Женский журнал Ladyblue

Проект по технологии на тему новогодняя игрушка. Творческий проект по технологии " новогодняя игрушка снегурочка"

Методический паспорт проекта.

1. Название проекта: «История новогодней игрушки».

2. Руководители проекта: воспитатель Кривая Нина Валентиновна; воспитатель Мицура Наталья Сергеевна.

3. Тип проекта: творческо-информационный.

4. Вид проекта: групповой.

5. Продолжительность проекта: среднесрочный.

6. Участники проекта: дети 3-5 лет, родители, педагоги.

7. Цель проекта : приобщение к культуре новогоднего праздника, его традициям; расширение, обогащение знаний детей об истории новогодней игрушки.

8. Задачи проекта.

  • Познакомитиь с разнообразием новогодних игрушек и традицией украшать новогоднюю елку.
  • Развивать художественно-эстетические способности, умения и навыки продуктивной деятельности.
  • Способность взаимодействию детей и родителей в изготовлении, коллекционировании и хранении новогодних игрушек.
  • Воспитывать детей дошкольного возраста в духе взаимодействия при создании детских коллекций.

9. Актуальность проекта. Дети-наше будущее, а значит они должны знать историю нашей страны (историю Новогодней игрушки). Показать детям красоту Новогоднего праздника (главный элемент елки-игрушка). Воспитывать бережное отношение к новогодним украшениям.

10. Проблема проекта. Мало игрушек на елку. Решили изготовить игрушки своими руками.

11. Предполагаемые продукты проекта.

Для детей:

  • Поделка своими руками «Елочная игрушка» (аппликация, лепка). Рисование.

Для педагога:

Для родителей:

  • Участие в выставке «Новогодняя игрушка» (из различных материалов).

12. Основные формы реализации проекта: беседы, образовательная деятельность, детское творчество, игры, работа с родителями.

13. Этапы проекта:

I этап - подготовительный.

  • Выставка новогодних игрушек (старых-современных), принесенных из дома.
  • Беседа о новогодних праздниках, их истории и разнообразии.
  • Загадки по теме «Зима. Новый год».
  • Выставка книг «Новый год».

II этап - исследовательский.

  • Новогодняя игрушка: совершение исследовательских действий, рассматривание по цвету, форме, материалу, образу; простейшие манипуляции с игрушками, отражающими предметный и окружающий мир.

III этап - основной.

  • Беседы по истории новогодней игрушки.
  • Рассматривание старинных новогодних игрушек.
  • Изготовление новогодних игрушек детьми: лепка, аппликация, рисование.
  • Чтение стихов: В. Степанов «Новогодние игрушки», И. Гурина «Снегурочка», А. Мецгер «Наряжаем елку», «Как звери елку наряжали».
  • Совместная деятельность с детьми «Новогодняя расота». Занятие с детьми «Осторожно елка». Знакомить детей с правилами безопасности и поведения на новогодних праздниках. Знакомить детей со способами изготовления елочных игрушек своими руками.
  • Разучивание стихов и песен о Новом годе.
  • Взаимодействие со специалистами.

Работа с родителями:

  • Конкурс «Новогодняя игрушка своими руками (дети, родители).
  • Повышать творческую активность родителей, вовлекать их в работу ДОУ.
  • Оформление группы и групповой елки самодельными игрушками.

IV этап - итоговый.

  • Создание коллекции новогодних игрушек, изготовленных вместе с родителями дома своими руками.
  • Рассказы детей о том, как они украшали новогоднюю елку дома.
  • Новогодние хороводные игры.
  • Проведение новогоднего утренника.
  • Путешествие к новогодней игрушке-экскурсии-беседы для детей других групп (группа «Радуга», группа «Капитошки»).
  • Фотоотчет.

14. В ходе проекта дети заинтересовались историей возникновения новогодней игрушки, узнали какие они были раньше и из чего их делали. Научились отличать старинные и современные игрушки. Родители принимали активное участие в проекте: изготовили игрушки своими руками совместно с детьми. Была организована замечательная выставка. Проведенный проект считаем удачным, интересным и познавательным.

Проект «Новогодние игрушки».
Актуальность.

Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом. Все и млад и стар, ждут с нетерпением встречи нового года, и каждая семья занята предновогодними хлопотами, покупками. Яркие, красочно сверкающие витрины магазинов приглашают нас приобрести эксклюзивные новогодние товары, а ведь когда то самым дорогим и желанным новогодним украшением считалась игрушка, сделанная своими руками. Процесс изготовления игрушек объединял, сплачивал всю семью, каждый старался сделать, что то, особенное, неповторимое для украшения своей ёлки и дома.
Тип проекта.

Познавательно-творческий, долгосрочный (ноябрь-декабрь)

Цель проекта. К Новому году украсить группу, ёлку и участок игрушками сделанными руками воспитанников. Создать радостное, мажорное настроение в преддверии Нового года, вызвать у детей интерес к истории Новогодней игрушки и желание самостоятельно изготавливать и украшать ими не только детский сад, но и свои квартиры совместно с родителями.
Образовательные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, социализация, музыка, физическая культура, труд, здоровье, безопасность.
Задачи.


  • Дать детям представление об истории возникновения праздника в нашей стране, его традициями.

  • Формировать у детей социально-духовные качества через организацию разных видов деятельности.

  • Познакомить с разновидностью и этапами изготовления новогодних игрушек в разные временные отрезки.

  • Формирование коммуникативных навыков детей, умений поддерживать доброжелательные отношения между детьми в совместной деятельности.

  • Развитие связной речи, расширение словарного запаса детей, фантазии, творчества.

  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Этапы реализации.
1 этап подготовительный.


  • Как называется самый любимый зимний праздник?

  • Как он возник в нашей стране?

  • Какие персонажи являются главными в Новогодний праздник?

  • Откуда появился Дедушка Мороз и Снегурочка?

  • Чем украшают ёлку на Новый год?

  • Какие новогодние игрушки вы знаете?

  • Из чего делают новогодние игрушки?

  • Как мы можем подготовиться к встрече Нового года?

2 этап разработка.


  • Составление плана реализации проекта с учётом интеграции образовательных областей.

  • Организация мини-музея «Ёлочной игрушки».

  • Составление конспектов занятий, подбор презентации и видеороликов.

  • Подбор стихов, физкультминуток, малых форм фольклора.

  • Подбор книг, иллюстративного материала.

  • Подбор дидактических игр.

  • Подбор музыкального репертуара.

  • Привлечение родителей к текущему проекту.

3 этап формирующий (познавательно-творческий).


Познание.

Коммуникация.

ФЦКМ.


  • Экскурсия в краеведческий музей города «История Новогодней ёлки»

  • Составление рассказов «Как наша семья встречает Новый Год».

  • Просмотр видеороликов «История одной вещи», «Фабрика игрушек», «Изготовление игрушек»

  • Речевые игры «В лесу у ёлки», «Телеграмма Деду Морозу»,

  • Просмотр презентаций «История ёлочной игрушки», «Дед Мороз и Санта Клаус», «Всё про Деда Мороза»,

  • Ручной труд из бумаги «Бумажная гирлянда», «Шишки», «Ёлочка», «Шарики из старых открыток», «Лошадка – символ года».

  • Просмотр мультфильмов на новогоднюю тему.

Чтение художествен. Литературы.

  • Е.Благинина «О ёлке, о сером волке, о стрекозе и бедной козе».

  • К. Чуковский «Ёлка»

  • С.Михалков «В лесу стояла ёлочка».

  • В. Львовский «Марш ёлочных игрушек»

  • В.Берестов «Новогоднее происшествие»

  • Г. Дядина «Шар»

  • Русская народная сказка «Морозко».

  • Н.Подлесова «Дед Мороз и сосулька»

  • В.Одоевский «Мороз Иванович».

  • Вечер загадок «Новогодняя шкатулка».

  • Разучивание стихов к Новогоднему утреннику.

Художественное творчество.

  • Декоративное рисование «Новогодние шары» и «Дедушка Мороз» по мотивам дымковской росписи.

  • Рисование « Новогодняя игрушка», «Новогодняя ёлка», «Наша семья встречает Новый Год».

  • Аппликация из ткани «Новогодняя гирлянда».

  • Раскраски с новогодней тематикой.

Социализация.

  • «Подбери словечко» (Дед Мороз, какой? прилагательные).

  • «Четвёртый лишний» (классификация игрушек, предметов на новогоднюю тему)

  • «Найди ёлочку» (развитие внимания)

  • Игрушка по кругу.

  • Игры – забавы «Потому что Новый год!», «Здравствуй Новый год!», «Зимнее настроение», «Новогодние перевёртыши», «Что есть на ёлке?», «Дед Мороз старик весёлый».

  • Сюжетно-ролевая игра «Магазин новогодних игрушек ».

Физическая культура.

  • Физкультминутки:
«Ёлочка», «Идёт, идёт к нам Дед Мороз»

  • Пальчиковая гимнастика «Новый год».

  • Русские народные подвижные игры:
«Два Мороза», «Снежная баба»

Музыка.

  • Прослушивание и разучивание новогодних детских песен.

  • Просмотр музыкального видеоролика «Новогодние игрушки».

  • Игровая песенка «Это Новый год!» на мелодию польки-Птички.

  • Разучивание новогодних песен и хороводов.

Труд в природе.

Строительство из снега снежных построек и раскрашивание гуашевыми красками.

Украшение участка и ёлкой с новогодними гирляндами и игрушками.


Безопасность.

  • Беседа:
«Правила поведения пожарной безопасности в новогодний праздник».

  • Просмотр презентации «Новый год» по правилам безопасности при украшении ёлки и петардами.

Работа с родителями.

  • Памятка «История Ёлочной игрушки» - информационная доска.

  • Памятка «правила безопасности в Новогодние праздники».

  • Разучивание с детьми стихов к Новогоднему утреннику.

  • Поиск информации и раскрасок в интернете.

  • Просмотр вместе с детьми мультфильмов на новогоднюю тему.

  • Совместная творческая работа родителей и детей «Новогодняя игрушка на ёлку».

  • Привлечение родителей для создания мини-музея «Новогодние игрушки нашего детства»

  • Совместная подготовка к новогоднему утреннику.

4 этап заключительный (подведение итогов).


  • Оформление мини-музея «Новогодние игрушки наших родителей».

  • Оформление книжной выставки и альбома на новогоднюю тему.

  • Выставки творческих работ детей.

  • Выпуск новогодней стенгазеты.

  • Оформление группы и участка игрушка сделанными руками детей.

  • Участие в фотовыставке поделок и рисунков на сайте http://www.maaam.ru/

  • Проведение семейной выставки-конкурса «Новогодняя игрушка на ёлку» и украшение поделками садовской ёлки на улице.

  • Проведение новогоднего утренника (совместная подготовка с музыкальным руководителем)

Ожидаемые результаты.


  • Расширение кругозора детей в области истории Новогоднего праздника.

  • Развитие интереса детей к поисковой деятельности.

  • Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателем и детьми.

  • Развитие у детей художественного творчества, эстетического восприятия, речевой активности в разных видах деятельности.

  • Проявление доброты к окружающим и бережного отношения к игрушкам.

  • Выход проекта с использованием результатов продуктивной деятельности.

Участники проекта. Дети подготовительной логопедической группы №10, родители и воспитатель группы Егорова А.В., музыкальный работник.
Используемые интернет ресурсы.

Проект

Тема: «Изготовление новогодней игрушки»

Выполнила воспитатель

Бойченко И.Н.

Актуальность проекта.

Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом. Все с нетерпением ждут встречи Нового года, и каждая семья занята предновогодними покупками. Красочно сверкающие витрины магазинов приглашают нас приобрести новогодние товары, а ведь когда - то самым дорогим новогодним украшением считалась игрушка, сделанная своими руками. Процесс изготовления игрушек объединял, сплачивал всю семью, каждый старался сделать, что - то особенное, неповторимое для украшения своей ёлки и дома.

Проблема проекта.

Развитие связной речи, расширение словарного запаса детей, развитие фантазии, творчества.

Формирование коммуникативных навыков детей, умений поддерживать доброжелательные отношения между детьми в совместной деятельности.

Цель проекта.

К Новому году украсить ёлку или интерьер своей комнаты игрушками, сделанными своими руками.

Задачи проекта.

- Создать радостное настроение в преддверии Нового года, вызвать у детей интерес и желание самостоятельно изготавливать игрушки и украшать ими.

Познакомить с разновидностью и этапами изготовления новогодних игрушек.

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком.

Методы, используемые в проекте.

Беседы, чтение художественной литературы, игровая деятельность, ручной труд, взаимодействие с семьей.

Предполагаемые результаты проекта.

Радость от выполнения новогодней игрушки своими руками.

Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком.

Проявление бережного отношения к игрушкам.

Тип проекта.

Познавательно-творческий, однодневный.

Участники проекта.

Воспитатель, дети подготовительной логопедической группы №3, родители.

Этапы проекта.

1. Организационный этап.

Подготовка к беседе с детьми о новогоднем празднике.

Подбор иллюстративного материала.

Подбор материалов, необходимых для изготовления новогодней игрушки.

Подбор музыкального репертуара.

Подбор художественной литературы.

Привлечение родителей к текущему проекту.

2. Продуктивный этап.

Проведение беседы с детьми:

Как называется самый любимый зимний праздник?

Какие персонажи являются главными в Новогодний праздник?

Чем украшают ёлку на Новый год?

Какие новогодние игрушки вы знаете?

Из чего делают новогодние игрушки?

Как мы можем подготовиться к встрече Нового года?

Составление детьми рассказов «Как наша семья встречает Новый Год».

Непосредственное изготовление игрушки:

Для изготовления детьми была выбрана белоснежная снежинка. Что же нам для этого нужно? Полоски белой бумаги, круги, клей, лента для подвешивания и украшения. Сколько надо полосок бумаги и какой длины, сколько надо кругов? Снежинки имеют 6 лучиков. Значит необходимо 6 длинных полосок и 12 коротких, а также 2 одинаковых круга.

Изготовление детьми снежинок для украшения своей комнаты. Украсить снежинки было решено дома с родителями.

В свободное время были прочитаны стихи В.Берестова «Новогоднее происшествие» и К. Чуковского «Ёлка». Также, в течение дня дети повторили стихи к Новогоднему утреннику.

Учитывая, что ведущим видом деятельности детей является игра, были использованы дидактические игры «Подбери словечко» (Дед Мороз какой? и т.д.) и «Четвертый лишний» (на новогоднюю тематику). На прогулке дети играли в подвижную игру «Два мороза».

В вечернее время были прослушаны песни про новогодние игрушки.

Были реализованы следующие формы взаимодействия с семьей:

Поиск в интернете раскрасок с новогодней тематикой;

Просмотр вместе с детьми мультфильмов на новогоднюю тему;

Совместная творческая работа родителей и детей «Новогодняя игрушка».

3. Презентативный этап.

Выставка творческих работ детей в раздевальной комнате. Дети были очень довольны своими, так необходимыми перед Новым годом, поделками. А родители были довольны тем, что их дети довольны.

4. Заключительный этап.

Выставка творческих работ детей.

Совместная деятельность родителей с детьми по украшению новогодней снежинки, сделанной своими руками.

Украшение елки или интерьера своей комнаты.

Приложение 1.

Проведение беседы с детьми.

Отгадывание загадки:

Все на елочке игрушки: бусы, шарики, хлопушки.

Ребятня подарков ждет. Что за праздник? (Новый Год)

Правильно, ребята, скоро наступит наш любимый зимний праздник – Новый Год. А вы ждете его? Почему? (Дети отвечают на вопросы).

Традиция отмечать Новый Год 1 января появилась 300 лет назад. Указ издал Петр 1. А вы знаете почему мы отмечаем его в 12 часов ночи? В 12 часов ночи мы прощаемся со старым годом и встречаем Новый. По царскому указу жители нарядили дома еловыми ветками, а на них повесили конфеты, фрукты, орехи.

Какие персонажи являются главными в Новогодний праздник? (Дед Мороз и Снегурочка, Дед Мороз дарит всем подарки, А Снегурочка помогает ему.)

Ребята, а как же вы с семьей встречаете Новый год? Это наряженная елка, праздничный ужин, бой курантов, Снегурочка, Дед Мороз кладет под елку подарки. А о подарках он узнает из наших писем. (Рассказы детей.)

Ребята, а у кого дома уже стоит нарядная елка? (Ответы детей.) Чем можно украшать елку, какими игрушками и украшениями? (Ответы детей). Из чего делают новогодние игрушки? (Ответы детей: из стекла, пластика, бумаги, ткани.) Как же мы с вами можем подготовиться к встрече Нового года? (Ответы детей: помочь родителям украсить дом и елку, выучить праздничные стихи и песни, сделать что – нибудь своими руками).

Приложение 2.

Аппликация.

Тема «Снежинка».

Цель: активизировать творческий интерес, положительные эмоции, продолжать учить детей создавать композицию из отдельных подготовленных деталей, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.

Материалы: полоски бумаги белого цвета разного размера, белая бумага, шаблон круга, клей, ножницы, атласная лента.

Предварительная работа: беседа с детьми о новогоднем празднике, новогодних игрушках, рассматривание иллюстраций поделок новогодних игрушек.

Ход:

Рассмотреть готовую снежинку. Из чего она состоит? (Из полосок бумаги разной длины, из кругов.) Сколько нужно полосок? (6 длинных и 12 коротких) Сколько нужно кружочков? (2)

Дети подготавливают полоски в нужном количестве нужной длины. С помощью шаблона рисуют круги на бумаге и вырезают.

Физкультурная минутка:

Дети встают в круг, проговаривают слова и выполняют движения.

Наступает Новый Год (хлопают в ладоши)

Дети водят хоровод (идут по кругу, руки сцеплены)

Висят на елке шарики (соединяют пальцы поочередно, образуя шар)

Светятся фонарики (на уровне лица показать «Фонарики»)

Вот сверкают льдинки (поочередно сжимают и разжимают кулаки)

Кружатся снежинки (плавно двигать кистями)

В гости Дед Мороз идет (хлопают по коленям ладонями)

Всем подарки он несет (потирают ладони)

(Счет от 1 до 10, загибая пальцы).

Дети садятся на места. Склеивание концов полосок бумаги. Приклеивание полосок к кругу. Воспитатель напоминает, что сначала нужно приклеить длинные полоски, а затем короткие. Сверху приклеить второй круг. Продеть в одно колечко отрезок ленты, завязать узелок. Серединку снежинок ребята решили украсить дома с родителями.

Ребята, вечером родители полюбуются вашими снежинками и порадуются вашим умениям.

Приложение 3.

Стихи для чтения

В.Берестов «Новогоднее происшествие»

Простые игрушки сквозь щелку

Однажды увидели елку:

«Давайте – ка елку нарядим!

Залезем на ветки и сядем!»

Полезли на елку игрушки.

Мартышка уже на верхушке.

Под Мишкою ветка прогнулась,

Под Зайчиком чуть покачнулась.

Цыплята висят, как фонарики,

Матрешки – как пестрые шарики…

«Эй, елочные игрушки,

Снегурочки, звезды, хлопушки,

Стекляшки витые, литые,

Серебряные, золотые!

Пока вы пылились на полке,

Мы все очутились на елке!

Сейчас ребятишек обрадуем!

Ой, батюшки! Падаем! Падаем!»

К. Чуковский «Елка»

Были бы у елочки ножки,

Побежала бы она по дорожке.

Заплясала бы она вместе с нами,

Застучала бы она каблучками.

Закружились бы на елочке игрушки –

Разноцветные фонарики, хлопушки.

Завертелись бы на елочке флаги

Из пунцовой, из серебряной бумаги.

Засмеялись бы на елочке матрешки

И захлопали б от радости в ладошки.

Потому что у ворот постучался Новый год!

Новый, новый, молодой, с золотою бородой!

Приложение 4.

Дидактическая игра «Подбери словечко»

Цель: развитие лексико – грамматического строя речи.

Описание: воспитатель предварительно проводит беседу о новогоднем празднике. Затем предлагает детям прослушать слова и подобрать к ним родственные.

Дед Мороз…какой?...старый, добрый, седой и т.д. Снегурочка…какая?... Елка….. Подарок…..Елочные игрушки…..

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: развитие познавательных процессов, закрепление умения группировать и классифицировать предметы по признаку.

Описание: детям называется четыре предмета. Ребенок должен выбрать лишний и объяснить свой выбор.

Метель, буран, ливень, снегопад (ливень)

Береза, тополь, ель, ива (ель)

Хлопушки, звездочки, воздушные шарики, фонарики (воздушные шарики)

И т.д.

Подвижная игра «Два Мороза»

Подготовка: на противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие делятся на 2 команды и располагаются в них. В середине площадки размещаются братья Морозы: Красный Нос и Синий Нос.

Ход игры: по команде два Мороза обращаются к игрокам со словами:

Мы – два брата молодые, два Мороза удалые:

Я – Мороз Красный Нос, я – Мороз Синий Нос.

Кто из вас решится в путь – дороженьку пуститься?

Ребята хором отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!» И начинают перебегать из одного города в другой. Морозы их ловят. Тот, кого запятнали, считается замороженным и остается стоять на месте с распростертыми руками, преграждая путь остальным. Когда замороженных становится так много, что трудно перебегать, игра прекращается.


Проект: «Новогодняя игрушка»

Сроки реализации проекта: ноябрь- декабрь 2018 г., групповой, творческий, краткосрочный.

Участники проекта: воспитатель группы продлённого дня, дети, родители воспитанников.

Пояснительная записка:

Проект: «Новогодняя игрушка».

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, много заново открываем и переоцениваем.

Духовно-нравственное воспитание является такой образовательной средой, которая позволяет осуществить полноценное развитие личности и приобщать ребенка к общечеловеческим ценностям. Важнейшей составной частью образовательной среды является игра и игрушка. «Игрушки - небалушки»- так говорит народная мудрость о значении игрушек для детей. Дарить игрушки было распространенным обычаем - подарок приносил ребенку здоровье и благополучие. Немаловажное значение для детей имеют новогодние, елочные игрушки, в которых скрыты частички волшебства. А когда до Нового года остаются, считанные дни и вы вместе с ребенком, изготовьте елочную игрушку и украсьте ей елку или интерьер, то она станет частичкой волшебства, в которой будет скрыта своя тайна.

Соавторство детей и взрослого приветствуется. Это способствует созданию доверительной атмосферы. В такие моменты ребенок раскрепощаясь, открывается педагогу, родителям с необычайной стороны. Минуты сотворчества сближают детей и взрослого, приносит им удовольствие от результатов совместной творческой деятельности. И уже трудно порой бывает определить долю участия в работе каждого из них.

В процессе коллективного домашнего творчества изменяется социальный статус ребенка в семье: к его мнению прислушиваются, ценят, творческие проявления ребенка вызывают уважения у членов семьи.

При разработке этого творческого проекта планируется совместная деятельность педагогов, детей, родителей для более тесного контакта, чтобы родители принимали активное участие в развитие своего ребенка.

Проблема:

Украшение елки, класса к Новому году - это обязательный обряд, чтобы создать атмосферу праздника, волшебства, в которое так хочется верить под Новый год.

Актуальность разработки и реализации педагогического проекта:

Как и чем украсить группу к Новому году?

В преддверии этого праздника актуальность поставленного вопроса очевидна. Вопрос помог определить тему проекта «Новогодняя игрушка». Возникла необходимость разработать и реализовать систему мероприятий по теме. На разработку проекта повлияло необходимость ориентировать родителей на выбор игрушки и взаимодействие с ребенком в процессе работы. В деятельности детей школьного возраста становится значимой та среда, которая поддержана взрослыми, самая влияющая на дальнейшую деятельность и сознание ребенка.

Цель проекта : создать хорошее настроение и вызвать у детей желание самостоятельно украсить класс к новогоднему празднику.

Задачи:

Развивать социально - профессиональную компетентность и личностный потенциал. Формирование у детей социально-духовных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, восприятие художественной литературы, продуктивной.

Познакомить детей с обычаем украшения елки, откуда он пришел, о традициях встречи нового года. Закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами, бросовым материалом, продолжать учить мастерить поделки, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение. Воспитывать интерес к совместному труду и народным традициям.

Создавать в семье благоприятное условие для развития личности ребенка, учитывая опыт детей.

Ожидаемый результат :

В процессе взаимодействия «педагог-дети-родители» в реализации проекта дети проявляют интерес к совместной деятельности при изготовлении новогодней игрушки и овладение знаниями, свойствах, качествах и функциональном назначении игрушки. Проявление доброты, заботы, бережное отношение к игрушкам. Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности, развивается мелкая моторика рук, развиваются творческие способности.

Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье. Повышение компетентности родителей.

Итоговое мероприятие: выставка: «Новогодняя игрушка»,презентация проекта, украшение класса.

1.этап. Обучающий.

Формы работы.

Внеклассные занятия, беседы, «Скоро Новый год», «Чем украшают помещения к празднику?». Чтение художественной литературы, просмотр презентаций. «Где живёт Дед мороз?», «Откуда пришёл праздник?», «Мастерская Деда мороза», сбор информации о праздновании Нового года в России, заучивание стихов, песен к празднику, проведение конкурсов «Лучшая снежинка», «Лесная красавица», « Снеговик».

Работа с родителями.

Познакомить родителей с проектом. Беседы, консультации.

2. этап. Основной (практический).

«Мастерские Деда мороза в школе и дома».

Совместные работа воспитанников и родителей, воспитанников и воспитателя, самостоятельные детские работы.

3.этап. Заключительный.

Выставка детских работ, фотографий класса, украшенного к Новому году.

МБОУ «Баунтовский эвенкийский район»

Районная научно – практическая конференция школьников «Будущее Баунта»

Направление исследовательской работы по технологии

«Новогодняя игрушка:

меняется дизайн, традиция остаётся»

Адрес название учебного заведения:

с. Романовка, ул. Почтовая 24

Ф.И.О. исполнителя: Нестерова Галина Олеговна.

МБОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа».

Домашний адрес:

Республика Бурятия, Баунтовский эвенкийский район,

с. Романовка, ул. Почтовая

контактный телефон: 8 924-658-6602

Ф.И.О. руководителя: Карпова Людмила Анатольевна

Учитель технологии.

МБОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа».

Романовка – 2018 г.

Введение__________________________________________________________________

    История одной традиции

    Новогодняя игрушка – свидетель ушедшей эпохи______________________________

    Практическая часть

Изготовление игрушек для елки из подручного материала_________________________

Заключение_______________________________________________________________

Список литературы________________________________________________________

Приложение______________________________________________________________

Введение

Русская история и культура знает множество традиций, которые являются духовной памятью народа. Такие праздники как Масленица, день Ивана Купала прочно вошли в жизнь русского народа и получили развитие в сказках, преданиях, легендах.

Одной из наиболее значимых традиций, несомненно, является празднование Нового года. Каждый календарный год заканчивается и начинается тем, что мы любуемся нарядами пушистой ёлочки: то на ней заполыхают красные шары, то она приоденется в золото, то выберет себе серебряный наряд, то станет переливаться всеми цветами радуги - так сверкают гирлянды, мишура, и, конечно, елочные игрушки. Ёлочная игрушка имеет свою историю. Меняется эпоха, власть и игрушка тоже претерпевает изменения, отражая определенные исторические периоды и нравы общества.

С детства я увлекаюсь разными видами декоративно-прикладного искусства: бисероплетением, вязанием, вышиванием, лоскутной техникой, оригами и т.д. Самое любимое занятие, это рисование. Я второй год посещаю кружок «Клуб юных художников», где учимся рисовать рисунки в технике «графика», «живопись» и т.д. но особенно мне нравиться рисовать на стекле, расписывать стеклянные бутылки, создавать картины в технике «витраж». Своим родным, друзьям в праздники преподношу подарки из собственной коллекции. Ежегодно в нашей школе нам дают задание изготовить новогодние украшения для оформления зала к празднику нового года. В этом году проводился конкурс на лучшее украшение новогодней елки, и мне пришла идея изготовить своими руками елочные игрушки из электролампочек, так как в наше время купленные в магазине лампочки часто перегорают, а чтобы их не выбрасывать, можно создать оригинальные новогодние игрушки. Для начала я решила изучить историю новогодней игрушки, а затем создать игрушки своими руками, чтобы украсить лесную красавицу.

На сегодняшний день цель моего проекта: Изготовить елочную игрушку для школьного праздника и конкурса «Лучшее украшение новогодней елки».

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

    Рассмотреть и отобрать необходимую литературу.

    Изучить историю возникновения елочной игрушки;

    Изготовить елочную игрушку своими руками;

    Представить коллекцию новогодних ёлочных игрушек.

    Провести мастер-класс для учителей, учащихся и родителей.

Объект исследования : Традиция – украшение интерьера дома к новогодним и рождественским праздникам.

Предмет исследования : Новогодняя ёлочная игрушка.

Актуальность темы:

Традиция (от лат. traditio - передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени. В качестве традиций выступают определенные общественные нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Самыми яркими, сказочными праздниками, частью русской календарной обрядности являются праздники Новый год и Рождество. Они приходят вот уже на протяжение многих лет, а вместе с ними традиционно - украшение дома.

Атрибутом новогодних праздников и знаком наступающего нового года была и остаётся елка. Всякий раз мы достаем ёлочные украшения, развешиваем их на лесной красавице или мастерим эксклюзивные, фантазийные игрушки своими руками. Нарядно украшенная ёлка не оставляет равнодушными ни детей, ни взрослых. И какое бы историческое время не вызванивали куранты разных стран, ни что не может прервать эту традицию - украшать новогоднюю или рождественскую елку.

Гипотеза проекта:

Мы предположили, что, возможно, если мы сделаем новогодние игрушки своими руками и подарим им частичку своего тепла, сердца и фантазии, то наша ёлка станет такой же доброй, интересной и сказочной в рождественские праздники.

    История одной традиции

Обычай украшать деревья существовал у наших предков ещё более двух тысяч лет назад. В те далёкие времена считалось, что в ветвях деревьев нашли приют могущественные духи – как добрые, так и злые, и, чтобы поладить с ними и добиться их помощи в повседневной жизни, приносились обильные дары, которые развешивались на ветках. (Приложение1, рис.1.) В новое время, в XVI веке в Центральной Европе в рождественскую ночь было принято ставить на середину стола маленькое деревце бука, украшенное сваренными в меду мелкими яблочками, сливами, грушами. И лишь XVIII век выбрал ель королевой праздника. (Приложение1, рис.2..)

Один из символов праздника, новогодняя игрушка имеет, свою чрезвычайно интересную историю. Классические правила украшения «рождественского» дерева – «Вифлеемская звезда» на макушке, «яблоки» - сегодня это шары – олицетворяющие библейский «запретный плод», горящие свечи – сегодня это всевозможные электрогирлянды. В средние века на ветки новогоднего дерева обязательно вешались фигурки из вафель - как прообраз пресных хлебцев, которые употреблялись при обряде причастия. До середины XVIII века украшения были исключительно съедобными, добавились ещё орехи, сладости, конфеты

В 1807 году на Дрезденской рождественской ярмарке уже продавалось очень много ёлок, их охотно раскупали. Так появилась необходимость в изготовлении специальных игрушек. Стали изготавливать многоразовые ёлочные украшения. Это были позолоченные шишки и орехи, бумажные цветы о поделки из ваты, звёзды из серебряной и золотой фольги, животные из скрученных проволок и многое другое. Большой популярностью пользовались свечки, которые прикручивали к еловым веткам тонкими проволочками.

    Новогодняя игрушка – свидетель ушедшей эпохи

Елочные игрушки, история и политика неразрывно связанны между собой. По игрушкам можно проследить все события, происходящие в стране. Для доказательства верности высказывания проведено исследование «Новогодняя игрушка – свидетель ушедшей эпохи».

Дореволюционная Россия (до 1917 года)

В Древней Руси Новый год отмечали в марте. Только в 1700 году по указу Петра I Новый год стали отмечать зимой. В царском документе повелевалось встречать Новый год 1 января: «По знатным и проезжим улицам у ворот учинить украшение от дерев и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». При Николае I, его супруга, императрица Александра Фёдоровна, урождённая принцесса Шарлотта из Пруссии, перенесла из Европы обычай украшать жилище ёлочкой с горящими свечами. В XVIII веке самыми любимыми ёлочными игрушками в России на протяжении долгих лет были опять же, съедобные изделия. На Руси влияние на такие игрушки оказало ремесло выпечки пряников. Остывшие сладости вешали на ёлку, обернув в золотую, серебряную или цветную фольгу. Многие игрушки делались из подручных материалов. Первые стеклянные игрушки, появившиеся в России, были немецкого производства.

В дореволюционной России праздновалось, в основном, Рождество, а не Новый год, поэтому в елочных игрушках этого периода делался акцент на сюжеты Библии. (Приложение1, рис.4.)

Довоенная Россия (1917г. – 1941г.)

Развитие отрасли елочных украшений в России прервалось после революции 1917 года, точнее, сначала 1927 года, когда в новогодней елке усмотрели идеологическую угрозу советской власти. До 1935 года празднование Рождества, и Нового года было под запретом. В 1935 году, 28 декабря, в газете «Правда» появилась статья: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». С этого момента началась «реабилитация» незаслуженно отнятого у народа праздника. Новый год, елки и выпуск елочных игрушек вновь вернулись в жизнь советских граждан. В 1935 году вместо ангелов появились пионеры, буденовцы, красноармейцы. Игрушки-подвески с серпом и молотом. Эра воздухоплавания отразилась на елочных игрушках – дирижаблями с надписью «СССР», самолетиками, парашютами с крохотными парашютистами. В 1937 году была даже выпущена серия елочных шариков с изображением членов Политбюро и портретами вождей революции – Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. В конце 30-х годов появились герои детской литературы. С выходом на экраны фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тему. Освоение Севера было отмечено фигурками полярников. В советской елочной игрушке даже была отражена тема войны в Испании: в 1938 году был выпущен стеклянный шар с двумя самолетами, один из которых сбивает другой. В 1935 – 1940 годах появились ватные игрушки «в память о Всесоюзной сельскохозяйственной выставке» - животные, фрукты, овощи. Появились ватные Дед Мороз и Снегурочка. (Приложение 1, рис.5.)

Россия во время Великой отечественной войны (1941г. – 1945г.)

Во время Великой Отечественной войны в фронтовые годы елки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков. Фабричные игрушки выпускались в ограниченном количестве, но елку украшали обязательно – этот обряд напоминал о мирной жизни и предавал сил надеяться на скорую победу. «Военные елки» украшались «солдатами», «танками», «пистолетами», «собаками-санитарами». (Приложение1, рис..)

Советская Россия (1950г. – 1990г.)

После войны елочные игрушки снова стали мирными.

В 1949 году, к юбилею А.С.Пушкина были выпущены игрушки с изображением персонажей сказок поэта.

В начале 50-х годов, когда с продуктами в стране была напряженка, изготавливалось много стеклянных игрушек в виде фруктов, ягод и овощей. С начала 50-х годов стали изготавливать подарочные наборы игрушек – «малюток». Ими украшали маленькую настольную елку. Это было очень удобно, потому что большинство людей того времени жили в коммуналках. В 50-х годах появилась мода на стеклянные бусы и композиции из стеклянных шариков, бус и стекляруса. После выхода знаменитого фильма Э. Рязанова «Карнавальная ночь», появились елочные игрушки в виде часов, на которых стрелки замерли в положение «без пяти двенадцать».

В СССР 1950-60 годах в ассортименте елочных изделий ватные игрушки занимали одно из первых мест. Благодаря своему яркому цвету, разнообразию форм и легкости. Деды Морозы из ваты и папье-маше относились к подставочным фигурам. Подставочными они назывались потому, что укреплялись на деревянной подставке и устанавливались обычно под елкой.

Начало 60-ых годов - период наивысшего расцвета советской промышленности, он отразился и на производстве елочных украшений. Игрушки этих лет отличаются разнообразием сюжетов, очень популярны фигурки сказочных персонажей на прищепке: Айболит, Дед Мороз и Снегурочка, Чиполино, различные звери: белочки, медведи, зайцы совы, цыплята. После полета Гагарина в космос в 1961 году на елках появились космонавты, спутники Земли. В 60-е годы в эпоху правления Хрущева преобладали игрушки на сельскохозяйственную тему, часто встречалась в ёлочных игрушках царица полей - кукуруза. В 60-е годы появились первые электрические елочные гирлянды.

В 1965 году производство елочных игрушек поставлено на поток. В моде минимализм, все максимально упростилось. Исчезла скульптурность фигурок, росписи на игрушках стали простыми. Активно используется в производстве елочных игрушек поролон, пластмасса.

В 1970-80 годы, во времена правления Брежнева, ничего существенного в истории страны не происходило, тематических игрушек стало меньше. Игрушки стали более абстрактными. В эти годы стал популярен «дождик» из фольги и пушистая разноцветная мишура.

Таким образом, по-своему уникальный дизайн «советской ёлки» - богатое, сверкающее убранство, отражающие политическую и культурную жизнь страны сюжетные игрушки плюс красная пятиконечная звезда на макушке. (Приложение1, рис.7.)

Постсоветская Россия

В 1990 годы появились елочные шары с изображением животных – символов наступающего года, т.к. с 1980-го года страну завоевала мода на всевозможные гороскопы. Популярно течение – искусственные елки ненатуральных оттенков – белого, синего, красного и т.д. и украшение шарами одного цвета и размера. В 1990-е годы была модной западная традиция, украшать елки шарами двух цветов, сочетающимися между собой, например, красный – золотой, синий – серебряный, а также завязывать на ветвях парчовые банты и никакой мишуры и «дождя». Правда, эта мода недолго увлекала наших соотечественников и вскоре домашние елки вернулись к традиционному виду: как можно больше украшений, чтобы зелёной хвои на дереве не было видно. В 90-е годы рынок заполнили западные и китайские ёлочные игрушки – появились всевозможные шары, сердечки, Санта-Клаусы, постепенно вытесняющие нашего Деда Мороза. (Приложение1, рис.8.)

Современная Россия, XXI век

С начала 2000-х годов стали популярны оригинальные «самодельные» игрушки – своего рода возврат в прошлое. Фигурки из соломы, бумаги, моточков шерсти и кусочков ткани. А мода на советские ретро игрушки заставила многих забраться в недра бабушкиных антресолей и старинных комодов.

Новинки 2005 года, елочные украшения из акрила – пластика высокого качества, имеющего свойство отражать даже самые мельчайшие детали фигурки. Акриловые игрушки своим видом напоминают изделия из венецианского стекла.

Каждый год дизайнеры создают очередную коллекцию одежды, украшений, парфюма и … ёлочных игрушек. Сегодня в дизайне ёлочных украшений наблюдается отчасти «возврат к истокам». Выпускаются шары с ручной росписью, с удивительно тщательно выписанными пейзажами, картинками русской зимы, а также государственной символикой. На новогодних ярмарках присутствует также большое количество разнообразных ёлочных украшений китайского производства. Тем временем европейцы производят более разнообразные елочные игрушки – из проволок и цепочек, из всевозможных тканей и мехов, пуха и пера, бумаги, бисера, пайэток, стразов, даже драгоценных металлов и камней.

Все течет, все меняется и подчас елка уже сама по себе считается украшением праздника: она может быть с листьями вместо иголок, с блестящими ветками, сделанная из страусинных перьев, сложенная из значков на стене, составленная из книжных полок подход. Что же касается современных елочных украшений, то каждый год появляются новые тенденции: технодерево – елка украшенная компакт дисками; елка в стиле кантри, украшенная пряничными домиками с глазурью, печеньем в виде снеговиков и настоящими шишками, фруктовые елки, конфетные елки и т.д. Каждую зиму дизайнеры создают очередную коллекцию одежды, украшений, парфюма и … елочных игрушек. (Приложение1, рис.9.)

III. Практическая часть

Изготовление игрушек для ёлки из подручного материала

В наши дни сохранилась традиция изготовления игрушек своими руками. Это очень увлекательное и интересное занятие. В настоящее время в России проводятся всевозможные конкурсы на лучшую новогоднюю игрушку, сделанную своими руками. Приступая к работе по созданию новогодней игрушки, ознакомилась с историей новогодней игрушки во всем мире. Красота игрушек доставляет людям радость, пробуждает в них художников, учит чувствовать и понимать красоту, творить сообразно ее законам. Народная игрушка выражает стремление ее носителя, воспитывает возможность находить меру предметов как соответствия их свойств общественным потребностям человека, формирует эстетически ценную ориентацию человека в мире и, следовательно, не только отражает мир, но и преображает, творит его.

Для изготовления игрушек нам понадобятся: электролампочка, акварельные краски и гуашь, водоэмульсионная краска и кисточки, картон, ножницы, клей, пряжа, цветочки, бантики.

Последовательность изготовления новогодней игрушки представлено в таблице «Технологическая карта». (Приложение 2)

Заключение

Мы узнали, что новогодняя игрушка это не только элемент зимнего праздника, но и часть истории нашей страны и всего мира. С начала елочные украшения были только съедобными: яйца и вафли качались на ветке рядом с фруктами, сладостями и орехами. Но позже стали изготавливать более нарядные украшения: золотили еловые шишки, были и бумажные цветы, и искусные поделки из ваты. Появились стеклянные игрушки самые разнообразные, их внешний вид менялся с годами, и они становились все более доступными для большинства жителей нашей страны.

Новогодняя игрушка менялась в связи с изменениями, происходившими во всем мире и в нашей стране. В ней отражались многие исторические события того времени и достижения человечества того времени: освоение космоса, юбилеи писателей, продовольственный кризис, война и т.д. Сейчас же игрушки делают из разного материала: из проволоки, металла, стекла, пластика, перьев, засушенных фруктов и пряных специй. А так же в 2000-х годах появились игрушки с изображением животного – символа наступающего года.

А самое главное, я получила подтверждение тому, что осуществление мечты, дело наших собственных рук. А впереди у меня новые мечты, изготовления разных видов игрушек из другого подручного материала. Меняется дизайн новогодней игрушки, а традиция – наряжать ёлку остается!

Список литературы

    Анисонян М. Как новый год к нам пришел... Природа и человек (Свет). - 2005. - № 12.

  1. Гофман Э. Т. А. Собрание сочинений в шести томах. Том 4. Книга 1. - М. : Художественная литература, 1998.

    Душечкина Е.В. Русская ёлка: История, мифология, литература. - СПб., 2002,Русская ёлка.-

    Овешкова Ф.И., Данилевсий В.Г. Производство елочных украшений из ваты. М., КОИЗ, тип. "Гудок, 1950 г., 104 с

    Сальникова А. «История ёлочной игрушки, или как наряжали советскую ёлку».- Издательство «Новое литературное производство». М.;. -2010 г.

    Близнюк А. Новогодняя и рождественская игрушка. Наука и жизнь. - 2003. - № 12

Интернет ресурсы

    http://www.christmasheaven.ru/articles.php?article_id=103

    http://www.christmasheaven.ru/forum/index.php?showtopic=44

    http://www.klinvk.ru/history.html.

    http://www.kostromama.ru/articles/holidays/article/Istoriia_novogodneii_igruschki.html История новогодней игрушки

    https://www.litmir.co/br/?b=7095 -Библиотека Чарльз Книга: "Рождественская елка"

    https://ru.wikipedia.org/wiki/ Новый_год_в_России

Приложение 1

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!