Женский журнал Ladyblue

Как научить ребенка говорить в короткие сроки. Методика Ушаковой по развитию речи детей

Неважно, стали вы мамой в первый раз или пятый, каждое новое достижение малыша становится вашим личным маленьким чудом. Родительский труд – это упорная ежедневная работа, результатом которой становится очередной важный навык, приобретаемый исключительно с вашей помощью. Один из самых фундаментальных вопросов – как научить ребенка говорить «мама». Как же помочь малышу произнести заветное слово максимально быстро, а главное, правильно?

Регулярные простые упражнения

Существует множество самых разных упражнений, направленных на то, чтобы ребенок начал хорошо говорить. Вот лишь некоторые из них:

  1. петь вместе на любые мелодии ма-ма-ма;
  2. соединить губы карапуза рукой, а потом вместе с ним мычать – мммммм;
  3. сделать карточки для всех членов семьи и мамы в том числе, где на одной стороне слово, а на другой фотография.

Если повторять их регулярно, ребенок вскоре скажет желанное слово. А для того, чтобы ребенок начал говорить еще быстрее, следует принять во внимание несколько правил ежедневного общения;

  • Правило №1. Не торопитесь;

То, что ваше чадо не делает чего-то, что с успехом повторяет соседский ребенок, это вовсе не повод для тревоги. Это в полной мере касается также вопроса развития речи. Поэтому самое главное – никакой паники и суеты, ребенок начнет говорить слово «мама» когда будет готов к этому.

Важно! По статистике, первым говорят слово «мама» лишь 40% детей, гораздо чаще речь начинается с «дай».

Поэтому не стоит нервничать и тем более злиться, если первым словом, которое произнесло ваше дитя, будет не то, что вы ожидали.

  • Правило №2. Создавайте пассивный словарь;

Распространенной ошибкой является то, что многие думают, если дети не начали говорить, они ничего не понимают. Поверьте, это совсем не так. Дети очень хорошо запоминают все, что вокруг них происходит, и слова в том числе. Именно поэтому вы должны четко проговаривать каждое свое действие, нормальным родительским тоном, без сюсюкания.

Если все члены семьи озвучивают каждое движение карапуза, произнося «Катя кушает», «Катя гуляет», «Катя сидит» и т.д., это поможет в формировании пассивного детского словаря. Слова, которые повторялись изо дня в день, в свое время, эффективно перейдут в активный словарь, что и будет означать, что ваш ребенок начал говорить.

  • Правило №3. Называйте вещи своими именами;

В вопросе, как научить ребенка говорить мама и папа, большое значение имеет родительский тон, которым с ним общаются. Если вы называете окружающие предметы уменьшительно-ласкательными словами, ребенок в будущем будет испытывать лишние трудности в перестраивании своей речи. Поэтому сразу избавьте и себя и дитя от ненужных проблем, привыкайте говорить с ним так, как вы обычно общаетесь со взрослыми.

  • Правило №4. Познание мира через положительные эмоции;

Задавшись вопросом, как научить ребенка говорить слово «мама», помните, что развитие речи детей тесно связано с развитием мелкой моторики. Предлагайте ему предметы всевозможных форм из разных материалов. А то, что с ним играет мама – это еще один повод для получения положительных эмоций.

Такое совместное времяпрепровождение отлично поможет как в развитии мелкой моторики, так и в общем познании мира, что также будет способствовать тому, чтобы карапуз как можно скорее начал говорить.

  • Правило №5. Пойте малышу песни;

Мама - самый близкий человек, а ее голос для детей - самый родной. Поэтому, помогая малышу начать говорить, очень важно не просто разговаривать с ним, но еще петь. Это необязательно должны быть колыбельные, главное, чтобы мелодия была спокойной. Ребенок быстро привыкнет к такому дополнительному способу общения, а мама скоро увидит положительный эффект.

  • Правило №6. Повторяйте простые слова каждый день;

Вполне естественно, что ребенок начнет говорить с самых простых слов. Нет смысла произносить длинные фразы, а потом ждать, что он их повторит. А если каждый день повторять ему короткие слова, состоящие из 1-2 слогов, ребенок вскоре успешно начнет их повторять. Главное делать это как можно чаще, не забывая о терпении.

  • Правило №7. Повторяйте за малышом;

Мама это не только главный помощник, но еще и лучший друг. А в дружбе очень важно равноправие. Поэтому будет несправедливо, если говорить будете только вы, а ребенок должен лишь повторять. Так что не ленитесь и не стесняйтесь повторять звуки, которые издает ваш малыш.

Ведь помимо повода для дополнительных положительных эмоций, это еще возможность помочь в развитии речевого аппарата. Если ребенок произносит «ну-ну», а взрослый, повторяя за ним, незаметно поменяет один звук и скажет «но-но», это будет полноценное логопедическое упражнение. Ведь вы только что помогли своему ребенку произнести новый слог!

  • Правило №8. Больше игр!

Вы хотите, чтобы ребенок как можно скорее начал говорить? Более того, вы стремитесь услышать заветное «мама»? А вот малыш хочет играть. Он хочет играть сегодня, а еще вчера и даже завтра. Так помогите друг другу! Ребенок будет радостно смеяться, если вы просто спрячете лицо в ладошки и спросите: «Где мама?»

Совсем несложно, а всплеск положительных эмоций обеспечен. Если вы станете повторять этот простой вопрос изо дня в день, он очень скоро начнет говорить в ответ на ваш вопрос столь желанное «мама».

  • Правило №9. Говорите о себе в третьем лице;

Очень полезно будет, если вы создадите у малыша ассоциативный ряд. Для этого как можно чаще говорите о себе, например, «Мама хочет, чтобы ты ее поцеловал. Или спросите, убрав за спину любимую игрушку: « А куда мама ее спрятала?» Найти ее будет еще одним поводом для радости. Можно также говорить, заходя в комнату: «А вот и мама пришла!» Такие простые упражнения помогут ему для начала думать о вас, как о маме, а там и до заветного слова недалеко.

  • Правило №10. Хвалите малыша как можно чаще.

Даже взрослые не любят, когда их труды не ценят по достоинству, что уж говорить о маленьком ребенке. Радуйтесь каждому его новому достижению, даже самому маленькому, и дитя будет с удовольствием стремиться к следующему. При этом смело выражайте свои эмоции, похвалите его искренне, а еще лучше похлопайте в ладошки. Это отлично поможет вашему чуду заговорить как можно скорее.

Эти советы помогут научить ваше дитя произносить слово «мама». При этом помните, очень важно не зацикливать его внимание на этом и не требовать, чтобы ребенок сейчас же сказал нужное слово. Вам ведь не нравится, когда вас к чему-то принуждают? Вот и ребенок не любит этого. Просто будьте с ним рядом, любите своего карапуза, поддерживайте его и очень скоро он порадует вас своими первыми словами.

В сегодняшней статье я хочу поговорить о развитии речи малыша. Думаю, эта тема волнует многих мам. Ведь окружающие довольно часто задают нам вопросы типа «А ваш что-нибудь уже говорит?», «Ну «мама» то уже сказал?». Степень развития речи является своеобразным мерилом общего уровня развития ребенка.

Как правило, ребенок начинает говорить первые слова примерно в возрасте 1 года. Поэтому, на первый взгляд может показаться, что до этого времени, задумываться о том, как научить ребенка говорить, слишком рано. Однако формирование речи начинается задолго до появления первых слов. И лепет, и агуканье, и даже плач малыша – это уже первые этапы формирования речи. Поэтому очень важно не упустить драгоценного времени и заниматься развитием речи малыша уже с самого рождения. Как же это делать?

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга, а потому на развитие речи оказывают влияние практически все стороны развития ребенка. Широко известно, что наибольшее влияние на развитие речи оказывает мелкая моторика рук . Но также важна и общая двигательная активность малыша, и объем информации, которую получает кроха через различные органы чувств (через уши, глаза, кожу).

Поэтому если вы постоянно общаетесь с ребенком, показываете картинки, занимаетесь , вы уже способствуете формированию речи малыша. В этой статье я расскажу о том, как еще можно стимулировать развитие речи ребенка, и какие правила при общении с малышом нужно знать.

1. Постоянно разговаривайте с ребенком

Любое взаимодействие с малышом должно сопровождаться обсуждением происходящего – собираетесь ли вы на прогулку, приступаете к трапезе, переодеваете штанишки. Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, называйте предметы, которые используете. «А сейчас мы будем переодеваться! Мы наденем зеленые штанишки!» После неоднократного упоминания и демонстрации действий и предметов ребенок начинает понимать, что обозначают отдельные слова, а затем и короткие фразы.

Вот что нужно помнить во время общения с вашим чадом:

  • Избегайте двух крайностей: скупости на слова и многословия. Если вы будете без умолку говорить малышу все подряд, то за потоком слов потеряется то слово, которое ребенок должен запомнить, и вся ваша речь сольется для малыша в одно непонятное целое.
  • В разговоре необходимо выделять названия предметов и действий. Очень полезно разговаривать короткими предложениями (из двух слов) или просто односложно называть предметы и действия. «Это ложка» «Мишка кушает». Прежде чем вдаваться в более подробные описания, дайте ребенку время, чтобы он смог осмыслить ваши слова, познакомиться с новыми предметами, подержать их в руках.
  • Ваша речь должна совпадать с моментом показа предмета и действия.
  • Почаще рассказывайте малышу , они эмоциональны и ритмичны, поэтому сразу привлекают внимание ребенка и усваиваются легче, чем обычная речь. После 6 месяцев очень полезно играть в самые простые жестовые игры.
  • Желательно, чтобы во время разговора кроха видел ваше лицо, ведь он не только слушает, но и внимательно следит за движением ваших губ. Разговаривайте выразительно, т.к. ребенок в первую очередь улавливает интонацию
  • В разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции. «Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.
  • Жестикулируйте, это поможет крохе понять смысл ваших слов. Но не переусердствуйте! Не используйте надуманную жестикуляцию, а только те жесты, которыми вы бы сами естественным образом дополнили бы свое высказывание. Например, можно поднять высоко руки, чтобы показать, какая ваша дочка выросла большая, или зазывно помахать рукой, говоря «Ползи сюда!»

2. Расширяйте пассивный запас слов малыша

Вот несколько полезных занятий для расширения пассивного словаря ребенка:

  • Время от времени проводите небольшую «экскурсию» по дому . Показывайте и называйте ребенку окружающие его предметы быта, можно кратко объяснить, зачем они нужны. Кроватка, шторы, люстра, микроволновая печь, чайник – малышу все интересно. Четко и понятно произносите ребенку новые слова. При последующих «экскурсиях» просите малыша показать то, что изучили ранее.
  • На прогулке обращайте внимание ребенка на различные объекты, попадающиеся вам по пути . Малышу интересно буквально все: дерево, куст, пенек, трава, цветочек, шишка, собачка, кошка, снег, сосулька, скамейка, люк, светофор, карусель, урна, дом, фонтан и т.д... Кратко комментируйте все, что происходит перед малышом: «Смотри, собачка бежит», «Мальчик катается на качелях»

  • Изучайте с ребенком части лица и тела . В разговоре время от времени показывайте малышу, где ручки у него и у мамы, где глазки, носик, ножки и т.д. Когда самые простые элементы лица и тела будут освоены, можно переходить к тем, что посложнее – брови, щеки, подбородок.
  • Рассматривайте вместе с малышом картинки в . Замечательным подспорьем в расширении словарного запаса ребенка послужат . Детки с удовольствием рассматривают их и быстро запоминают все, что на них изображено. Очень полезно после изучения предметов на картинках, демонстрировать их «вживую». Так у малыша будут формироваться ассоциативные связи.

3. Не бойтесь употреблять упрощенные звукоподражательные слова

Чаще используйте, такие слова как гав-гав, би-би, бух, кап-кап и т.д. Рассматривая книги, рассказывайте, какое животное как говорит (мяу, беее, мууу), а также как звучат некоторые предметы (молоток – тук-тук, колокольчик – динь-динь, паровоз – чух-чух). Употребление таких слов способствует развитию активной речи малыша, т.к. ребенку гораздо проще их произносить и легче понять. Не бойтесь того, что вы слишком упрощаете речь для ребенка. Введение облегченных слов до полутора лет является нормой.

Однако очень важно наряду с облегченной версией слова употреблять и полную («посмотри, это собачка, она говорит «гав-гав»», «ой, кукла упала – бух»), ни в коем случае нельзя общаться с малышом только посредством упрощенных слов! Иначе потом будет очень тяжело переучивать ребенка на взрослую речь. Как объяснить ему, что гав-гав внезапно стало собакой? Малыш будет продолжать говорить «би-би» и «ням-ням», даже тогда, когда будет способен произнести полноценные слова.

Очень хорошие книжки, которые помогут малышу запомнить простые звукоподражательные слова — "Что как звучит? " (Ozon , My-shop ) и "Кто что делает? " (Ozon , My-shop ). Лично мне они очень нравятся тем, что в них нет ничего лишнего, картинки крупные, понятные маленькому ребенку. Дочка эти книжки просто обожала.

4. Устраивайте с ребенком «переклички» .

Для этого взрослому нужно знать, какие звуки и слоги малыш уже умеет и любит произносить. Начинайте «перекличку» именно с этих слогов, произносите их, побуждая кроху повторять за вами. Если ребенок начинает лепетать что-то сам, повторяйте за ним, тем самым показывая, что вы реагируете на его «слова». Затем постепенно подключайте новые звуки и слоги. За одно занятие лучше не вводить более одного нового слога.

Для поддержания интереса малыша полезно использовать стихотворные строки. Не забывайте делать паузу после тех звуков и слогов, повторения которых вы ждете от ребенка! Приведу несколько самых простых стишков, которые помогали нам с дочкой поддерживать беседу.

Наши курочки в окно:
Ко-ко-ко, ко-ко-ко.
Дует пастушок в дуду –
Ду-ду-ду, ду-ду-ду.
Гуси, гуси, га-га-га,
Есть хотите? Да-да-да.
Мы приехали сюда!
Да-да-да! Да-да-да! (задорно)
Отворяйте ворота!
Та-та-та! Та-та-та! (требовательно)
На лошадках я и ты!
Ты-ты-ты! Ты-ты-ты! (удивленно)
На лошадках мы скакали
И немножечко устали. (устало)
Скоро ль будет угощенье?
Молоко, кефир, печенье?
У-у-у? О-о-о? (вопросительно)
Ели-ели угощенье,
Выражаем восхищенье:
М-м-м-м (довольно)

5. Развивайте мелкую моторику рук

Как я уже говорила выше, на развитие речи ребенка огромное влияние оказывает мелкая моторика руки. Поэтому очень важно уделять внимание занятиям, направленным на развитие кисти руки, делать игровой массаж пальчиков и ладошки, играть в жестовые игры, типа «Ладушки». В статье " " вы найдете различные стишки-игры, которые будут побуждать ручки малыша активно работать.

У двухлетнего ребенка все еще маленький словарный запас, то родителям нужно беспокоиться. Обычно в этом возрасте малыш уже может говорить предложениями из 4-5 слов, а также он может использовать местоимения, единственное и множественное число, а также знает свое имя. В словаре ребенка должно быть около 300-400 слов, с помощью которых он может выражать свои эмоции и желания.

Чтобы ребенок связывал слова с образами, вы, как мама, разговаривая с ребенком, которому исполнилось два года, должна смотреть на малыша и наблюдать за его реакциями. Также кроха должен видеть и ваше лицо и видеть, как на его слова реагирует мама, так кроха сможет изучать мимику и эмоции.

Разговаривая с карапузом о тех или иных предметах, вы должны обязательно показывать ему картинки этих предметов. Если речь пойдет о кошке, можно найти в книжке фотографию кота, показать малышу кошку на улице или же видео на планшете. Так кроха лучше запомнит слова, и будет связывать их с объектами из реального мира.

Разговаривайте с ним постоянно

Любой логопед вам скажет, что очень полезно, если папа и мама постоянно разговаривают с малышом, которому исполнилось два года. Говорите с ребенком во время прогулки, во время и домашних дел. Это поможет малышу правильно подбирать слова в той или иной ситуации и быстро заговорить целыми предложениями.

К тому же, как рекомендует любой логопед, такие занятия будут иметь вид простой игры, они не сложны и малыша не нужно заставлять что-либо делать, он будет втянут в общение сам и будет красиво и правильно повторять слова за мамой. Такие уроки пойдут крохе исключительно на пользу, а мама и папа смогут легко и без усилий научить малыша разговаривать.

Но, такие занятия и упражнения в речи должны строится по определенным правилам. Мама и папа не должны искажать слова при малыше, это вам скажет любой логопед. Дети очень быстро и прочно все запоминают и переучить говорить то или иное слово правильно может быть очень сложно.

Как рекомендует каждый логопед, мама и папа должны . Лучше всего чтобы это были книжки с картинками, которые будут стимулировать воображение малыша, а чтение позволит расширить его словарный запас совершенно незаметно для самого крохи, которому уже исполнилось два года.

Старайтесь не просто что-то рассказывать крохе, а втягивать его в полноценный диалог. Пусть малыш не всегда будет отвечать вам правильно, но любой логопед порекомендует такую тренировку как самые лучше уроки для любого ребенка, которому исполнилось два года. Малыш сможет развивать свою речь, говорить связно и четко, это определенно пойдет ему на пользу.

Задавайте ребенку вопросы

Если папа и мама будут задавать малышу вопросы, то первое время он будет пытаться отвечать при помощи жестов и эмоций. Старайтесь не идти на поводу у малыша, и задавайте ему вопросы, требуя вербальных ответов. Конечно же, крохе, которому пошел третий год, сначала будет это не нравиться.

Возможно, малышу будет плакать, и пытаться добиться нужного ему при помощи жестов. Четко стойте на своем, и требуйте от малыша ответа, пусть даже он будет сказан не слишком правильно. Такие уроки очень быстро из обязанности перерастут в игру, и малыш будет отвечать вам охотнее.

Любой опытный логопед даст следующие советы родителям, чей ребенок, которому пошел третий год, не говорит:

  1. Развивайте малышу мелкую моторику рук. Играйте в , используйте развивающие игрушки и подручные материалы, такие как пуговки, баночки, крышечки, лоскутки и другие похожие вещи.
  2. Мама и папа малыша, которому пошел третий год, должны договориться и не позволять ребенку использовать только жесты в диалоге. Лучше совместно учите малыша простым словам, таким как дай, на, спасибо.
  3. Дайте своему малышу, которому исполнилось два года, общаться с другими детками, более старшего возраста. Разговаривая с детками, которые хорошо говорят, малыш будет учиться, такие незаметные упражнения пойдут ребенку только на пользу.
  4. Мама может пойти на хитрость и «забыть» окончание фразы. Малыш может ее закончить за вас правильно и тем самым ваши уроки незаметно для ребенка продолжаться.
  5. Если кроха, которому пошел третий год, задает вопрос, вы должны слушать его очень внимательно. Такое отношение очень стимулирует интерес ребенка к тому, чтобы занятия были регулярными и интересными.

Учим произносить звуки

Мама малыша, которому пошел третий год, обязательно должна поощрять обучение малыша произношению тех или иных звуков. Как порекомендует вам любой логопед, вы должны начать эти уроки с произношения гласных. Желательно, чтобы малыш был заинтересован в постоянном повторении новых звуков и звукосочетаний. Пусть кроха повторяет их столько, сколько захочет.

Когда малыш хорошо усвоит гласные звуки, можно будет переходить к согласным. Начните с простых, таких как б, в, г, и постепенно переходите к более сложным. Доктор Комаровский рекомендует такие уроки преподносить в виде игры, чтобы малышу не было скучно. Неплохо будет смотреть с малышом короткие обучающие видео, в которых персонажи произносят звуки.

Буква Р

Многие мамы задумываются, как научить как научить ребенка говорить букву р. Логопед может порекомендовать следующие способы:

  1. Выучить с малышом несколько стишков с буквой р.
  2. Шутливо рычать, стараясь показывать малышу правильную постановку губ и языка.
  3. Делать специальные упражнения, которые назначит логопед. Обычно такие упражнения можно найти в видео.

Буква Л

Чтобы кроха правильно выговаривал букву Л, обязательно нужно делать следующее упражнение, как рекомендует доктор Комаровский. Попросите малыша широко улыбнуться и язычком провести по внутренней поверхности зубов на нижней челюсти. Сначала можете найти обучающее видео и посмотреть его, чтобы пояснить малышу.

Для этого расслабленный язык нужно высунуть изо рта и болтать им вверх-вниз, пытаясь произнести букву Р.

Буква З

Научить карапуза говорить букву З очень просто. Попросите ребенка произнести С, но на повышенных тонах голоса. Закрепите это упражнение словами зуб, заяц, звезда, зонтик. Покажите малышу, как напрягаются мышцы горла, когда произносится звонкий звук, поднесите его ручку к своему горлу.

Когда и что делать, если ребёнок не говорит? – Доктор Комаровский

С самых ранних лет следует учить малыша правильно выражать свои эмоции, грамотно строить предложения. На первый взгляд кажется, что процесс не вызовет труда, и на пути к достижению цели не возникнет сложностей. Однако каждый ребенок индивидуален, и может не сразу начать говорить.

Когда учить ребенка говорить

Есть возрастные периоды, по которым можно определить, насколько правильно проходит развитие речи у малыша. Строго определенных правил не существует. Процесс обучения следует начинать с самого рождения: крохе следует петь песни, рассказывать истории, разговаривать с ним во время прогулки. Материнское сердце подскажет, как нужно действовать.

В период от 6 месяцев до года происходит активное формирование мозговых центров, которые ответственны за речь, поэтому общению с малышом следует уделять повышенное внимание.

В период с 2 до 3 лет речевые области практически полностью сформированы. Именно в это время дети начинают свободно выражать свои мысли, говорить, и обучение должно проходить максимально активно. Не стоит переживать, если к этому возрасту не происходит резкого скачка. Оптимальный вариант – проконсультироваться со специалистом, и при отсутствии признаков болезни или физиологических отклонений продолжать развивать речевой аппарат.

Нормы речи детей разного возраста

Для каждого периода взросления характерны определенные звуки, слова и предложения, с помощью которых малыш выражает свои эмоции.

Что говорит ребенок до 12 месяцев

Первые звуки от ребенка можно услышать уже в 2 месяца (помимо крика и плача). Малыш с удовольствием говорит «-гу», протягивает гласную «-а». Важно отвечать крохе, давать понять, что общение важно. Через несколько месяцев можно услышать уже более сложные комбинации. Полезно включать ему музыку, аудиокниги и т. п. Годовалый малыш знает около 5-10 слов, состоящих из пары слогов.

Нормы речи для детей 1-1,5 года

Речь ребенка в год и старше становится более обширной. Его словарный запас пополняется с каждым днем. Он хорошо понимает, о чем его просят родители, например, идти помыть руки, ложиться спать и т. д.

К 18 месяцам ребенок может запомнить до 20 новых слов.

Крохе нравится познавать все новое, он сам радуется, если больше запоминает и воспроизводит. Хорошо в этом периоде помогают развиваться книжки с объемными картинками, которые нужно рассматривать вместе и задавать по ним вопросы.

Как должны говорить дети 2-3 лет

В 2 года словарный запас детей включает около 70 слов, а через год малыш знает больше 200 новых выражений и около 1000 слов. Кроме того, ребенок уже умеет склонять слова по падежам, вставляет в предложения местоимения. Звукопроизношение не отличается четкостью, но к 5 годам эта проблема решается сама собой.

Что ребенок должен говорить в 3-4 года

Начиная с трехлетнего возраста, малыши могут учить маленькие песенки и стихи, отгадывать легкие загадки. Речь крохи можно легко понять, даже несмотря на ошибки в употреблении рода, числа и падежа.

Словарь достигает почти 2 000 слов к 4 годам.

Малыш начинает фантазировать, выдумывать собственные выражения. Появляется больше наречий, местоимений, прилагательных и числительных. Основные проблемы в этом возрасте – перестановка слогов местами, отсутствие звуков [р], [л] или [ц].

Что дети говорят в 4-5 лет

Речь детей в период с 4 до 5 лет состоит из 3 000 слов, не включая «переделанные» на свой лад. Предложения уже насыщены разными предлогами, прилагательными. Малыши прекрасно справляются с такими задачами, как описание предмета, пересказ небольшой сказки, чтение наизусть стихотворения с интонацией, а также чередование тихого и громкого произношения. Большинство детей умеют считать до 10.

Речь ребенка 6-7 лет

Речь детей 6 лет и старше отличается грамотностью, небольшим количеством грамматических ошибок. Они легко объясняются со сверстниками и взрослыми, без труда могут описать любую жизненную ситуацию и предметы. Имея в запасе больше 4 000 слов, ребенок способен сочинить интересную историю, придумать для нее название. Из основных проблем в этом периоде выделяют искажение малознакомых слов, неправильную постановку ударения.

Как учить говорить и развивать речь ребенка

Развитие речи у годовалых детей, малышей постарше и дошкольников проходит по-разному. Важно не просто ориентироваться на установленные нормы, но и учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Как научить говорить ребенка в 1 год

Часто родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок в год не говорит того, что считается нормой для этого возраста. Что делать в этом случае?

  • Старайтесь общаться таким образом, чтобы он отвечал. К примеру, собираясь на прогулку, можно спросить, какого цвета обувь ему больше нравится. Естественно, соответствующим образом малыш ответить не сможет, но несколько связных звуков – тоже результат.
  • Чаще общайтесь с малышом: на прогулке, дома, в магазине, в гостях.
  • Озвучивайте вслух все свои и его действия. Это может быть уборка по дому, обсуждение животных, игрушек.
  • Уделяйте внимание чтению большого количества книг, просмотру картинок. Можно выбирать не только сказки, но и энциклопедии для детей. Возможно, малыш проявит интерес к животным, насекомым, климатическим явлениям и т. п.
  • Общайтесь, используя правильную речь, без сокращения и коверканья слов. Разговаривайте с малышом как со взрослым человеком.

Не стоит волноваться, если не получается добиться положительного результата. Часто бывает, что малыш еще не готов в 1 год к полноценному общению.

Развитие речи детей 2-3 лет

Если ребенок общается с трудом или совсем не говорит в 2 года, необходимо стимулировать его речь.

Что можно сделать:

  • Поиграть в «алфавит». Малыши этого возраста любят повторять буквы за взрослыми. Необходимо четко и звонко проговаривать звуки, это дает определенные навыки в познании азбуки.
  • Чаще задавать вопросы, на которые сложно ответить однозначно: «нет» или «да».
  • Повторять те слова, с которыми малышу трудно справиться, или те, где он «проглатывает» окончания.
  • На любой проблемный звук следует подбирать стихи или песенки. При этом нужно проговаривать каждую строчку вместе с ребенком, чтобы он видел, как взрослый это делает.
  • Поправлять малыша каждый раз, когда он пытается заменить сложный звук на более простой. Чаще всего это бывает с буквами «л», «ж», «р» и «с».
  • Давать слушать детские песенки, смотреть познавательные мультфильмы, знакомить с новыми людьми: сверстниками и взрослыми. В общении малыш будет быстрее развиваться.

Насчет неправильного произношения буквы «р» в этом возрасте волноваться не стоит. Помощь специалиста потребуется, если проблема не решится к 6 годам.

Обучение речи ребенка 4-5 лет

Развитие речи для детей в возрасте от 4 и до 5 лет должно проходить посредством игр, упражнений и тренировок.

Не следует забывать о совместном просмотре книг с картинками. Нужно, чтобы малыш пытался максимально много рассказывать о предметах, которые видит. Хорошо помогает разучивание стихов и песен наизусть.

Как развить речь детям 6-7лет

Главное в процессе развития речи ребенка 6 лет – сформировать фонематический слух, научить выделять из больших предложений слова, а из слов – конкретные звуки. Кроме того, важно, чтобы дети делили на слоги хотя бы маленькие слова. Это важно не только для речи, но и дальнейшего умения внимательно читать и осознавать прочитанное.

Чтобы избежать речевых отставаний, необходимо делать следующее:

  • Регулярно давать детям самые лучшие литературные произведения. Причем ребенок не просто должен его послушать (если не умеет читать), а попытаться пересказать или приготовить сценку, где он играл бы роль главного героя.
  • Загадывать загадки, давать разнообразные задания, связанные с текстами или словами. К примеру, это может быть правильная расстановка слогов, слов в предложении. Следует внимательно следить за ошибками, вовремя их исправлять, регулярно повторять то, в чем у ребенка замечено слабое место.
  • Играть в словесные игры. Самые простые и популярные связаны с перестановкой букв в обратную сторону, подбором синонимов. Многим детям нравится игра «третий лишний».
  • Проговаривать с малышом пословицы и поговорки. Это считается одним из самых эффективных методов развития речевого аппарата, устранения дефектов.

Лучше всего, если все проблемы будут устранены до похода в 1 класс, чтобы малыш не испытывал трудности в чтении и письме.

Многие родители делают все, чтобы у малыша правильно развивался речевой аппарат: перечитывают горы литературы, записываются на консультации, обращаются в детские центры. Лучше всего – попробовать несколько способов, и выбрать максимально подходящий для малыша.

Методика «Буквограмма»

Развивающая методика «Буквограмма» – настоящий помощник для родителей. В основе программы, разработанной кандидатом психологических наук С. Шишковой, лежат принципы нейропсихологии, логопедии, а также дефектологии. Рассчитана не только на детей дошкольного возраста, которые слабо концентрируются на материале и неусидчивы, но и на подростков.

Цель использования методики – активизация памяти и внимания, а также корректировка всех видов речи.

Эти задачи осуществляются через увлекательные занятия, включенные в программу. Умственная работа чередуется с тренировками дыхания, физическими упражнениями. Шишкова считает, что правильное дыхание способствует усилению работы мозговых центров. Всего в программу включено 20 занятий, которые требуют регулярного выполнения.

Шишкова о методике «Буквограмма»:


Мультики для развития речи ребенка

Просмотр мультфильмов – одно из любимых занятий любого ребенка. Однако даже это увлечение можно превратить в полезное. Есть множество мультиков для развития речи, которые принесут огромную пользу при правильном подборе.

В возрасте от 3 до 5 лет малыш впитывает всю увиденную и услышанную информацию, поэтому пополнить его словарный запас можно через мультфильмы с красочными персонажами.

Стоит обратить внимание, на возрастные ограничения. Некоторые познавательные мультсериалы («Смешарики. Пин-код», «Фиксики») будут интересны школьникам младших классов, а вот «Клуб Микки Мауса» или «Уроки тетушки Совы» – идеальные варианты для дошкольников.

Игры, развивающие речь у детей

Для развития речи можно играть с детьми. Если ребенок любит строить рожицы и кривляться, ему понравится играть в «забавные гримасы». Один из родителей должен сесть напротив малыша и рассказывать, что от него требуется. Это может быть просьба надуть щеки, высунуть язык, подвигать в разные стороны челюстью и т. п. Главное, использовать как можно больше комбинаций, чтобы задействовать максимум мышц лица.

В игре «часики» нужно, чтобы ребенок поработал языком, представив, что это часовая стрелка. Двигать им следует, меняя каждый раз скорость, в разных направлениях.

Другой вариант игры – предложить крохе изображать жирафа и мышку. В первом случае малыш должен встать на колени, поднять руки, сжатые в ладонях, потянуться максимально высоко на вдохе. Соответственно, на выдохе кроха изображает мышку, присев, опустив голову, обхватив руками колени. Обязательно соблюдение многократности повторений.

Известный педиатр Евгений Комаровский советует родителям не переживать, если ребенок не говорит до 2 лет. Стоит забить тревогу, если малыш достиг трехлетнего возраста, и не умеет правильно выразить свои мысли или отказывается говорить вообще.

  • Говорить с крохой нужно, не используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.
  • Если малыш долго молчит, то ситуацию поможет исправить детский сад. Некоторые дети раскрываются именно в такой обстановке.
  • Детям нужно регулярно включать музыку, начиная от забавных песенок из мультфильмов и сказок, заканчивая классикой. Все это оказывает положительное влияние на восприятие речи, звуков, мира.
  • Использовать для бесед любую свободную минуту. Обсуждать можно все: цвет проезжающей на улице машины, рост пробегающей собаки, растительность и т. п., главное – использовать большое количество прилагательных.
  • Постоянно задавать вопросы, даже, если кроха отказывается на них отвечать.

Положительная динамика при регулярных занятиях обязательно будет заметна, если малыш здоров и у него не наблюдается каких-либо физиологических отклонений.

Методика Ушаковой по развитию речи детей

Обучение связной речи – процесс долгий и сложный. Помочь родителям может методика известного доктора педагогических наук О. Ушаковой. Цель программы – совершенствование произношения звуков, улучшение дикции.

Методика построена на маленьких стихотворениях, скороговорках, потешках и играх.

Программа подразумевает задействование синтаксического, лексического, а также фонетического строев с целью ускоренного развития осмысленной и связной речи. Она отлично подходит для маленьких ребят, посещающих детский сад, для школьников. Многие логопеды выбираю методику как базу для исправления дефектов речи.

Развитие речи дошкольников на основе методики Ушаковой:

Скороговорки для развития речи детей

Скороговорки – помощники не только в познании родного языка, но и в совершенствовании речевого аппарата. Причем многие ребята отдают предпочтение именно скороговоркам, а не стихам или песням, что связано с увлекательностью их произношения и весельем. Быстрое произношение трудно построенной фразы помогает устранить большинство проблем.

Если грамотно построить процесс ознакомления со скороговорками, то крохе будет уже тяжело оторваться от их изучения. Ему понравятся не только сами веселые занятия, но и возможность продемонстрировать свои способности друзьям. Начать можно с таких легких примеров, как «щеночкам щеточками чистили щечки» или же «жил жираф, жир жевал».

Не стоит беспокоиться, если ребенок не разговаривает в раннем возрасте, ведь навыки речи у каждого проявляются в разное время. Единого правила обучения не существует, родителям придется выбирать из множества вариантов, экспериментировать, наблюдать за реакцией крохи. Терпение и умение прислушиваться к малышу приведут к положительному результату.

Как научить ребенка говорить? Все родители хотят, чтобы дети хорошо развивались, не отставали в развитии. Если говорить о развитии физическом, то тут нужно ребенку дать время, пока он будет готов сесть, встать, пойти. Нельзя ребенка «учить» сидеть и ходить, потому что вы можете навредить ему. Ребенок обязательно сядет, когда его мышцы и позвоночник будут к этому готовы. Но вот говорить ребенка нужно учить.

Если слышали истории про детей, которые воспитывались животными, то у таких детей речи не было. И она не появлялась впоследствии. Так что окружение человека очень важно для формирования его речи. Важно, как вы будете общаться с малышом, в какие игры играть, какие книги читать и так далее. Не думайте, что речь сама по себе появится, если с ребенком совсем не заниматься.

В середине 1970-х годов нарушение речи наблюдалось у 4% детей. Сейчас это число выросло в 6 раз! Причин много. Напишу, какие сигналы должны насторожить родителей в развитии малыша:

  • в 3 месяца ребенок не поворачивает голову, когда к нему обращаются
  • в 4-6 месяцев ребенок не пытается произносить звуки б, п, м, не ищет источник звука
  • в 7 месяцев не узнает голос близких людей, с которыми живет
  • к концу 9 месяца у ребенка отсутствует лепет
  • в 2 года ребенок только может сказать несколько лепетных слов, не может построить простую фразу из 2-3 слов, не может показать нужное изображение на картинке
  • в 3 года малыш не определяет понятия верх-низ, не может ответить на пространственные вопросы «что», «где».

Если есть проблемы в речевом развитии, то нужно обязательно с ребенком заниматься, не упускать время.

Дети все индивидуальны и говорить начинают в разном возрасте. Но родители должны сделать все, что от них зависит, чтобы ребенок развивался нормально. Что нужно делать, я написала в этой статье. В возрасте до 2 лет важно следить за прогрессом в речевом развитии. Нужно, чтобы у ребенка была заметна динамика его речи. Например, в 1,6 он «мычит» и тычет пальчиком, в 1,7 говорит какие-то слоги, в 1,8 говорит отдельные слова, в 1,9 говорит больше слов, в 2 говорит простые предложения.

Это просто отвлеченный пример, каждый ребенок будет развиваться по своей схеме. Но его развитие не должно стоять на месте. Вы должны анализировать, есть ли динамика. Если в течение 2-3 месяцев ничего не меняется, то нужно обратиться к врачу за консультацией (к неврологу, логопеду и лору для проверки слуха).

Эти этапы весьма условны, потому что каждый ребенок индивидуален и даже в одной семье разные дети в разное время могут начинать говорить. Но все же существуют некие ориентиры, которые следует знать.

  • В 9-10 месяцев у ребенка могут появиться первые слоги и слова (мама, папа)
  • В 1 год по нормам у ребенка должно быть в словарном запасе около 10 простых слов (мама, папа, баба, бух, дай, ав, му, на и т.д.). Знаю, что сейчас мало детей в год говорят хоть что-то. Эти слова могут появиться на 3-5 месяцев позже.
  • В 1 год и 8 месяцев ребенок может знать уже около 40 слов, он может сказать простую фразу из двух слов (дай би-би, баба ам, мама дай и т.д.).
  • В 2 года ребенок уже может говорить около 100 слов (до 300 слов).
  • В 2,6 года малыш может говорить простые предложения.
  • В 3 года ребенок уже должен разговаривать, знать до 1000 слов. В 3 года ребенок может рассказать, где он был, чем занимался, что видел. В общем, он становится уже полноценным собеседником.

Советую завести словарик, в котором будете записывать все слова, которые говорит ребенок. Так можно будет отслеживать динамику и новые слова.

Если в 3 года ребенок не говорит, обязательно нужно обратиться к врачам, о которых я писала выше. Не ждите, что он сам заговорит, не теряйте время. Потом будет гораздо сложнее развить его речь. Если ребенок отстает в развитии, невролог после обследования назначит лекарства, которые нужно принимать и не отказываться.

Что нужно делать, чтобы у ребенка нормально развивалась речь

1. С ребенком нужно разговаривать

Первый и очень важный пункт в этом вопросе — с ребенком нужно как можно больше разговаривать. Дети любят копировать взрослых, поэтому, если родители много с ребенком общаются, то и ребенок будет пытаться как можно раньше заговорить. Где бы вы ни находились с ребенком, показывайте ему разные предметы и говорите, как это называется. Нужно формировать у ребенка хороший словарный запас.

Разговаривать с ребенком нужно начинать еще до его рождения. Уже после 6 месяцев беременности ребенок достаточно хорошо слышит и может отличать знакомые голоса. Поэтому, как бы это не казалось странным, нужно общаться с ним уже на этом этапе. Пойте ему песни, рассказывайте, что вы сейчас делаете. Когда ребенок родится, с ним нужно продолжать общаться.

Вы должны быть всегда в «режиме радио». Говорите о себе постоянно, чтобы ребенок соотносил слова с действиями. Например, «мама готовить кушать», «мама пылесосит», «мама моет посуду» и т.д. Если есть возможность, говорите, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию, поворачивайтесь к нему лицом. Так же на прогулке, рассказывайте об окружающем мире, говорите, что каким цветом и какой формой.

В современном мире очень сильно увеличилось количество заболеваний аутизмом, когда ребенок полностью погружен в свой внутренний мир, не интересуется социальной его составляющей, не хочет общаться, дружить, идти на контакт с другими людьми. Причин для этого много, но одна из них — мы стали меньше общаться друг с другом. Гаджеты заполонили мир, взрослые все больше времени проводят онлайн, все меньше общаясь со своими детьми.

Когда ребенок еще грудной младенец, многие покупают радионяню, которая частично заменяет маму. Из-за этого мама реже к малышу подходит, меньше к нему прикасается, меньше говорит. Когда ребенок становится старше, ему включают мультики во время еды, что тоже не способствует живому общению. Поэтому, если хотите, чтобы ребенок заговорил пораньше, начинайте с ним говорить еще до рождения!

2. Детям нужно читать книги и петь песни

Чтение книг — обязательная составляющая в развитии ребенка. Когда ребенку читают сказку или стихи, он слышит новые слова, которые родители не употребляют в повседневной речи. Если слово ребенку не понятно — объясните его значение. Книги берите с крупными и яркими картинками, которые будут подогревать интерес малыша. Если будете с раннего возраста читать детям стихи, то будет развиваться память. И совсем скоро ваш кроха будет вам декламировать эти тексты.

Память детей до трех лет способна на многое. Например, я своей дочери в год купила большую книгу с картонными страницами — азбуку в стихах. На каждой странице была нарисована буква, стих и картинка. Мы читали эти стихи, она пальчиком показывала на большую букву, я ей ее называла. Так же рассказывала, кто нарисован и чем занимается. В полтора года она еще говорила плохо, но буквы знала, умела их все показать на алфавите. В два года она уже наизусть читала «Мойдодыр» — это ее любимая сказка в то время.

Так что чтение книг очень хорошо развивает ребенка. В младшем возрасте они больше любят стихотворные произведения — короткие стихи или сказки в стихах, как у Чуковского. Найдите 10 минут в день, чтобы почитать ребенку, хотя бы перед сном.

Кроме книг музыка очень хорошо помогает ребенку в его развитии. Мелодичные звуки помогут быстрее овладеть речью. Поэтому пойте ребенку песни, в которых можно хорошо разобрать слова. Или включайте ему детскую музыку. Главное, чтобы песни были на русском языке и слова четко произносились.

3. С детьми нельзя сюсюкать

Сюсюканье — это большая проблема взрослых. Видя маленького ребенка у них начинается приступ нежности или чего-то там еще. И начинается «муси-пуси, ути-пути» и т.д. Взрослые намеренно искажают свою речь, говоря на «детском» языке. А ребенок, как уже было сказано, копирует поведение взрослых. Так что не удивляйтесь, что ребенок не будет говорить нормальным языком, а будет «нести чушь».

Дети, с которыми много сюсюкают, плохо разговаривают, их чаще потом приходится водить к логопеду на постановку звуков. Педиатры разрешают с ребенком вот так умильно беседовать максимум до 6 месяцев. После этого нужно всегда разговаривать нормально, четко, правильно произносить слова, показывая пример. И не разрешать другим сюсюкать со своим ребенком.

Называйте вещи своими именами, четко произносите слова. Например, называйте других детей «мальчик» и «девочка», а не «ляля». Очень часто слышу, как дети уже в возрасте 4 лет называют других детей лялями. А все потому, что так говорят родители.

4. Иногда детей нужно «не понимать»

Чтобы ребенок заговорил, нужно создать в нем потребность именно в речи. Маленькие дети привыкли показывать жестами, что они хотят. И родители с радостью выполняют все их пожелания. Но иногда попробуйте «не понять», чего хочет ребенок. Например, он тычет пальчиком на чашку или показывает ртом, что хочет пить. Не давайте ему сразу воду, а спросите: «Что ты хочешь? Скажи — пить!»

Начать говорить ребенку сложно, потому что существует некий барьер. Так же, как взрослым тяжело говорить на иностранном языке в чужой стране, нужно побороть языковой барьер. И ребенку проще показать. Так что создавайте ситуации, в которых ребенок должен говорить, чего оно хочет. Существует методика для введения нового слова в обиход ребенка. По этой методике желаемое слово нужно произнести взрослому не меньше 50 раз в день.

Вот хотите, чтобы ребенок начал говорить «дай», просите его сказать это слово. И сами четко повторяйте его несколько раз. Если хотите, чтобы ребенок начал говорить слово, обозначающее предмет, старайтесь как можно чаще «натыкаться» на этот предмет и озвучивать его. Если ребенку удалось произнести слово, обязательно похвалите его, поцелуйте. Пусть он видит, что для вас это очень важно. Искренне радуйтесь успехам вашего чада.

Игры для развития речи у детей

Существует много развивающих игр, играя в которые ребенок быстрее заговорит. Предлагаю ознакомиться с некоторыми такими играми и внедрить их в жизнь.

Шнуровка

Развитие мелкой моторики напрямую связано с отделом мозга, который отвечает за речь. Ребенку нужно давать различные задания на мелкую моторику. Одна из таких игр — шнуровка. В продаже сейчас множество вариантов различных шнуровок. Есть яблоко, в которое заползает «червячок»-иголочка, есть девочки или зверушки, к которым нужно «пришить» одежку и т.д.

Шнуровку можно сделать и дома из подручных средств. Для этого понадобится цветной картон, разноцветные шнурки, дырокол. Сделайте дыроколом несколько отверстий в картоне. Покажите ребенку, как можно протянуть шнурки в дырочку. Сначала можно сделать всего пару отверстий, а постепенно усложнить задание и сделать дыры в виде какого-либо простого рисунка. Помогите малышу вышить шнурками эту картину. Ребенку очень понравится, что он сам смог сделать такую красоту.

Также играйте в другие игры, где нужно делать мелкую работу пальчиками. Например, пока вы готовите обед, смешайте в миске белую и красную фасоль. Пусть малыш займется сортировкой. Также можно в миске с крупой спрятать мелкие игрушки, а ребенок должен их найти. Находит игрушку, а вы спрашивайте: что это? Если ребенок не может ответить, проговорите сами, а затем попросите повторить ребенка.

Во время купания дайте ребенку две чашечки, пусть он переливает воду.

Также очень хорошее занятие — нанизывание бусин. Для совсем малышей это могут быть крупные детали, с большими отверстиями. В два года можно уже давать мелкие бусинки нанизывать на леску. Только нужно присматривать, чтобы ребенок не тянул в рот и в нос мелкие детали.

У ребенка должны быть развивающие игрушки: сортеры, конструкторы, пирамидки, кубики, пазлы.

Зарядка для язычка

Вы же делаете зарядку с детьми? Язычок тоже нуждается в разминке. Артикуляционная гимнастика подготовит ребенка к речевым навыкам. Занятия у логопеда всегда начинаются с разминки языка. Существует много различных упражнений, но не все они предназначены для детей до 3 лет. С малышами можно выполнять простую зарядку под это стихотворение:

Сначала вы проговариваете первую строчку и показываете, что делает язычок. Ребенок за вами повторяет. И так далее выполняете всю зарядку. Дети очень любят обезьянничать. Вы весело и с пользой проведете время. Такие стихотворные разминки всегда актуальны. Хоть для обычной гимнастики, хоть для артикуляционной.

Имитация звуков животных и предметов

Обычно одни из первых слов детей — это имитация звуков животных. Если ваш малыш еще не говорит ничего, то эта игра будет очень кстати. Распечатайте разные картинки или просто возьмите книгу с крупными рисунками. Показывайте ребенку, например, корову и спрашивайте: «Как говорит корова?». Сами сразу же не отвечайте, не гасите у ребенка желание заговорить, дайте ему подумать. Если ребенок все же сам затрудняется ответить, скажите «му-у-у». А он повторит по возможности.

Когда говорите ребенку, смотрите ему в глаза. Он должен видеть, КАК вы говорите.

Таким образом показывать можно не только животных, но и различные предметы. Например, как звучит барабан? Или какой звук издает машина, муха, как капает вода? Звукоподражание — это важный этап в формировании речи.

Картины из кусочков бумаги

Как я уже говорила, нужно развивать мелкую моторику пальцев. Один из вариантов — учить ребенка рвать бумагу на мелкие кусочки. Чтобы процесс был еще более интересным, нарисуйте на белом листе простую картинку (домик, дерево, солнце, собачку и т.д.). Цветной бумагой нужно будет «раскрасить» этот рисунок. То есть нарвите на маленькие кусочки желтую бумагу и приклейте к солнышку, голубые кусочки — к облачку и т.д. Для малышей лучше купите клей-карандаш, им удобней пользоваться — намазал картинку на белом листе и прикрепляй мелкие цветные бумажки к ней.

Если ребенок маленький и у него не получается порвать бумагу на мелкие кусочки, покажите, как нужно держать лист, какими движениями отрывать. Приклеивание мелких деталей тоже требует определенных навыков, нужно взять пальчиком эту маленькую бумажечку, приклеить на нужное место. Дети такие аппликации очень любят, это увлекательный творческий процесс и еще один повод пообщаться с мамой, а также выучить новые цвета.

Лепка, рисование

Тут и так все понятно. Рисование помогает ребенку учиться координировать свои движения. Научите ребенка правильно держать в руке карандаш, в 2 года ребенок уже может это делать. Купите ребенку трафареты для рисования, так он быстрее познакомится с различными формами, животными и т.д. Тем более, что рисование по контуру — очень хорошее развивающее занятие.

Для малышей купите мягкий пластилин, из которого очень легко слепить любую фигурку. Научите ребенка катать шарик, колбаску, лепить кубик. А из этих деталек уже можно вылепить человечка или зверушку.

Лепить в песке куличики любят все ребятишки. И нужно это делать обязательно. В зимнее время можете купить кинетический песок для дома. Из него легко слепить любые фигурки с помощью формочек. Этот песок может быть цветным и он приятный на ощупь.

Пальчиковая гимнастика

Самая простая зарядка для пальчиков — знаменитая «Сорока-ворона», которая кашу варила и деток кормила. Также можно использовать другие стихи, выполняя пальчиками различные движения. Ребенок смотрит на вас и пробует повторить. Если у него не получается сложить пальцы нужным образом, помогите ему.

Фотоальбом

Распечатайте несколько фотографий ребенка в разные моменты его жизни: как он есть, как он спит, как играет, как гуляет. Также можно в этот альбом включить фотографии мамы и папы за каким-нибудь занятием. Рассматривайте эти фотографии и комментируйте: Аня ест, Аня играет, мама чистит зубы, папа читает книгу и т.д. Когда ребенок научится говорить о своих близких людях, ему легче будет перейти на рассказ о действиях других людей (тетя держит собачку, дядя бежит).

Игра «Луч света»

Эта игра научит ребенка подражать звукам животных и выучить их названия. Найдите несколько фигурок животных и расставьте их в комнате вечером. Позовите ребенка и скажите, что потерялись наши зверушки, их нужно найти. Выключите свет и скажите: теперь стало темно, нам нужен фонарик. Возьмите фонарик и ищите с его помощью «потерянных» животных. Когда луч света наткнется на какое-то животное, спросите — кого это мы нашли (овца ме-ме). И так ищите всех животных. Дети любят игры в темноте с фонариками. А в хорошем настроении и учиться легче.

Играйте со своими детьми, общайтесь, читайте книги, рассказывайте об окружающем мире. Не думайте, что ребенок еще маленький и ничего не понимает. Он накапливает информацию и запоминает. Если статья была интересна, поделитесь ею с друзьями в социальных сетях. И пишите в комментариях, как вы развиваете своих детей. Также читайте статью: « «, чуть позже эти знания пригодятся.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!