Женский журнал Ladyblue

Патриотическое воспитание младших школьников через народные традиции. Для выяснения о просмотре исторических передач вместе с родителями был задан вопрос: «Просматриваете ли вы вместе с родителями по телевидению передачи о историческом прошлом русского на

Государственное образовательное учреждение среднего

профессионального образования

Педагогический колледж №7 Санкт-Петербурга

ВКР по педагогике

Тема: Формирование патриотизма у младших школьников средствами краеведческой работы

Данилова Маргарита Павловна ,

Специальность 050710 -

педагогика дополнительного образования

Курс 5, группа 504

Научный руководитель:

Лазутченкова Елена Геннадьевна

2007-2008 уч. год

Введение
Глава 1.

Теоретические основы патриотического воспитания

1.1.

Основные понятия темы

1.2.

Проблемы патриотического воспитания

1.3.

Особенности патриотического воспитания детей младшего возраста

1.4.

Изучение истории родного края как средство формирования патриотического воспитания

1.5.

Формы внеклассной краеведческой работы, направленные на воспитание чувства патриотизма у младших школьников

Выводы по 1 главе
Глава 2

Опытно-экспериментальная работа

35
2.1.

Констатирующий эксперимент

2.2.

Формирующий эксперимент

51
2.3

Контрольный эксперимент

57
Заключение 71

Список использованной литературы

Приложение 75

ВВЕДЕНИЕ

Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами… Я полагаю, что мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения и суеверия".

Петр Чаадаев

У патриотизма многоженство разнообразных и неоднозначных трактовок, но самая распространенное определение патриотизма коротко и ясно – это любовь к своей Родине. А с чего начинается Родина? С вида за окном, с дороги от дома до школы и обратно, с детской площадки во дворе, с родного города, в котором многое напоминает о богатой событиями истории родного края и, конечно, истории всего Отечества в целом.

Большинство авторов, рассматривающих проблему патриотического воспитания в России, считают, что школьное патриотическое воспитание во многом сошло, как говорится, «на нет». И. А. Агапова и М. А. Давыдова выделяют факторы, которые в последнее время этому способствовали: усиленное обсуждение в СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной идеологии, которая смогла бы стать базовой в деле такого воспитания, а также отсутствие методических работ, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме.

Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев в своем методическом пособии пишут: «В прошедшем веке Россия пережила всплески и антипатриотизма (Первая мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая Отечественная война). На рубеже ХХ-ХХ1 вв. необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь стала актуальна. Нынешние школьники растеряны, поскольку не могут найти объяснения всем противоречиям хода истории. В советские времена достижения Руси, России игнорировались учителями истории, в послеперестроечное время аннулировались все достижения советского времени. Необходимость воспитания исторически грамотного гражданина, тем не менее, не вызывает сомнения, если мы не хотим быть «Иванами, не помнящими родства».

Об общей ситуации в стране и необходимости введения патриотического воспитания уже в младшем школьном возрасте пишут Строганова Л. В., Кербицкова Н. Л.:

«Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Он выступает одним из важнейших элементов в формировании мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих человека чувств патриотизма и уважения национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Воспитание этого важного качества необходимо начинать с раннего детства. Большая роль здесь отводится начальной школе. Дети в этом возрасте внушаемы, подражают учителю во всем и донести до них идеи патриотизма – вполне реальная задача».

Исходя из мнений и фактов, приводимых авторами, и мы можем определить проблему патриотического воспитания в настоящее время как одну из актуальнейших и требующих внимательного рассмотрения и анализа, т. к. недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Проблема состоит в разработке системы внеклассных мероприятий по ознакомлению детей младшего школьного возраста с историей и культурой Санкт-Петербурга для формирования у них чувства патриотизма.

Объект - процесс формирования патриотизма у младших школьников.

Предмет – краеведческая работа как средство формирования патриотизма у детей младшего школьного возраста.

Цель – привить любовь и уважение к своей малой Родине, ее культуре и самобытности, сформировать патриотизм средствами краеведческой работы.

Гипотеза – Мы предполагаем, что возможно сформировать патриотизм у учащихся 1-4 классов, если ввести четкую систему внеклассных краеведческих занятий и экскурсий.

Задачи :

1. проанализировать библиографические источники по проблеме патриотического воспитания младших школьников; изучить особенности работы по проведению патриотического воспитания детей младшего школьного возраста;

2. провести диагностики по выявлению особенностей патриотического воспитания детей 1-4 классов;

3. провести формирующий эксперимент по ознакомлению младших школьников с культурой, историей и красотой г. Санкт-Петербурга;

4. проверить результаты экспериментальной работы;

5. обобщить результаты, сделать выводы;

Методы:

1. анализ психолого-педагогической и методической литературы;

2. анализ патриотических программ, используемых учителями школы.

3. диагностика особенностей патриотического воспитания детей младшего школьного возраста: анкетирование, беседа с учащимися.

Практическая ценность данной ВКР заключается в том, что для реализации ее гипотезы была разработана система внеклассных занятий и экскурсий на повышение уровня патриотизма младших школьников.

Глава 1.

Теоретические основы

формирования патриотического воспитания

1.1 Основные понятия темы

Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем… Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемых усвоить известные нравственные привычки

Л. Н. Толстой

Первое по степени важности место среди других терминов в нашей ВКР занимает термин «патриотизм» .

В современной науке имеет место разномнение по вопросу о сущности патриотизма. Некоторые философы (Н.И. Матюшкин, М.В. Митин, П.М. Рогачёв и др.) определяют патриотизм как высшее нравственное чувство.

В педагогических исследованиях ряд ученых (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, И.П. Тугаев) считают патриотизм политическим принципом. К нравственным качествам относят патриотизм В.В. Белоусов, Д.Н. Щербаков, Н.Е. Щуркова. Однако большинство педагогов (Н.П. Егоров, Л.Р. Болотина, Т.А. Ильина, Т.Н. Мальковская, И.С. Марьенко, Р.А. Полуянова, Ю.П. Сокольников) определяют патриотизм как сложное нравственное качество.

Такое множество мнений обусловлено сложностью рассматриваемого явления. Исходя из этого, необходимо уточнить сущность и содержание патриотизма, так как эффективность патриотического воспитания зависит от точного определения исходных понятий и положений.

Определение патриотизма как нравственного чувства не отражает его сущности в полном объёме, так как нравственные чувства – это переживания человеком своего отношения к окружающей действительности, поступкам и действиям, нормам ответственности. Патриотизм же предполагает переживания личностью своего отношения к Родине, Отечеству, осознание своего патриотического долга, а также стремление к его реализации.

Мы рассматриваем патриотизм как любовь к Родине – это активная гражданская позиция. Патриотизм – это чувство гордости за своё Отечество, его историю, свершения. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа. «Российский патриотизм» – это отношение граждан к своей Родине – Российской Федерации, выражающееся в готовности служить ей и защищать её. Это отношение к необъятным просторам страны, её природным богатствам, героическому историческому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам, её населяющим, их национальному достоинству, культурам, традициям, соотечественникам.

Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников

В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания стала более заметной. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания.

Воспитание патриота в современном обществе имеет огромное значение. Патриотизм – важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности. Воспитание начинается в семье. И как воспитать в человеке чувство гражданина, любви к Отечеству? Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Патриотическое воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.

Каждый год с детьми проводим классные и внеклассные мероприятия, направленные на патриотическое воспитание. Цель проведения таких мероприятий состоит в осмыслении значимости определённых событий для истории России.

Но патриотов государства не воспитаешь, если они не будут любить свою семью. А значит нужно также воспитывать любовь к ближнему: маме, папе, бабушке, дедушке, сестрёнке, братишке. Надо учить уважать окружающих их людей, товарищей, одноклассников, не предавать друзей, близких им людей, воспитывать «чувство локтя».

Этому способствует утренники, проводимые в школе во внеурочное время, спектакли, в которых играют сами дети, музыкально – литературные композиции, посвящённые значимым событиям в нашей стране, тематические праздники. Здесь дети не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить, не подводить своих товарищей и учителей, взаимовыручке. Эти мероприятия сплачивают детей.

Уделить несколько минут патриотическому воспитанию можно и нужно на каждом уроке. Любой учитель всегда может подобрать необходимый материал, задания которого помогают воспитывать ребёнка, не навязывая своего мнения, а как – бы исподволь подводя его к нужному мнению. Главное, чтобы каждый хотел участвовать в такой работе по мере своих сил. Пусть родители помогают своим детям в поиске. Такая работа объединяет и сплачивает семьи. В результате мы заставляем каждого ученика изучать историю страны и узнать, какой вклад принесла его семья в развитие города, страны. Через совместную работу мы помогаем ему гордиться своими родными, своим городом, своей Родиной. Основным средством воспитания настоящего патриота является включение учащихся в разнообразные виды деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Патриотическое воспитание начинается с первых дней учёбы в школе. В учебниках по литературному чтению, окружающему миру, истории, русскому языку, математике есть много материала, на основе которого можно воспитывать патриотов нашей страны. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Потому – то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Очень важно начать прививать ребенку любовь к Родине, стране, своему народу с раннего детства. Ведь патриотизм - одна из важных черт современной развитой личности.

Актуальность патриотического воспитания младших школьников связана с тем, что сейчас очень много негативной информации, особенно в СМИ, которая зачастую подрывает веру и любовь к народу и стране. Именно поэтому необходима программа гражданского и военного патриотического воспитания школьников.

Патриотическое воспитание младших школьников позволяет с раннего возраста сформировать правильное отношение детей к своей стране – умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа, объяснить понятия добра и зла, сформировать представление о значимости России и ее самоценности. Все это поможет вырастить поколение, готовое к подвигу, готовое отстаивать интересы своей страны. Ведь патриотизм имеет характерные черты – веротерпимость, законопослушность, трепетную любовь к родной природе.

Патриотизм основывается не на пустом месте, а на вековых традициях и устоях нашей страны. Самое главное – самостоятельно школа не сможет справиться с патриотическим воспитанием. Здесь должна присутствовать поддержка и участие семьи.

Задачи патриотического воспитания школьников

Программа нравственного патриотического воспитания младших школьников направлена на выполнение следующих задач:

  • воспитывать у школьника чувство самоуважения через его добрые поступки, любовь и уважение к семье и друзьям, чувство уважения к старшим;
  • формировать представление об окружении человека, умение вести себя в обществе в соответствии с общепринятыми нормами;
  • воспитывать любовь к малой родине через интерес к семейной истории и ее традициям, уважение к ее прошлому страны, настоящему, а также воспитать чувство ответственности за ее будущее.

Особенности патриотического воспитания младших школьников

Но не стоит забывать, что мы говорим сейчас о детях в возрасте 7-10 лет, и с этими задачами можно справляться только через игры и увлекательные мероприятия, доступные для понимания детей – это главная особенность патриотического воспитания младших школьников. Основные мероприятия, направленные на формирование патриотизма: классные часы, деловые игры, встречи с ветеранами, беседы, викторины, смотры-конкурсы, коллективные творческие дела, соревнования, выставки, экскурсии, походы, поездки, знакомство с историческим прошлым малой родины, ее традициями, фольклором, обычаями русского народа.

Военно-патриотическое воспитание является одной из составляющих школьной программы. Основная цель – это формирование любви к Родине, психологической и моральной готовности к службе в армии – защите своей страны. Справиться с этой задачей позволяют экскурсии в исторические музеи, походы по местам боевой славы. Все это приобщает школьников к истории нашей страны, ее духовности.

Не стоит забывать и о спортивной составляющей. Участие в различных соревнованиях, спортивных праздниках вместе с родителями сплачивает семьи, и цепочка школа-семья-педагог становится сильнее, крепче, авторитетнее в глазах младших школьников.

Гражданское патриотическое воспитание позволяет формировать правильную гражданскую позицию, любовь и уважение к старшему поколению. Здесь так же важно участие семьи – ведь в истории практически каждой есть моменты, связанные с подвигом во время войны. Рассказывайте детям о бабушках и дедушках, их участии в Великой отечественной войне, пересматривайте фотографии – изучайте историю своей семьи, это тоже воспитывает в детях маленьких патриотов! Изучайте письма, дневники – это позволяет детям соприкасаться с историями людей, переживать их судьбы. Это оказывает неоценимое значение!

Не забывайте, что именно вы, родители, являетесь главным примером для подражания своим детям – будьте сами патриотами!

Содержание


Введение

2. Методический аспект проблемы патриотического воспитания

Заключение

Список использованной литературы

Приложение А. План патриотического воспитания для учеников

1 класса

Введение

Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились.

Бернард Шоу

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

К сожалению, в конце прошлого века школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме.

Смысл их заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России. Если учитель в повседневной работе начнет регулярно обращаться к материалам сборника, то их использование позволит вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот».

Тема курсовой работы является актуальной, потому что по мере взросления у школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А. Я. Бруштейн) (Цит. по: Козаковой 2003), требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет.

Цель работы – выявить методы и приемы, используемые в воспитательной работе по формированию патриотического сознания младших школьников.

Задачи:

Обосновать задачи и принципы патриотического воспитания;

Выявить методы и приемы патриотического воспитания младших школьников;

Показать эффективные формы воспитания патриота в начальной школе.

Объект исследования – процесс патриотического воспитания младших школьников.

Предмет исследования – педагогические условия работы по патриотическому воспитанию младших школьников.

Гипотеза: если подойти к работе по воспитанию патриотизма младших школьников то процесс воспитания можно сделать более естественным, эффективным. Можно предположить, что если на основе базисной программы разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по патриотическому воспитанию школьников, то можно получить следующие результаты:

Повысить уровень развития школьников;

Обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию школьников;

Повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране

Методы исследования:

Изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения .

1. Научные основы патриотического воспитания младших школьников

1.1 Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание»

В условиях многонационапьности российского государства в системе образования важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине. Необходимо отметить, что, начиная с 90-х годов 20 века, молодое поколение россиян контактирует с новыми социальными посредниками и реалиями. Оно уже не приемлет прежних устоев и ценностей прежней общественной системы, появился новый социальный тип личности. В этих условиях важным является становление обновленной системы патриотического воспитания, формулировка новых задач и повышение эффективности его форм и методов.

Политическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовно-нравственных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп россиян, молодежи в первую очередь. Усилился процесс снижения воспитательного воздействия российской культуры, искусства, образования - важных факторов формирования патриотизма. Среди молодого поколения более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания.

Произошла утрата идеологических ценностей, патриотическое и интернациональное воспитание находятся в процессе перестройки в новых социально-экономических условиях.

Объективные и субъективные процессы, происходящие в обществе, существенно обострили национальный вопрос. Как следствие, патриотизм порой перерождается в национализм, утрачивается истинное значение и понимание интернационализма.

Патриотизм (греч. πατριώτης – соотечественник, πατρίς – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы (Солженицын 1996).

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику. Соответствующая статья в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона содержит слова о патриотизме, как нравственной добродетели. Пример опросов общественного мнения показывает, что большинство опрошенных поддерживает патриотические лозунги.

Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине, одни люди считают себя патриотами, а другие их таковыми не считают. Например, Протоиерей РПЦ Димитрий Смирнов газете «Известия» 12 сентября 2008 дал следующее определение: «Патриотизм – это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой». Среди тезисов интервьюируемого: патриотизм не связан с отношением человека к политике государства, патриотизм не может означать ненависть к чужому, патриотизм культивируется с помощью религии, и др.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите (Мальгин 2006).

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Патриотизм – это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества (Леонтьев 2002).

Патриотизм – это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества (Савотина 2003). Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан.

Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины (Леонтьев 2002).

Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов.

Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы.

Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Патриотическое воспитание военнослужащих организуется и проводится в рамках единой системы воинского воспитания военнослужащих.

В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание граждан должно определяться национальными интересами России и обеспечивать активное участие граждан в обеспечении ее безопасности от внешних и внутренних угроз.

Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития (Ефремова 2005).

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели по патриотическому воспитанию осуществляется через решение следующих задач:

Утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

Создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

Воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

Привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

Привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;

Создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;

Формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

Реализация задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах.

1.2 Направленности патриотического воспитания

Задачами патриотического воспитания младших школьников являются:

1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).

2. Воспитание у младших школьников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.

Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.

3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у младших школьников определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.

Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);

Непрерывность и преемственность педагогического процесса;

Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

Деятельностный подход;

Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Рассматривая патриотизм, необходимо остановится на базовых, глубинных и наиболее устойчивых характеристиках этого отношения между человеком и страной (культурой, природой, народом), выраженных в таких понятиях, как «Отечество» и «Родина». Возможно триада: Общество – Природа – Культура вокруг Человека (воспитанника) представляет собой весьма богатую эвристическую схему.

Этимологический анализ понятий «род», «родство», «родня» дает смысловую связь между субъектом и другими людьми по следующему основанию – близость по общности происхождения, по непосредственному сходству (С. И. Ожегов) (Цит. по Лутовинов 1997). Отсюда отношение к Родине представляет собой связь человека со страной, регионом, основанная на происхождении, непосредственном сходстве.

Конечно, трудно представить, чтобы человек был похож на страну, речь скорее должна идти о некоторых характерологических ассоциативных подобиях: «широкая русская душа» – широкие поля, «голубые глаза» – ярко синие реки и озера Родины, неторопливая русская речь– неспешно текущие реки и т. д.

Широко известна цитата А. Ф. Лосева, рассматривающего Родину как «интимно-интимно – внутреннее наше» (Цит. по Кобылянский 1998). Итак, одна из главных составляющих патриотизма – идентификация человека с образами (страны, народа, культуры) по принадлежности и похожести.

Очевидно, что слово «Отечество» происходит от «отец», в тоже время привычно до тривиальности словосочетание «Родина – мать». Здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:

Благодарности детей по отношению к родителям (за порождение на свет),

Уважение детьми родителей (признание авторитета отца, отец носитель социальных норм),

Возможности детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник),

Возможности детей получить тепло, ласка, возможность быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери).

С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т. п.

В этом плане можно констатировать вторую составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества – связь функциональную: получатель добра – должник, реализующий свой патриотический долг.

На основе философских соображений следует перейти к соображениям психолого-педагогическим и ответить на вопрос что следует воспитывать в процессе патриотического воспитания, то есть, как назвать то, что мы собираемся воспитывать?

Вследствие специфики патриотизма как «любви к Родине (Отечеству)» – сугубо эмоционального отношения, говоря о главной задаче патриотического воспитания, думается самым адекватным вариантом следует признать воспитание патриотических чувств. Такая постановка вопроса совершенно не исключает необходимость личностно-ориентированного информационного обеспечения воспитания патриотических чувств, включения воспитанников в те или иные виды деятельности. Однако об этом следует говорить лишь в средственном плане.

Содержательно патриотические чувства:

Выражают субъективную значимость идентификации личностью себя с определенной страной, народом, культурой, природой на основе происхождения и похожести;

Включают эмоционально окрашенные представления (образы политических, этнокультурных, пейзажных явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству;

Проявляются в переживаниях, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отчеству, на защиту совей Родины;

Выступают регуляторами конкретных действий в жизнедеятельности личности.

Сущность воспитания патриотических чувств состоит в эмоциональном стимулировании переживаний субъектом отношений к родной стране.

Среди, прочих весьма эффективных средств воспитания, особо адекватна – символика. Скорее всего, основанием для этого убеждения является такая формула, что любят не за что-то, а вопреки всему. В воспитании патриотических чувств достаточно много суггестивного .

В воспитании патриотических чувств могут использоваться следующие группы символов:

Словесные (девиз, название, имя);

Предметные (знамя, форма, нагрудный знак);

Действенные (ритуалы);

Музыкальные (мелодии, сигналы);

Изобразительные (рисунки).

Процесс воспитания патриотических чувств у учащихся должен строится как педагогическое стимулирование переживаний субъектом происхождения и собственной похожести по отношению к стране, привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников. Успешность воспитания патриотических чувств младших школьников при использовании символики зависит от:

Особого свойства содержания и формы символов – возможности образовывать смысловые ассоциативные связи, которые К. Левин называл «валетностью» (Цит. по: Мазыкина, Монахов 2004);

Специфического порядка предъявления символов – сочетание и чередование прямых и опосредованных, индивидуальных и общественных, организованных и стихийных, непрерывных и дискретных, повседневных и событийных смысловых воздействий, что может интерпретироваться в соответствии с работами Л. И. Новиковой, как амбивалентность.

Для государственных образовательных учреждений совершенно понятно, что заказчиком патриотического воспитания выступает государство. Воспитатели в какой-то степени, понимая необходимость патриотизма как ценности, обеспечивающую адаптацию также могут вводить это направление в свою деятельность. В любом случае, чрезвычайно важно контекстное соответствие патриотического воспитания всей системе воспитания образовательного учреждения.

1.3 Формы патриотического воспитания

Патриотическое воспитание младших школьников является одной из основных задач образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу (Агапова, Давыдова 2002).

Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь.

Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. Центральной идеей воспитания была идея народности (Цит. по: Адаменко 2005).

Согласно теории К. Маркса и Ф. Энгельса, патриотизм носит классовый характер. Воспитание патриотизма отождествлялось с воспитанием отношения к государственному строю.

В 60-70-е гг. XX века понимание патриотизма стало рассматриваться как составная часть понятия нравственности. Основной упор делается на познании ребенком своей страны. В это время появляются исследования, которые опирались на эмоциональную сферу ребенка.

В Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации подчеркивается необходимость организации в школьном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

Своеобразие проявления и особенности формирования патриотизма у младших школьников. Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

В понятие патриотизма входят когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы.

Когнитивный компонент обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию.

Поведенческий – выполняет диагностическую функцию.

Эмоциональный компонент является ведущим в этом возрасте.

Чувства играют определенную роль в патриотическом воспитании детей, однако нравственные чувства дошкольников отличаются конкретностью, недостаточной прочностью и устойчивостью.

У младшего школьника представления расширяются постепенно. Система обобщенных знаний о явлениях общественной жизни формируется лишь к концу 1-2 класса. Этому способствует овладение детьми нравственными суждениями, оценками, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру.

Характерной чертой воспитания у детей патриотизма является слитность нравственных чувств и знаний.

Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями. Особенностью проявления патриотизма у дошкольников является то, что нравственный опыт ограничен рамками той практической деятельности, в которую они включаются (общение с детьми и взрослыми, труд).

В младшем школьном возрасте только начинается формирование воли, нравственных идеалов важных для патриотического воспитания.

2. Методический аспект проблемы патриотического воспитания

2.1 Разработка плана патриотического воспитания для учеников 1 класса

патриотический воспитание младший школьник

Развитие общества, его благополучие и процветание, духовная и нравственная культура во многом зависят от цели и содержания воспитания. Одним из важнейших институтов, осуществляющих воспитательную работу и патриотическое воспитание в частности, во все времена была и остается школа. Меняются цели, содержание, методы воспитания патриотизма, но сам этот процесс всегда присутствовал в деятельности учебно-воспитательных учреждений различного типа, и это вполне закономерно, так как решением задач воспитания наряду с семьей, средствами массовой информации, общественными объединениями призвана заниматься и школа.

Необходимо акцентировать внимание на процессе воспитания патриотизма в школе, то есть, в учреждения общего среднего образования. Именно в школе ребёнок проводит наибольшее количество времени, и целостная, последовательная воспитательная работа в ней призвана обеспечить высокую эффективность реализации социальных функций учащейся молодежи, что является важнейшим фактором устойчивого развития общества и успешного решения задач, стоящих перед государством. Отсутствие же или недостаточная работа с детьми препятствует социализации молодых людей, формированию нравственно и политически грамотных граждан.

В учреждениях общего среднего образования патриотическое воспитание является одним из направлений духовно-нравственного формирования гражданских качеств личности, установок-идей служения Отечеству, его защиты.

В процессе воспитания очень важен учет возрастных особенностей. У учащихся младшего школьного возраста педагоги формируют представления о человеке, как о главной ценности общества, дают им начальные сведения о Конституции, правах человека и ребенка.

Важную роль играет и формирование понятия о своей малой родине (город, улица, школа), семье, своей родословной, а также обучение детей культуре общения. У учащихся среднего младшего возраста складываются базовые представления о «большом» и «малом» социумах, своем месте в них.

В дальнейшем для школьников особую роль играют практическая направленность в сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, участие ребят в разработке и практическом воплощении собственных социальных проектов, проведение благотворительных акций, поисковая работа.

Важным критерием эффективности гражданско-патриотического воспитания, как показывает опыт многолетней деятельности, является личностный рост каждого ребенка, подростка, молодого человека, позитивная система его отношения к миру.

Показателями успешности воспитательной деятельности педагога является активность воспитанников, самодисциплина, достоинство и стремление к самосовершенствованию, развитое чувство собственного достоинства, наличие совокупности моральных качеств, осознание и объективная самооценка ребенком своего Я как гражданина, патриота, Человека.

В концептуально-програмных документах, определяющих развитие национальной системы образования, предполагается создание эффективной системы патриотического, гражданского, духовно-нравственного воспитания.

Патриотическое воспитание в школе должно осуществляться как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности, поскольку этот процесс предполагает широкое использование возможностей учебных дисциплин и включение детей в разнообразные виды социально значимой деятельности, так как в школьные годы раскрывается содержание патриотизма как чувства любви к Родине, заботы об ее интересах, готовности к ее защите от врагов.

Патриотизм как общечеловеческая ценность для каждого конкретного школьника может проявляться в чувстве гордости за достижения родной страны, горечи за ее неудачи и беды. Важно воспитать у младших школьников уважение к историческому прошлому своего народа, бережное отношение к народной памяти, национально-культурным традициям, тем людям, кто своим творчеством обогатил национальную и общечеловеческую культуру.

Патриотическое воспитание в учреждениях образования должно носить систематический характер. В его процессе используются разнообразные средства и методы актуализации исторической памяти, объектов патриотической гордости. В комплекс задач патриотического воспитания включается формирование уважительного отношения к символам суверенности народа и государства – государственному флагу, гербу, гимну.

Сегодня общество особенно волнует проблема воспитания молодежи в духе патриотизм, и наличие данной проблемы привело к интенсивному поиску пути ее решения.

Свидетельство тому, является то, что государство уделяет серьезное внимание формированию патриотизма у школьников; что нашло отражение в ряде норм и законодательных систем.

Ученический актив, при участии администрации школы, определяет содержание работы, которая включает в себя следующие компоненты:

Культурно-патриотический;

Гражданско-патриотический;

Героико-патриотический;

Спортивно-патриотический;

Военно-патриотический.

Учитель разрабатывает план патриотического воспитания, как правило, на учебный год.

Культурно-патриотическое воспитание

Центром культурно-патриотического воспитания может стать этнографический музей, литературная или музыкальная гостиная, клуб по интересам. В Камышине это, например, Камышинский историко-краеведчес-кий музей или Драматический театр.

Здесь происходит приобщение учащихся к духовным и культурным ценностям, национальным традициям, прививается любовь и интерес к языку и культуре страны, региона, города. Это могут быть:

Экскурсии по родному краю;

Посещение спектаклей, выставок, музеев;

Выпуск стенгазеты;

Кружки художественного, декоративно-прикладного творчества;

Ученический театр;

Конкурсы художественной самодеятельности;

Встречи с деятелями искусства и культуры, местными поэтами, художниками;

Тематические воспитательные часы, вечера.

Нельзя ограничиваться только культурой и искусством России, необходимо показать ее место среди мировой культуры.

Привитие интереса к родному языку и культуре осуществляется при помощи:

Выпуска стенных газет, посвященных родному краю;

Экскурсий по интересным местам области, связанным с именами деятелей литературы и искусства;

Экскурсий в музеи;

Создания и расширения базы школьных этнографических музеев;

Посещения выставок и выставочных павильонов;

Туристических поездок по историческим местам;

Написания сочинений;

Кружков художественного и декоративно-прикладного творчества;

Конкурсов чтецов, художественной самодеятельности; театральных студий, кружков.

Гражданско-патриотическое воспитание предполагает:

Изучение основных положений Конституции на фоне исторического развития промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры;

Знакомство с вопросами государственной и общественной жизни страны.

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи формирует не просто законопослушного гражданина, человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к государственной символике, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание, способствует единению всех граждан республики.

Урочная работа. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию, прежде всего, проводится на уроках общественных дисциплин, русского языка и литературы, допризывной подготовки, физической культуры.

Уроки общественных дисциплин: изучается Конституция, создаваемые условия для демократии и гражданского согласия, свободного, достойного развития личности; прививается уважение к государственной символике; чувство гордости за свою страну и готовность к выполнению социальной роли гражданина.

Уроки русского языка и литературы прививают любовь и уважение к родному языку, литературе, культуре, природе, людям, живущим на этой земле, необходимость беречь и украшать родную землю.

Уроки допризывной подготовки и физической культуры формируют морально-психологическую и физическую готовность к выполнению конституционной обязанности по защите Отечества, воспитывают уважение к Вооруженным Силам, к защитнику Отечества.

Внеурочная и внеклассная работа. Информационные часы: учащиеся убеждаются в необходимости для России мира и международного сотрудничества.

Могут проводится месячники правовых знаний:

Изучение конституции РФ;

Цикл лекций развивающих политическое самосознание учащихся;

Работа кинолектория «Ребёнок и закон», «Подросток и закон»;

Встречи с работниками правоохранительных органов;

Работа кружка правовых знаний («Правовед», «Закон и ты» и т. п.);

Конкурс творческих работ;

Беседы «Умеешь ли ты общаться?», «Учись быть современным и нравственным», «Я и мои современники» и др.;

Диспуты;

2. Ученическое самоуправление. Важная роль в организации идеологической работы отводится органам самоуправления.

Совет школы и родительский совет другие органы ученического самоуправления формируют лидерские качества, устойчивое сознательное отношение к коллективу, к выполнению своих обязанностей по отношению к другим членам коллектива.

Героико-патриотическое воспитание – это воспитание любви к своей Родине, уважение ее Вооруженных Сил, защитников Отечества на основе героического прошлого своего народа. Центром работы по героико-патриотическому воспитанию может быть музей боевой (трудовой) славы (здесь должны работать лекторские, поисковые группы). В работе музея можно использовать разнообразные формы:

Организация походов и экскурсий с целью пополнения фонда музея;

Проведение тематических выставок;

Подготовка и проведение конференций;

Чествование победителей конкурсов;

Уроки истории;

Встречи с ветеранами войны и труда, выпускниками, бывшими учителями школы.

Работа в данном направлении может включать в себя следующее:

1. Работа отряда, оказывающего помощь ветеранам войны и труда.

2. Работа поискового отряда (здесь не обязательно искать заброшенные захоронения; поиск исторических сведений о родном крае, составление истории родного города, родной деревни, написание сочинений, рефератов, составление фотодокументов, летописей и т. п. – формы поисковой работы).

3. Проведение встреч с ветеранами и их родственниками, уроков мужества.

4. Проведение тематических вечеров, выставок, конкурсов стихов, песен; туристских походов, мото- ивелопоходов по местам боевой славы.

5. Работа по содержанию в надлежащем виде мест захоронения («Помоги памятникам»).

6. Различные викторины, олимпиады, конкурсы, научные конференции – то, что можно использовать на уроках и в предметных неделях.

7. Целесообразно проведение интегрированных уроков (история России, всемирная история, литература, допризывная подготовка могут быть объединены темами: «Они освобождали…», «Великая Отечественная война в истории и судьбах людей», «Восстановление народного хозяйства СССР в послевоенные годы», «Афганистан – наша память и боль» и т. п.).

Военно-патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, формирование морально-психологической и физической готовности к выполнению Конституционного долга по защите Отечества. Преподаватели допризывной подготовки тесно сотрудничают с преподавателями общественных дисциплин, музеями боевой славы, с обществами содействия армии.

Учащиеся могут изучают статьи Конституции о защите Отечества и Закон О воинской обязанности, организуют походы по местам боевой славы, проводятся беседы, лекции по истории Вооруженных сил России, СССР, о подвигах русского народа.

Для решения задач гражданско-патриотического воспитания педагоги могут организовывать следующие мероприятия: проведение акции милосердия ко Дню пожилых людей, проведение праздника труда «Для тебя, родная школа», «Адреса заботы» (шефство над ветеранами и пожилыми людьми), участие в туристско-краеведческой экспедиции «Наш край», участие в игре-викторине «Мой родной город» и т. п.

Самые ощутимые результаты в решении задач героико-патриотического направления приносят встречи с ветеранами ВОВ.

Одним из наиболее убедительных приемов воспитания гражданских чувств является ознакомление учащихся с бесценными документами – письмами, дневниками, воспоминаниями участников тех или иных событий. Эти свидетельства передают сокровенные мысли людей, их чувства, переживания, надежды, они оказывают действенное влияние на современную молодежь. Поэтому при проведении воспитательного часа, например, круглого стола «Фронтовое письмо», можно использовать краеведческий материал – письма с фронта, из партизанских отрядов, написанные в годы Великой Отечественной войны.

Одно из самых серьезных отношений в школе к организации спортивных мероприятий. Спортивно-патриотическое направление включает в себя: участие в городских, районных и областных соревнованиях, проведение школьных соревнований в течение года.

Также в школе нужно проводить спортивные праздники типа «Мама, папа, я – спортивная семья». У Монтескье, по этому поводу, есть очень верные слова: «…лучшее средство привить любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у их отцов» (Цит. по: Мазыкина Н. В., Монахов 2004). Работа с семьей занимает одно из основных мест в системе патриотического воспитания в школе.

Патриотизм, по мнению методистов, есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и в нераздельной сопричастности с его природой.

Также для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т. е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Вначале эта работа может осуществлятся на уроках, потом через фольклорный кружок, через факультативы по эстетике.

Одна из целей таких занятий – раскрыть детям смысл понятия «малая Родина».

На уроках звучит произведения таких великих композиторов, как М. И. Глинки, П. И. Чайковского, колокольный перезвон, фрагменты духовной музыки, русские народные песни, стихи о России. Затем углубляется и расширяется работа по русской тематике. Учащиеся встречаются с народными мастерами. Уроки проводятся в занимательной игровой форме. В содержание уроков включается больше исторического материала.

Обязательно учащиеся знакомятся с традициями, обрядами, преданиями своего народа (ведь каждая нация, богата своими национальными особенностями) рассказывается о древних русских городах, о своем родном городе. Во внеурочное время проводятся различные праздники и экскурсии. Например, «Праздник русской матрешки» или «Русский лес».

Интересны и познавательны встречи со знаменитыми людьми своего края. Так, в школу можно пригласить писателей, работников музеев. Совместно с мастерами провести занятия, где школьники познакомится и поучится изготовлять, делать национальные всевозможные изделия из глины.

Можно проводить урок необычный на первый взгляд «Родная сторона». Уроку всегда предшествует прогулка по улицам, где есть старинные постройки. Ученики с удивлением откроют для себя заново красоту этих домов. После экскурсии можно поработать над созданием образа дома; сделать его из бумаги, нарисовать – это надолго останется в детской памяти.

В работе необходимо использовать взаимодействие трех видов искусства – слова, живописи, музыки, где показывается, как одно и то же явление изображают разных дел мастера.

Работая в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что учащиеся с интересом будут изучать материал, связанный с народной культурой, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. Повышается их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о Родине, о народных традициях. Все это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего Отечества.

Заключение

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.

Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России.

Но символами России являются не только белая береза да могучий дуб. Для нашей страны характерными считаются еще немало чудесных черт – от русских богатырей и красавиц до блюд национальной кухни и художественных промыслов.

Конечно, в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России, можно и должно.

И, если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны.

Воспитательная работа на уроках даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей; если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу.

В приложении А показан примерный План патриотического воспитания для учеников 1 класса.

Конкретное осмысление роли и места родной природы в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. В детях воспитывается забота о доставшихся нам природных сокровищах. Выработка учебно-воспитательных средств, применяемых при общении со школьниками для формирования у них взглядов и убеждений по сохранению и воспроизведению природных ресурсов.

СПИСОК использованной литературы

1. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»//СЗ РФ. – 1995. – № 27. – Ст. 2503.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422.

3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.

4. Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» // СЗ РФ. – 1996. – № 21. – Ст. 2470.

5. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.

6. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4. – С. 23.

7. Батурина Г. И. Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): Пособие для воспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная пресса, 2003.

8. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». – М.: Республика, 1998.

9. Бодина Е. А, Ащеулова К. В. Педагогические ситуации. Пособие для преподавателей педвузов и классных руководителей средних школ / Серия: Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная Пресса, 2005.

10. Волчкова А. А., Пищулин С. Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: Монография. – М.: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2003.

11. Издательство: Школьная ПрессаДемидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – № 6.

12. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17.

13. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.

14. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. – 1998. – № 5. – С. 52.

15. Козакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. – № 6. – С. 8-12.

16. Лебедева О. В. Патриотическое воспитание – верноподданническое или гражданское. // Педагогика. – 2003. – № 9. – С. 77-83.

17. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4. – С. 4-6.

18. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. – М.: Юрайт, 2001.

19. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 52-56.

20. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков. // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 12-13.

21. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Равнение на победу. Методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков. – М.: Изд-во ЦГЛ, 2004.

22. Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. – 2002. – № 6. – С. 6-11.

23. Мальгин А. С., Мальгин М. А. Ратная слава Отечества. – М.: Экзамен, 2006.

24. Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи: Из опыта работы Дворца творчества детей и молодежи на Миуссах (г. Москва) / Сост. и ред. Семенова Г. С. – Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная пресса, 2008.

25. Савотина Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития. // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 17-18.

26. Солженицын А. И. Русский вопрос к концу XX века. // Ориентир. – 1996. – № 12. – С.31.

27. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 тт. и 4 доп. тт. – М.: Терра, 2001.

Приложение А

План патриотического воспитания для учеников 1 класса

Месяц

Суггестия, суггестивное состояние – то же, что внушение: (психол.) воздействие на личность, приводящее либо к появлению у человека помимо его воли и сознания определенного состояния, чувства, отношения, либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им норм и принципов деятельности; (мед.) метод психотерапии - целенаправленное словесное воздействие на психику больного с лечебной целью (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона 2001)

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.

Привитие любви к Родине, чувства гордости и патриотизма – необходимый и обязательный элемент воспитания ребенка. К сожалению, в наше время уровень воспитанности, гражданственности и патриотизма подрастающего поколения вызывает тревогу. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Альтернативой негативному влиянию социума, неконтролируемому потоку информации является гражданско-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе формирования личности школьников.
Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, природе. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.

Младший школьный возраст - наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, совместным делам. Важно не упустить этого момента и вовлечь каждого в насыщенную жизнь коллектива, имеющую социально значимое содержание.

Внеклассная работа в начальной школе предоставляет большие возможности для воспитания гражданских качеств младших школьников, выработки у них первичных навыков гражданского поведения. Учителю необходимо обеспечить непрерывность гражданского воспитания, его соответствие возрастным особенностям младших школьников, а также совместную работу школы и семьи.

Учитель должен помочь детям осознать свое место в истории своего народа, включать младших школьников в социально активную деятельность, в которой они будут расти как граждане и патриоты.

Организуя патриотическое воспитание, следует опираться на психологические особенности младших школьников. Ребенок 6-8-летнего возраста мыслит образами, конкретными категориями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны необходимо строить на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними. Это ближе и понятнее ребенку. Например, знакомя детей с историей страны, мы просим их составить с помощью родителей свою родословную. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.

Младшие школьники, в силу конкретности мышления, еще не могут осознать сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие Родина сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание патриотизма следует начинать с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке; с любви к дому, в котором ребенок живет;близкому окружению - к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями: в саду растет яблонька, посаженная в честь его рождения;в лесу он собирал спелую душистую землянику; в огороде он помогал сажать и убирать картошку; в родном доме всегда тепло и уютно. Это и есть для малыша Родина - близкая, понятная, родная, наполненная звуками и запахами.

Известная эмоциональность младших школьников диктует педагогу необходимость облекать знания об обществе, Родине и ее истории в яркую образную форму, опираться на эмоции и чувства детей. Все дела, проводимые в классе, должны быть наглядными, конкретными. Если ребенок эмоционально не пережил то, о чем рассказывает учитель, или то, что он делает сам, то услышанное или сделанное не оставит глубокого следа в его душе. Так, запланированная учителем встреча с ветераном может оставить детей равнодушными. Но если дети заранее готовились к встрече (готовили подарки, придумывали вопросы, красочно оформляли приглашения), она надолго запомнится и ее захочется повторить.

Следует учесть и такую особенность младших школьников, как активность. Готовность к активным действиям, к поиску новых впечатлений и новых друзей, открытость любому жизненному опыту, огромная энергия детей этого возраста предоставляют широкие и разнообразные возможности в организации патриотического воспитания. Дети с удовольствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся на пользу общества. Работа в группе, общественно значимая и общественно оцениваемая, очень нравится детям.

Поскольку младшие школьники еще недалеко ушли от дошкольников и игра продолжает занимать в их жизни важное место, в патриотическом воспитании необходимо широко использовать игру, игровое оформление, игровые моменты. Это могут быть познавательные, экологические, подвижные игры, оформление общественных акций, игровые названия, девизы - все то, что импонирует восприятию младшего школьника и делает очень серьезные понятия близкими и доступными.

Все вышесказанное говорит о том, что младший школьный возраст - наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств ее выполнения, анализе и оценке результатов. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя - хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге - патриотизма.

Мы всегда будем помнить слова академика Д.С. Лихачёва: «Я придерживаюсь такого взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своим землякам, к родной природе, к своему селу, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей социалистической стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».

В планах воспитательной работы я выделила 4 основных направления гражданско-патриотического воспитания:

1. Направление «Связь поколений»

Цель: осознание обучающимися причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.

2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны,конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

2. Направление « Растим патриота и гражданина России»

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.

2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.

3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: тематические беседы, коллективная творческая деятельность, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздники.
3. Направление «Мой край родной»

Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному городу.

Задачи:

1. Изучать историю родного города.

2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин Санкт-Петербурга».

3. Формировать экологическое поведение.

Формы: тематические беседы, коллективная творческая деятельность, конкурсы, викторины по правовой тематике.

4. Направление «Я и семья»

Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.

3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы: беседы, родительские собрания,индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников


1.Беседа - метод убеждения.

Ее задачи: формирование гражданско-патриотических представлений детей; разъяснение норм и правил поведения в обществе, природе, правил общения; обсуждение и анализ поступков учащихся класса, жизнедеятельности коллектива.

Материалом для бесед могут служить факты из жизни класса, произведения художественной литературы, публикации в детских газетах и журналах, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина и др.); происходящие события (в классе, школе, стране); вопросы и проблемы, волнующие детей.

2. Классный час - одна из главных форм воспитательной работы. Это ведущая форма деятельности, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.

Выделяют три функции классного часа.

Просветительская функция заключается в расширении знаний учащихся о событиях, происходящих в городе, стране, мире, расширении знаний в области человеческих отношений и т. д. Темой обсуждения может стать то, что является актуальным и для данного возраста, и для миропонимания. Объектом рассмотрения может стать любое явление жизни.

Ориентирующая функция заключается в формировании у учащихся определенных отношений к окружающей действительности, в выработке у них определенной иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительская функция помогает знакомиться с миром, то ориентирующая помогает оценивать мир. Она неразрывно связана с просветительской: нельзя ученику передать отношение к объекту мира, с которым он незнаком; нельзя привить любовь к Родине тому, кто не знает ее красоты; не удастся развить уважительное отношение к народному искусству без ознакомления с ним; будут бесплодными попытки воспитать любовь к своим корням, своему народу без изучения истории своей семьи, своей страны, своего народа.

Направляющая функция классного часа помогает перевести разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону воспитанников, на их поведение, на выбор жизненного пути, на постановку жизненных целей.

Чаще всего классный час одновременно имеет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет.

Таким образом, классный час является высшей формой воспитательной работы, ее ядром, т. к. помогает осмысливать все дела, в которых участвуют дети, приучает видеть за своими действиями и делами отношение к обществу, людям. Он помогает осознавать социальную направленность всех дел, переводя их из позиции предметной конкретности на позицию социальную.

3.Информационный час - одна из действенных форм гражданского и патриотического воспитания.

Основное назначение информационного часа - приобщать младших школьников к событиям и значимым явлениям общественно-политической жизни страны, города.Кроме того, информационные часы призваны: расширять знания детей об окружающем мире; учить работать с периодическими изданиями; воспитывать интерес к происходящим в стране событиям; формировать привычку читать детскую прессу.

Информационный час решает задачи образования (учащиеся знакомятся с событиями в мире, стране, узнают о жизни и делах своих сверстников, расширяет кругозор), воспитания (гражданина, патриота, социально активной личности), развития (мышления, коммуникативных навыков, речи, умения работать с текстом).

4. Устный журнал (презентация) - это коллективное дело, представляющее собой серию коротких выступлений (страничек) учащихся на различные темы окружающей жизни и жизни детского коллектива.

Его назначение в том, чтобы учить детей выступать перед группой; формировать общественное мнение; учить работать в микрогруппе; расширять кругозор; учить работать с материалами прессы. Сначала ученики договариваются, на какую тему они будут «выпускать» журнал и какие в нем будут странички. Совет дела распределяет странички, исходя из желания микрогрупп.

5.Экскурсия как форма воспитательной работы используется

в учебной и внеучебной деятельности.

Эту форму педагог избирает тогда, когда надо познакомить учащихся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит и познание, и активное взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большее воздействие на детей, нежели ознакомление по книгам. В гражданско-патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, помогают школьникам ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства.

6. Путешествие - это разновидность экскурсии.

Оно отличается тем, что может быть реальным и воображаемым, а также отсутствием экскурсовода. В этой роли в путешествии выступают все участники. Они сами находят нужный материал, продумывают форму его подачи, разрабатывают маршрут и т. д. Путешествие, как правило, отличается интересным сюжетом, который разворачивается перед детьми и героями которого они становятся.

С младшими школьниками целесообразно проводить не просто путешествия, а игры-путешествия. Игры-путешествия - это исследование какого-либо объекта, явления, области знания, построенное как «передвижение» детей во времени и пространстве, знакомство с разными сторонами (проявлениями) данного объекта.

7.Праздник - особая форма воспитательной работы.

Праздник - это коллективное творческое дело яркого, эмоционального характера. Его отличительные особенности состоят в том, что:

-во-первых, в его основе лежит радость, положительные эмоции.

-во-вторых, его отличает многообразие деятельности детей, единство различных направлений воспитательной работы.

-в-третьих, праздник, как правило, требует тщательной подготовки, поскольку предполагает организованные действия его участников по определенному, заранее разработанному сценарию.

По содержанию можно выделить следующие виды праздников: общественные, школьные, народные календарные, школьно-семейные, праздники искусств, экологические.

Общественные праздники разворачивают перед детьми многоцветную палитру социальной жизни людей, формируют ценностные отношения к ближайшему окружению, своей стране, ее народу, истории, основополагающим идеям общества, приобщают к участию в общественной жизни.

Народные календарные празднуются в школе, помогая детям почувствовать себя частицей своего народа, узнать о его традициях, нравах, обычаях, воспитывая бережное, трепетное отношение к природе родного края, истории и культуре своего народа, родному языку.

Школьно-семейные праздники укрепляют связь семьи и школы, формируют отношение к своему роду, семье, ближайшему окружению.

Праздники искусств украшают жизнь детей и взрослых, вносят в нее идею гармонии разных видов искусств, знакомят с народным искусством.

Экологические праздники формируют у детей ценностное отношение к природе родного края, желание защищать все живое.

8. Игра - важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и

эффективный метод воспитания.

Патриотическое воспитание младших школьников невозможно представить без игрового оформления, игровых элементов. Поэтому надо шире использовать игру, воспитывая у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству и т. д. Существует большое разнообразие игр, которые можно использовать в процессе патриотического воспитания.

Познавательные игры помогут сделать познание жизни страны, ее истории более привлекательным. Они облегчают духовные усилия, необходимые для процесса познания. К ним можно отнести:

Подвижные игры. В каждом народе существуют игры, которые сопровождали ребенка от колыбели до взрослости. Кроме этого, с играми связаны народные праздники, традиционные ритуальные действия. Русские народные игры (а их известно более 400) синтезируют элементы фольклора, народного театра, трудового и воинского искусства.

Настольные игры знакомят детей с географическим положением страны, ее достопримечательностями, этнографическими особенностями, литературными героями.

Социально-педагогические игры. В них игровая ситуация переплетается с реальной заботой детей о тех, кто нуждается в помощи и защите: малышах, ветеранах, природных объектах.

Военно-патриотические игры проникнуты патриотическим пафосом, поэтому воздействуют, прежде всего, на чувства, эмоции детей.

Социально-психологические игры. Назначение этих игр - создавать в классе теплую, эмоционально благоприятную атмосферу; формировать дружеские, товарищеские отношения в коллективе; помогать детям в решении проблем, возникающих перед ними в повседневной жизни.

9.Коллективная-творческая деятельность.

В процессе КТД дети приобретают собственный опыт организации коллективной деятельности.

В патриотическом воспитании возможна организация таких КТД: «Бюро вопросов и ответов», «Встреча поколений», «Конкурс рисунков (плакатов)», конкурс «А ну-ка, мальчики!», «Машина времени», «Военная спартакиада», «Рассказы о забытых героях», «Мальчики и девочки военного времени», «Фестиваль дружбы» и др.

Учитывая психологические и возрастные особенности наших воспитанников, можно использовать следующие формы и методы:

- экскурсии и походы;

- праздники, посвящённые памятным датам (День Защитника Отечества, День Победы);

- устные журналы («Исторические страницы нашего города», «Имена на табличках улиц»);

- выставки рисунков и поделок;

- викторины и конкурсы («Знаешь ли ты свой город?», «История родного края»);

- конкурсы проектов («Как сделать город чистым?», «Семейная летопись»);

- акции («Милосердие», «Забота»);

- конкурсно- игровые программы («Если армия сильна, непобедима и страна!»),

- круглый стол («Что значит быть Гражданином?», «Наши права и обязанности», «Славен человек трудом!») и т.д.

Данные формы работы помогают детям осмыслить свою роль и место в жизни общества в плане проявления активности, личной ответственности за результаты своего труда, сформировать любовь к Родине, ответственность перед близкими людьми, миролюбие, заботу об окружающей среде.

Давайте же решать все проблемы, шагая в ногу с положительными эмоциями, воспитывая, прежде всего, в себе чувство глубокого патриотизма и передавая его своим ученикам.

Список литературы:


1.Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.

2.Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8.

3.Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4.

4.Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. – 2002. – № 6.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!