнул последним, тот- водит: гонится за разбегающими во все стороны игроками и старается "осалить", "за-пятнать" кого-нибудь, т.е. коснуться его рукой. Тогда водит уже "осаленный". Он гониться за остальными игроками (только что водившего салить нельзя), а они не должны убегать за установленные границы площадки.

В салки можно играть на коньках, на лыжах, на велосипеде, плавая, ныряя, перекидываясь мячом. Есть салочки с "домиками" (начерченные на земле кружки), когда нельзя салить преследуемого, если он встал в свободный домик. Бывают салки с "домиками на двоих", когда нельзя салить игроков, схватившихся за руки, с "домиками в ряд", когда нельзя салить ребят вставших в ряд из четырех человек. Еще легче спасаться от салки в игре "салочки- приседалочки", где нельзя салить присевшего, в "пятнашках по-турецки", где нельзя салить присевшего по-турецки, т.е скрестив ноги.

Веселая эстафета

Когда хочется не просто состязаться, но и просто повеселиться, в таком случае надо предложить веселую эстафету.

Например, каждая пара игроков из одной команды прежде чем бежать, встает спиной друг к другу и сцепляется сзади согнутыми в локтях руками, продев их под локти напарника. Таким образом, после старта один торопится бежать лицом вперед, другой поспевает как может спиной вперед.

Вот где проверятся характеры - умение не теряться в самых непривычных условиях!

Эстафета-ромашка

Эта игра популярна была в "Артеке" и "Орленке". Участники разбиваются на несколько равных команд, в которых по 5-10 человек, выбирают капитанов, придумывают для своей команды шутливое название. Организаторы заранее изготавливают ромашку - желтый картонный круг и лепестки из плотной белой бумаги, прикалываемые булавкой. Команды получают одинаковое количество лепестков (1-2) и уединяются, чтобы придумать интересные неожиданные задания друг другу и записать их по одному на каждом лепестке. Лепестки прикрепляют к середине ромашки в произвольном порядке надписями вниз. Каждая команда отрывает для себя лепесток и уходит готовить задание:

1. Разыграть мимическую сценку "У зубного врача", "На рыбалке", "У фотографа".

2. Сочинить маленький рассказ по началу, например: "До полета осталось 5 минут:"

3. Изобразить известную картину "Охотники на привале" Перова, "Опять двойка" Решетникова и др. и оживить её (показать дальнейшее развитие событий).

4. Составить сюиту из танцев разных народов.

5. Произнести с разной интонацией одно и то же слово, фразу, например: "Неплохо!", "Ну и ну!", "Пустите, пожалуйста" (на подготовку 10-15 минут.) Команды собира- ются и начинают свои выступления.

Оценку выполнения заданий может вести специально выбранное жюри.

Конкурс барона Мюнхгаузена

Кому не известен этот неутомимый фантазер, выдумщик веселых небылиц. Ну, а кто не любит весело фантазировать? Проводится конкурс: чья история окажется самой неправдоподобной и смешной - тот получит приз "самого барона Мюнхгаузена".

Приглашаются те, кто любит посмеяться и не обижается, попав в комическое положение. Каждый играющий должен выбрать себе название какой-нибудь кухонной вещи: сковороды, мясорубки и т.д. Водящий спрашивает одного из игроков, а тот должен отвечать только названием выбранной им вещи. Например, водящий спрашивает: "Что у вас на носу?" - "Сковорода", "На чем вы сидите?" - "На сковороде". Если спрашиваемый рассмеется или собьется в ответе, он сменяет водящего или платит фант- смотря по уговору. В этой игре можно нахохотаться до слез, особенно весело зрителям, которые даже прощают несколько излишний шум.

Литература

  1. "Русские народные подвижные игры", М.Литвинова, "Просвещение",1986 г.
  2. "Игры-шутки, игры-минутки", С. Шмаков, "Новая школа", 1993г.
  3. "Играйте с нами -играйте сами", Москва, "Русский язык", 1991г.
  4. В.Л. Заворотов "Группа, где всем интересно", Москва, "Просвещение", 1989г.
  5. Минкин "Игры и развлечения в группе продленного дня".
  6. Былеев, Коротков, Яковлев "Подвижные игры" , "Физкультура и спорт", 1977г.

Гузалия
Воспитательное значение народных игр

Нет ни одного народа , который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание , осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции. В то же время опора на национальные традиции воспитания не означает , что следует пренебрегать опытом воспитания , который имеется в других культурах. Воспитание целостной личности требует применения взаимосвязанных средств влияния.

В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности : это устное народное творчество , музыкальное народное творчество , народные игры , праздники, декоративно-прикладное искусство традиции и обычаи.

Очень большое воспитательное значение имеют народные игры . Ещё в девятнадцатом веке Е. А. Покровский, врач-гигиенист, педагог и этнограф, составил сборник «Детские игры, преимущественно русские» (1887, в котором, прежде всего, раскрывается психологическое воздействие игр на развитие восприятия ,памяти, воображения ребенка, его находчивости, остроумия, догадливости, смелости, мужестве, желание, обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений.

К. Д. Ушинский советовал обратить внимание на народные игры , рекомендовал педагогам «разработать этот богатый источник, организовать их» . Он считал их материалом наиболее доступным детям, так как образы, сюжеты близки их воображению. Е. Н. Водовозова, А. С. Симонович и Ф. Лесгафт много внесли в дальнейшую разработку проблемы использования народных игр в работе с детьми. Они подчеркивали их главное достоинство - самостоятельный характер, что является положительной основой для проявления творчества, фантазии.

Многие народные игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых народных игр , наполняет их новым содержанием отражающим современную жизнь. Игра обогащается, совершенствуется, создается множество усложненных вариантов, но их основа остается неизменной. По содержанию все народные игры классически лаконичны,выразительны и доступны ребенку; в них много юмора, шуток («Маляр и краски» татарская («Любишь-не любишь» русская(«Тилирам» чувашская);соревновательного задора («Перехватчики» русская («Луна и солнце?» чувашская); движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами («Золотые ворота» русская, («Водяной» удмуртская); заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками («Яков, где ты?» русская, («Рыбки» чувашская).

Народные игры способствуют воспитанию определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни («Татарская борьба» , «Скачки на конях» татарские). Поскольку в детской игре своеобразно отражается окружающая действительность, игра, как никакой другой вид деятельности насыщена социальным содержанием. В ней ребенок искренне непосредственно выражает свои мысли и чувства-симпатию и дружеское отношение к людям разных национальностей («Тимербай» татарская, «Горелки» русская). Представления детей о родине особенностях быта, труда, искусства разных народов не только уточняются, закрепляются в народной игре , но и обогащаются, творчески обогащаются, творчески перерабатываются и затем становятся основой их поведения и убеждений («Скачки на конях» татарская, «Каравай» русская).

Подвижные народные игры требуют от участников быстроты : быстро убежать, догнать, мгновенно реагировать на звуки, зрительные тактильные сигналы(«Расходитесь» чувашская, «Жмурки» русская, «Скок-перескок» татарская).Постоянно изменяющаяся обстановка в игре требующая от участников быстрого перехода от одних действий к другим, способствует воспитанию ловкости («Умей быть ловким» чувашская).Игры со скоростно-силовой направленностью воспитывают силу («Цепи кованы» русская, «Тилирам» чувашская).Игры с частым повторением напряженных действий, с непрерывной двигательной деятельностью, связанной со значительной затратой сил и энергии развивают выносливость организма («Море волнуется» русская).Игры, связанные с частыми изменениями направления движений, способствуют воспитанию гибкости тела .

Велико значение народной игры в нравственном воспитании ребенка . Подвижные игры носят коллективный характер связи, с чем приучают детей в деятельности в коллективе. Игры развивают у детей чувство товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга, в семье способствует установлению интимно-чувственных взаимоотношений между родителями и детьми.

Большое воспитательное значение имеют игры с элементами соревнования,а именно с метанием предметов на дальность(«Сбей городок» русская, «Кто дальше бросит?» татарская, «Летучая мышь» чувашская) ,игры с перетягиванием(«Татарская борьба» , игры с бегом («Расходитесь» чувашская, «Скачи на конях» татарская).Они просты и доступны детям дошкольного возраста, приучают их к анализу своих движений, сравнению с действиями других детей. Эти игры воспитывают в детях честность , дисциплинированность, учат сознательно управлять своим поведением в различных игровых ситуациях.

Среди народных игр выделяются хороводные игры. Они принадлежат глубокой древности и составляли первоначально часть языческих религиозных обрядов. В хороводах передается веселье, душа предков («Луж-лужочек» русская)

Введение

Фольклор – основное средство народной педагогики. Народная педагогика – это учебный предмет и вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений и идей, взглядов и мнений и убеждений, а также навыков и приемов народа по вопросам развития воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в народном творчестве. Это и менталитет нации по отношению к подрастающему поколению, и воспитательные традиции в семье и обществе, и связь и преемственность поколений.

Фольклор является бесценным национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры белорусов, который складывался коллективными усилиями многих поколений на протяжении многих столетий. На современном этапе национального возрождения необходимо вернуться к тому, что было достигнуто нашими предками.

Белорусский национальный фольклор – один из самых богатых в славянском мире. Он насыщен педагогическим опытом и народной мудростью. На основе народного фольклора был создан огромный пласт этико-педагогических идей: уважение к старшим, трудолюбие, толерантность, доброжелательность, терпимость к чужому мнению.

Толерантность, терпимость, добродетельность, как традиционные христианские добродетели, постепенно стали отличительными чертами белорусов. Более того, они соседствуют с такими качествами, как личное достоинство, целенаправленность, активность.

Фольклор с воспитывающим содержанием, бытовые традиции, праздники, белорусская классическая литература – это те понятия, которые оказывают огромное влияние на формирование национального характера. Он способствует творческому развитию детей и молодежи в мире былин, сказок, преданий. Пословицы и поговорки могут служить основанием для нравственных заповедей, помогая развивать мышление, логику, интерес к истории и культуре народа.

Таким образом, фольклор – это главный источник знаний о принципах воспитания, сложившихся в культуре разных народов, его нравственный, религиозно – мифических основах. Образно-символическая природа художественного творчества, его воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности делает его наиболее адекватным средством ненавязчивостью и в то же время эффективного воспитательного воздействия.

Рассмотрение данной темы курсовой актуально и интересно одновременно.

Воспитательный потенциал фольклора безграничен. Сегодня наше общество возрождает забытые традиции старины, используя народный опыт, создавая новые модели воспитательных теорий и практик.

Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.

В начале нового столетия наблюдается повышенный интерес к национальной культуре, к этническим процессам, традиционному художественному творчеству, к фольклору. Ученые отмечают особый рост исторического и национального самосознания каждого народа, объясняя это социально-психологическими, политическими причинами.

Сохранение и развитие национальной культуры, своих корней – это важнейшая задача, которая требует бережного отношения к памятникам истории и культуры, к традиционному народному художественному творчеству. Возрождение фольклора, народных обычаев, обрядов и праздников, традиционного декоративно-прикладного и изобразительного искусства – это актуальная проблема современности. Фольклор, его жанры, средства, методы наиболее полно восполняют всю картину народной жизни, дают яркую картину быта народа, его нравственности, духовности. Фольклор раскрывает душу народа, его достоинства и особенности. С точки зрения науки, фольклор – это феномен, который заслуживает особого изучения и внимательной оценки.

Цель курсовой работы – раскрыть значение фольклора в системе национального воспитания.

Задачи курсовой работы:

– охарактеризовать феномен фольклора и его воспитательное значение;

– дать характеристику основным жанрам фольклора, опираясь на воспитательный потенциала каждого;

– показать практическое применение основных фольклорных жанров в воспитании.

Объектом данной курсовой является многогранный феномен национального фольклора, а предметом – жанры фольклора и их воспитательный потенциал.

Методы, используемые при написании курсовой – описательный, сравнительный анализ, анализ литературных источников.

фольклор воспитательный жанр

1. Фольклор – средство национального воспитания

1.1 Понятие и сущность фольклора

Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У.Дж. Томс в 1846. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа. В современной науке нет единства в трактовке понятия «фольклор». Иногда оно употребляется в первоначальном значении: составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с другими его элементами. С начала 20 в. термин используется и в более узком, более конкретном значении: словесное народное творчество.

Фолькло́р (англ. folklore) – народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Фольклор – это коллективное и основанное на традициях творчество групп и индивидуумов, определяемое надеждами и чаяниями общества, являющееся адекватным выражением их культурной и социальной самобытности.

По мнению Б.Н. Путилова, существует пять основных вариантов значений понятия «фольклор»:

1. фольклор как совокупность, многообразие форм традиционной культуры, то есть синоним понятия «традиционная культура»;

2. фольклор как комплекс явлений традиционной духовной культуры, реализуемый в словах, идеях, представлениях, звучаниях, движениях. Помимо собственно художественного творчества охватывает и то, что можно назвать менталитетом, традиционными верованиями, народной философией жизни;

3. фольклор как явления художественного творчества народа;

4. фольклор как сфера словесного искусства, то есть область устного народного творчества;

5. фольклор как явления и факты вербальной духовной культуры во всем их многообразии.

Наиболее узким, но и наиболее устойчивым из этих определений оказывается то, которое связывает его в основном с жанрами устного народного творчества, то есть с вербальным, словесным выражением. Это действительно наиболее развитая сфера фольклористики, внесшая огромный вклад в развитие науке о литературе – прямом потомке, «продолжателе» устного народного творчества, генетически с ним связанном.

Понятие «фольклор» еще означает и все сферы народного художественного творчества, в том числе и те, к которым обычно это понятие не применяется (народная архитектура, народное декоративно-прикладное искусство и т.д.), поскольку оно отражает неоспоримый факт, все виды и жанры профессионального искусства имеют свои истоки в народном творчестве, народном искусстве.

Древнейшие виды словесного искусства возникли в процессе формирования человеческой речи в эпоху верхнего палеолита. Словесное творчество в древности было тесно связано с трудовой деятельностью человека и отражало религиозные, мифические, исторические представления, а также зачатки научных знаний. Обрядовые действия, посредством которых первобытный человек стремился повлиять на силы природы, на судьбу, сопровождались словами: произносились заклинания, заговоры, к силам природы обращались с различными просьбами или угрозами. Искусство слова было тесно связано с другими видами первобытного искусства – музыкой, танцами, декоративным искусством. В науке это называется «первобытным синкретизмом» Следы его и сейчас заметны в фольклоре.

По мере того, как у человечества накапливался все более значительный жизненный опыт, который необходимо было передать следующим поколениям, увеличивалась роль вербальной информации. Выделение словесного творчества в самостоятельный вид искусства – важнейший шаг в предыстории фольклора. Фольклор был словесным искусством, органически присущим народному быту. Различное назначение произведений породило жанры, с их разнообразными темами, образами, стилем. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, мифологические рассказы, заговоры. Решающим событием, проложившим рубеж между мифологией и собственно фольклором, стало появление сказки, сюжеты которой осознавались как вымысел.

В античном и средневековом обществе складывался героический эпос. Возникали также легенды и песни, отражающие религиозные верования (например, русские духовные стихи). Позднее появились исторические песни, изображающие реальные исторические событии и героев, такими, какими они остались в народной памяти. С изменениями в социальной жизни общества в русском фольклоре возникали и новые жанры: солдатские, ямщицкие, бурлацкие песни. Рост промышленности и городов вызвал к жизни романсы, анекдоты, рабочий, школьный и студенческий фольклор.

На протяжении тысячелетий у всех народов фольклор был единственной формой поэтического творчества. Но и с появлением письменности в течение многих веков, вплоть до периода позднего феодализма, устное поэтическое творчество было широко распространено не только среди трудового народа, но и среди высших слоев общества: дворянства, духовенства. Возникнув в определенной социальной среде, произведение могло стать всенародным достоянием.

Воспитание в социальном смысле

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Воспитание в педагогическом смысле

Виды и классификация воспитания, цели воспитания

Умственное воспитание

Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.

Сегодня главная цель средней школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию , всемерно раскрывать ее творческие возможности.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.

Задачи умственного воспитания:
  • усвоение определенного объема научных знаний;
  • формирование научного мировоззрения;
  • развитие умственных сил, способностей и дарований;
  • развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;
  • развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.

Физическое воспитание

Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания:
  • укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
  • повышение умственной и физической работоспособности;
  • развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
  • развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);
  • воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);
  • формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;
  • развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития .

Политехническое воспитание

Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главные задачи политехнического воспитания — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность , готовит к осознанному выбору .

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам . В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Эстетическое воспитание

Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи эстетического воспитания;
  • формирование эстетических знаний и идеала;
  • воспитание эстетической культуры;
  • формирование эстетического отношения к действительности;
  • развитие эстетических чувств;
  • приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
  • формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.

Процесс воспитания

Воспитательный процесс в школе является частью целостного , который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

Процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Для того чтобы узнать, достиг ли цели воспитательный процесс, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности.

Требования к современным принципам воспитания

Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Система воспитания опирается на следующие принципы:

  • общественная направленность воспитания;
  • связь воспитания с жизнью, трудом;
  • опора на положительное в воспитании;
  • гуманизация воспитания;
  • единство воспитательных воздействий.

Цели и задачи воспитания

Цели воспитания, как и цели любой человеческой деятельности, являются исходным моментом в построении всей системы воспитания, ее содержания, методов, принципов.

Цель — идеальная модель результата деятельности. Цель воспитания сеть заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Выбор целей воспитания не может быть случайным.

Как показывает исторический опыт, цели воспитания формируются под влиянием изменяющихся потребностей общества и под воздействием философских и психолого-педагогических концепций. Динамизм, вариативность целей воспитания подтверждаются и современным состоянием этой проблемы.

Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания:

  • прагматической;
  • гуманистической.

Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.

Гуманистическая концепция , имеющая много сторонников в России и на Западе, исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».

Крайним выражением этой концепции является основанная на философии экзистенциализма позиция, предлагающая вообще не определять целей воспитания, предоставляя человеку право свободного выбора направления саморазвития и ограничивая роль школы лишь представлением информации о направлении этого выбора.

Традиционной для России, как это показано в гл. 2, является воспитательная цель, соответствующая гуманистической концепции, ориентирующейся на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Формально она сохранялась и в период советской власти. Однако господствовавшая в этот период марксистская идеология жестко связывала возможность достижения этой цели с коммунистическим преобразованием общества.

Гуманистический идеал обнаружил свою устойчивость, сохранившись и в постсоветской России в условиях коренного изменения социальных целей, когда коммунистические установки сменились демократическими.

В этой обстановке в современной России произошло возрождение гуманистических целей воспитания, сформулированных в наиболее полном виде еще К.Д. Ушинским и развитых в творчестве лучших советских педагогов, таких, какА.С. Макаренко , В.Л. Сухомлинскийу В.Ф. Шаталов.

Сегодня цель воспитания формулируется как оказание помощи личности в разностороннем развитии. В Законе РФ «Об образовании» сказано, что образование служит осуществлению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст. 9, п. 2.). Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации (ст. 14, п. 1).

Таким образом, вечную педагогическую проблему о приоритете в воспитании интересов личности или интересов общества, Закон решает в пользу личности, заявляя о приверженности отечественной системы образования гуманистической концепции воспитания.

Поскольку цель воспитания отличается некоторой абстрактностью, чрезмерной общностью, она конкретизируется, уточняется с помошыо формулировки комплекса задач воспитания.

Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие:

  • формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;
  • гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;
  • овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;
  • формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;
  • развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;
  • обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников:

1. Преподавателей, консультантов, тренеров, руководителей всех уровней. Именно они являются субъектами воспитательного процесса, несут ответственность за его организацию и эффективность.

«Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником, — говорил Ушинский, — в себе заключает всю возможность успехов воспитания».

2. Но это не означает, что процесс воспитания может реализоваться без всякого участия его объекта, т.е. самого воспитанника. Сам воспитанник может или воспринимать воспитательные воздействия, или сопротивляться им — от этого в огромной степени также зависит эффективность воспитательной деятельности.

3. Третьим участником воспитательного процесса является тот коллектив, в котором, как правило, он осуществляется. Коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Конечно, коллектив, учебная или рабочая группа сами могут быть объектом воспитания со стороны преподавателя, руководителя.

4. И наконец, еще одним активным участником воспитательного процесса является та большая социальная макросреда, в которой существуют учебные и трудовые коллективы. Социальная среда, окружающая действительность, всегда выступает в качестве мощного фактора, оказывающего огромное влияние на результаты воспитания.

Итак, воспитание — это сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А.С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, веши, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!