Женский журнал Ladyblue

Периоды роста и развития. Характеристика каждого этапа роста и развития ребенка

Начиная с 30-х гг. прошлого столетия, с тех пор как в практику медицинского обследования детей были введены антропометри­ческие измерения, ученые всех стран стали замечать, что от деся­тилетия к десятилетию рост детей увеличивается, а половое со­зревание наступает у них в более раннем возрасте. Ускорение тем­па роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений получило название акселерации (от лат. acceleration - ускорение).

Суть этого явления заключается в том, что у современного поколения этап биологического созревания завершается несколь­ко раньше, чем у предыдущего. Тенденция ускорения развития у детей проявляется с самого раннего возраста. Ускорение тем­пов роста можно заметить уже на стадии внутриутробного раз­вития. Длина тела новорожденных за последние 30 - 40 лет уве­личилась на 1 см, несколько повысился их вес. Показатель нор­мального развития грудных детей - удвоение веса ребенка, которое ранее наступало к 5 -6 месяцу, в настоящее время на­блюдается на месяц раньше. В среднем на год раньше молочные зубы у детей сменяются постоянными. Чем старше становятся дети, тем больше они отличаются по размерам тела от своих ровесников, живших 50- 100 лет назад. В возрасте 12- 16 лет эти различия достигают максимума. Особенно разительные измене­ния в физическом развитии произошли в группе детей подрост­кового возраста. За 80 лет 15-летние школьники стали выше на 20 см и прибавили в весе 16 кг. На 1 - 2 года раньше завершают­ся и процессы окостенения у подростков, вследствие чего при­рост тела в длину прекращается в более раннем возрасте (у деву- шек в 16-17 лет, у юношей в 18-19 лет, против 18 -20 и более лет прежде).

Наблюдения показывают, что 8-летний ребенок в наши дни по уровню своего развития соответствует 9-летнему, а 15-летний подросток - 17-летнему юноше, жившему в начале двадцатого столетия.

Необходимо отметить, что за последнее столетие в развитии человека, помимо ускорения развития, произошли и другие из­менения - увеличилась продолжительность жизни в целом и дли­тельность репродуктивного периода, увеличились окончательные размеры тела, изменилась структура заболеваемости и др. Все эти изменения получили название секулярного тренда { seculars trend - вековая тенденция), который включает в себя и акселерацию ро­ста и развития подрастающего поколения.

Имеющиеся данные по физическому развитию детей, живу­щих в различных районах нашей страны, свидетельствуют, что процесс акселерации у детей всех национальностей протекает примерно одинаково. Не отличается он заметно и в разных стра­нах мира. В США и странах Европы длина тела детей 13-15 лет увеличивается в среднем на 2,5 см за десятилетие.

Существует большое число гипотез, пытающихся объяснить этот процесс с позиции улучшения качества питания, усиленной ви­таминизации, влияния электромагнитных колебаний, космиче­ского излучения и др. Однако наиболее глубокой и обоснованной является генетическая теория, которая, наряду с влиянием улуч­шения условий жизни, выдвигает в качестве причины акселера­ции генетические изменения, возникающие вследствие смеше­ния различных расовых групп населения. Смешение рас наблюда­ется во всех странах, темпы же акселерации в различных странах в силу разных социальных и экологических условий отличаются.

В последнее время и отечественные, и зарубежные специалис­ты сходятся во мнении, что темп акселерации повсеместно за­медляется.

Обзор данных литературы свидетельствует о том, что наивысший пик акселерации в нашей стране отмечался в середине 70-х гг. про­шлого столетия, затем (в 80-е гг.) наметилась отчетливая тенден­ция к стабилизации процесса ускорения роста и развития (стагна­ция) и постепенная смена его в отдельных регионах РФ и крупных промышленных городах децелерацией. Специалисты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН подтвердили, что в начале 90-х гг. XX в. завершились процессы акселерации у москов­ских школьников, а по некоторым признакам они даже начали отставать от своих ровесников тридцатилетней давности.

Физическое развитие современных детей характеризуется следу­ющими особенностями: грациализацией телосложения (уменьше­нием всех широтных и обхватных размеров тела); дефицитом мае-сы тела (за 20 лет частота определения возросла в 2 раза среди мальчиков и в 2,5 раза - среди девочек); снижением показате­лей роста (число низкорослых детей за 20 лет увеличилось почти в 3 раза); отставанием биологического возраста от календарного (главным образом у девочек-подростков).

Отмеченное замедление ростовых процессов, уменьшение раз­меров тела, замедление физиологического созревания детей мо­гут рассматриваться как ответная реакция детского организма на ухудшение жизненных условий и экологическое неблагополучие.

Детский организм постоянно находится в процессе роста. Он не может быть полностью идентичен организму взрослого человека и развивается в соответствии с конкретными, установленными закономерностями. На разных этапах развития, т.е. в разные временные промежутки жизни ребенка, можно выделить те или иные особенности, характерные именно для этого периода.

От возрастных характеристик организма зависят и способность к сопротивляемости различным заболеваниям, которые в разном возрасте протекают по-разному, и скорость дальнейшего роста и общее развитие детей дошкольного возраста.

Кроме того, для каждого периода выделяют риски развития тех или иных патологий. Но вовсе не значит, что ребенок на каждом этапе своего развития будет чем-то болеть.

Если он здоров, регулярно осматривается педиатром и врачами-специалистами, участвует в профилактических мероприятиях, за ним наблюдают родители, ему обеспечены нормальные, благоприятные условия детского развития, этого, как правило, достаточно для того, чтобы он рос здоровым.

Детское здоровье

Детское здоровье зависит от многих сопутствующих факторов: физического, умственного, функционального развития, силы иммунитета, созданных для дальнейшего развития предпосылок.

К дошкольному возрасту относят детей 3-7 лет жизни. Дети именно этого периода посещают детские дошкольные учреждения.

В этот период наблюдается еще большее снижение темпов роста, а также рост и развитие всех органов и систем. Ребенок прибавляет около 2-3 кг в весе и 6-8 см в росте в течение каждого года. При этом уходят жировые отложения (в том числе и в области лица), из-за чего меняется его внешность. Остановимся более подробно на особенностях, свойственных детскому организму в возрасте 3-7 лет.

Продолжается развитие нервной системы. С 4 лет ребенок, как правило, уже хорошо говорит, строя предложения; его речь понятна не только родителям и близким родственникам, но и посторонним людям. Улучшается память, благодаря чему ребенок может запоминать стихи, пересказывать прочитанные ему сказки. Улучшается двигательная и мелкая моторика: ребенок осваивает новые двигательные навыки, например умеет кататься на двухколесном велосипеде, коньках, может танцевать, рисовать, лепить, работать с конструктором, вышивать и др.

Наблюдается тенденция к развитию костной ткани, дети прибавляют в росте, у них меняются пропорции тела, растет череп.

В костной системе все еще преобладает хрящевая ткань, пластичные элементы, вследствие чего кости более мягкие, гибкие и не такие хрупкие, как у взрослых. Однако они гораздо больше подвергаются искривлениям и деформациям, так как легче гнутся. Содержание в костях детей минеральных веществ минимально, преобладают органические вещества и вода. Постепенно содержание минеральных веществ в костях растет. Поверхность кости у ребенка этого возраста сравнительно ровная. Снабжение кровью костных тканей обильное, хорошо развиты метафизарные, эпифизарные артерии. Переломы у детей чаще поднадкостничные, так как надкостница достаточно утолщена.

Рост толщины кости происходит за счет надкостницы, поперечный рост осуществляется за счет развития костномозговой ткани. Еще одна особенность костной ткани ребенка этого возраста - высокая степень регенерации.

Рост детских костей обусловливается в основном хорошим кровоснабжением, которое является таковым благодаря достаточно развитым диафизарным, метафизарным и эпифизарным артериям и обильной васкуляризации.

Для характеристики костной системы ребенка врач осматривает его тело сверху вниз поочередно в фас, профиль, со спины. Принимаются во внимание визуальная симметричность и форма, длина частей тела, осанка, походка. Таким образом, врач может сделать выводы о наличии поражений опорно-двигательного аппарата, симметричности лопаток, плеч, бедер, отставании лопаток, искривлении позвоночника (который у детей дошкольного возраста особенно подвижен, следовательно, требует особого внимания), нарушении походки и т. д. По результатам осмотра ребенок может быть признан здоровым, здоровым с незначительными отклонениями или же с наличием значительных отклонений. В последнем случае ребенку необходимо пройти рентгенографический осмотр и последующую консультацию у ортопеда.

В возрасте 3-7 лет продолжается процесс переустройства фиброзной мембраны суставной капсулы. Из-за того что коллагеновая ткань недостаточно развита, суставы более подвижны, чем у взрослого человека, возрастает их амплитуда. Связки становятся более прочными.

С 5 лет начинается замена молочных зубов на постоянные.

Продолжает формироваться мышечная масса, причем крупные мышцы развиваются быстрее, чем мелкие. От развития мышц зависит и формирование осанки.

Как происходит развитие детей дошкольного возраста?

Чем старше становится ребенок, тем более быстро развивается мышечное волокно, в связи с чем, в свою очередь, увеличиваются интенсивность и скорость роста мышечной системы в целом. Чтобы развитие мышечной системы происходило правильно, в жизни детей должны присутствовать соразмерные их возрасту и здоровью физические нагрузки. Так, особенностью детей этого возраста является более быстрое развитие крупных мышц, значит, мелкие мышцы требуют дополнительной нагрузки.

Изучение свойств мышечной системы производится визуально и с помощью динамометрии. Это измерение силы групп мышц специальными медицинскими приборами - динамометрами. Существуют кистевые динамометры для измерения силы мышц пальцев, становые динамометры, предназначенные для исследования силы мышц при выпрямлении туловища. Также с помощью специальных приборов проверяют механическую и электрическую возбудимость мышечной системы.

К 3-4 годам скорость роста ребенка по сравнению с. более ранними периодами заметно замедляется. Масса тела детей в возрасте 3-6 лет уже не является четким показателем здоровья и правильного развития организма, как в более раннем возрасте, особенно на первом году жизни. В то же время рост таковым показателем считаться может, так как он является величиной более постоянной. Рост изменяется только в одностороннем порядке, в сторону увеличения.

Измерение массы тела ребенка производится в утреннее время, строго натощак специальными медицинскими весами. Правильная пропорциональность веса и возраста определяется для детей 3-5 лет по формуле:

где В - возраст ребенка в годах.

Для детей 5-7 лет эта формула выглядит так:

Или же вес ребенка до десяти лет можно определить по следующее формуле:

где: М - масса ребенка в 1 год;

В - возраст ребенка в настоящее время.

Измерение роста детей производится ростомером в вертикальном положении. При этом тело ребенка должно быть выпрямленным, затылок - слегка касаться поверхности измерительного прибора. Стопы должны быть плотно сдвинуты, ноги оставаться прямыми, руки опущены вдоль туловища. Только такое положение ребенка позволит измерить его точный рост.

Рост является показателем правильного или неправильного развития. Если рост ребенка имеет значительное отклонение от нормальных показателей, следовательно, нарушено его развитие. Рост увеличивается главным образом из-за увеличения длины ног, так как разные части детского скелета растут с различными темпами.

Какие факторы могут влиять на скорость роста детского организма?

Здесь прослеживается и прямая зависимость от правильного питания, т.е. важен процесс получения детским организмом всех необходимых ему веществ из пищи. В рационе дошкольника должны обязательно присутствовать белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Кроме того, рост ребенка может зависеть и от наследственности, и от количества инсулина, гормона щитовидной железы, и других видов гормонов.

Растут дети преимущественно во время сна, причем быстрее - во время утреннего. Если сравнить тенденции роста в каждый сезон года, то обнаружится, что весной и летом дети растут быстрее, нежели в другое время. Следует принять во внимание, что мальчики и девочки растут по-разному и нормальные показатели роста и веса у них отличаются.

Обычно дети до 2,5-3 лет подвергаются контролю веса и роста достаточно часто. После 3 лет необходимость в этом снижается. Достаточно контролировать рост и вес 1 раз в 6 месяцев.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Генотип – совокупность генов данного организма

Фенотип – присущая индивидууму совокупность всех признаков и свойств, которые сформировались в процессе его индивидуального развития. Фенотип возникает в результате взаимодействия между генотипом индивидуума и окружающей средой.

Онтогенез индивидуальное развитие организма; развитие индивидуума от момента оплодотворения яйцеклетки до наступления смерти.

Ретордыция – отставание в физическом развитии.

Акселерация – опережение физического развития.

Факторы . 1. Социально-экономический 50%

2. Экологический ф-р 25%

3. Биологический фактор 10-15%

4. Социально-медецинский ф-р ост%

Рост - количественное увеличение размеров тела. Развитие - приобретение качественных свойств.

Принципы роста и развития . 1. Неравномерность роста и развития,2 . Неодновременность роста и развития отд. Органов и систем(который важней разв. 1-м), 3 . Обусловленность роста и развития полом, 4 . Обусловленность рос. и раз. факторами наследственности и окр.среды.

Рост и развитие развиваются не равномерно- гетерохрония .

Рост является одним из наиболее чувствительных показателей, характеризующих здоровье ребенка.

Особенность детского организма - его интенсивный рост: чем моложе организм, тем интенсивнее идут процессы роста. За внутриутробный период развития, с момента образования яйцеклетки до полного формирования плода, его масса увеличивается в 612 раз. С возрастом масса человека относительно новорожденного увеличивается в 20 раз, площадь поверхности тела в 8 раз, длина тела в 3 раза.

Наибольшая прибавка массы тела ребенка происходит на первом году жизни, в последующие годы ее интенсивность уменьшается. Второй ее скачок наблюдается в пубертатном периоде. Темпы роста детей и подростков имеют половую специфичность. Для мальчиков характерен более высокий темп роста, для девочек более ранняя скорость созревания скелета после 2-3-летнего возраста, что обуславливает быстрое биологическое развитие, присущее всем органам и скелету тела. Также девочки раньше достигают определенного уровня массы тела и степени жироотложения, предшествующей становлению менструаций.

В основе развития детского организма лежит клеточное деление и увеличение объема клеток за счет цитоплазмы. в антенатальном периоде доминируют процессы клеточного деления.

Многие факторы могут оказывать влияние на процессы роста и развития. Генетические и средовые - наиболее важные из них. Распознать роль генетических факторов очень сложно, гораздо легче выявить средовые влияния , среди них - плохое питание, дефицит витаминов, двигательные и эмоциональные нагрузки, острые и хронические заболевания, климат и место проживания - все они могут как положительно, так и отрицательно сказываться на росте и развитии организма. Важным фактором роста и развития ребенка является оптимальная двигательная активность. Если она систематически удовлетворяется, то организм растет и развивается нормально. Недостаточная двигательная активность (гиподинамия или гипокинезия) способствует формированию различных видов патологии у детей и подростков (например, ожирение, болезни органов пищеварения, сердечнососудистой системы, опорно-двигательного аппарата, органа зрения и др.).

В последние десятилетия в развитых странах мира явно прослеживаются тенденции акселерации - ускорения полового созревания - дети растут быстрее и достигают показателей, значение которых выше, чем у людей, живших столетие назад.

На рост и развитие человека оказывают влияние многочисленные факторы, среди которых можно выделить эндогенные (или наследственные) и экзогенные (или средовые).

Экзогенные факторы - социально-экономические, психологические, климатические и экологические детерминанты роста и развития человека. Особое внимание уделяется экологическим и социально-экономическим.

Человек - социальное существо, особенности его биологического развития часто определяются социально-экономическими факторами. Дети из более обеспеченных слоев населения по ряду антропометрических признаков опережают сверстников на протяжении всего развития. Одна из важнейших причин морфофункциональных различий - это питание, поскольку недоедание приводит к задержке роста. Задержка в росте связана с высокой частотой заболеваний в семьях с худшими социально-гигиеническими условиями.

Неблагоприятные психологические воздействия могут вызвать некоторую задержку роста. Под воздействием эмоционального стресса происходит задержка секреции гормона роста. Подобные стрессы часто испытывают дети из неблагоприятных семей.

Под воздействием различных социально-экономических условий по-разному происходит половое развитие детей: чем лучше условия жизни, тем быстрее протекают процессы созревания. У детей из обеспеченных семей несколько раньше происходит смена зубов.

Половое созревание детей быстрее происходит в странах умеренного климата, а на севере и у экватора сроки его более поздние. Климатические факторы почти не оказывают влияния на рост и развитие, если условия обитания не являются экстремальными (тропическая зона и высокогорье).

Эндогенные факторы. Важной проблемой антропологических исследований является оценка регулирующего онтогенез действия генов. Установлена связь между типом телосложения человека и особенностями скелетного и полового созревания. Вероятно, гены, определяющие телосложение человека, оказывают действие и на темпы онтогенеза.

Наряду с генами, ответственными за особенности телосложения, видовую и расовую принадлежность человека, существуют, видимо, гены, общие у членов одной семьи и определяющие фамильное сходство.

Генетическая обусловленность роста и развития на разных этапах онтогенеза. Генетический контроль действует на протяжении всего периода роста. Однако не все гены активны к моменту рождения, а проявляются лишь в последующие годы, в соответствующих условиях.

В дошкольный период жизни генетически строго контролируется длина тела, ширина таза у мальчиков и ширина плеч у девочек.

В течение школьного периода жизни уровень генетических влияний на длину и вес тела, окружность груди как у мальчиков, так и у девочек с возрастом повышается.

Что касается функциональных признаков, то они менее обусловлены генетически, чем признаки морфологические. Исключение составляют чисто человеческие особенности, определяющие такие качества как двуногое хождение или речевая артикуляция.

Уровень генетического контроля морфологических и физиологических признаков снижается в период полового созревания

Рост и развитие и являются неотъемлемыми свойствами всего живого. Вопросы возрастных особенностей человеческого организма изучает возрастная анатомия. Развитие – процесс количественных и качественных изменений, приводящих к повышению сложности организации живой системы. Одной из основных особенностей развития ребенка, в отличие от взрослого, является рост, т. е. «процесс, характеризующийся непрерывным увеличением размера и массы органов и организма в целом».

К основным закономерностям онтогенеза детей относятся:

· неравномерность темпов роста и развития;

· неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность);

· обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм);

· обусловленность роста и развития генетическими и средовыми факторами;

1. Неравномерность темпа роста и развития . Рост и развитие человека происходит непрерывно, но неравномерно. Выделяют этапы активного роста (до 1 года, 6 – 7 лет, 11 – 13 лет), которые сменяются периодами дифференцировки (т. е. специализации) органов и тканей.

2. Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность) . Созревание разных систем происходит неравномерно, что связано с неодновременным становлением функций организма. Например, в первые годы жизни ребенка преимущественно увеличивается масса головного и спинного мозга. Это и понятно, ведь именно нервная система обеспечивает формирование связей с внешней средой, которое интенсивно происходит у детей младшего возраста. Развитие половых функций, наоборот, начинается после 12 лет, так как до этого них нет необходимости.

3. Обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм). Органы и системы по-разному развиваются у мальчиков и девочек. Так, до начала полового созревания мальчики имеют более высокие значения антропометрических показателей. В период полового созревания это соотношение меняется на противоположное. В 15 лет интенсивность роста у мальчиков возрастает, и они вновь опережают девочек по антропометрическим показателям. Кроме того, наблюдается неодинаковый темп развития мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Различия имеются не только в физической работоспособности, но и в психическом развитии.

4. Обусловленность роста и развития генетическими и средовыми факторами. Развитие любого организма определяется двумя группами факторов: генетическими и факторами среды. Гены контролируют синтез белка, что обеспечивает формирование организма как непосредственно (синтез структурных белков), так и косвенно (синтез гормонов и рецепторов). Однако факторы внешней среды существенно влияют на процесс формирования, стимулируя или угнетая его. Таким образом, развитие конкретного организма зависит как от генетического кода, полученного от родителей, так и от среды, в которой ребёнок рос.

Развитие разных систем в неодинаковой степени определяется генетическими и средовыми факторами. Например, масса тела детей и подростков в большей степени подвержена действию факторов среды. Она преимущественно определяется количественным и качественным составом пищи, режимом питания, двигательной активностью, организацией физического воспитания. Тип высшей нервной деятельности, сила и подвижность нервных процессов, наоборот, в основном определяются генетическими факторами.

Все перечисленные закономерности развития детей необходимо учитывать при разработке мероприятий, направленных на улучшение роста, гармоничного развития охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения. (Слайд 14 )

Возрастные периоды

1)Период новорожденности (до) Периодом новорожденности считают время от рождения ребенка до момента отпадения у него пуповины (в среднем около двух недель). Резкое изменение условий жизни (внеутробное существование) заставляет организм ребенка приспосабливаться к совершенно новым и постоянно меняющимся факторам внешней среды.

2)Грудной возраст (до 1 года) По окончании периода новорожденности у грудного ребенка наблюдается интенсивный темп роста и развития, который ни в каком другом возрасте не бывает столь значительным. В течение первого года вес тела ребенка увеличивается на 200%, а длина - на 50%. Особенно большие прибавки в весе и росте ребенка наблюдаются в первую половину года (ежемесячная прибавка в весе составляет 600 г, а в росте - 2,5-3 см). Ткани у грудных детей отличаются тонкостью и нежностью, недостаточным развитием эластических (упругих) волокон, в результате чего они легко ранимы. Вместе с тем благодаря наличию в тканях маленького ребенка большого количества молодых клеточных элементов и кровеносных сосудов, хорошо питающих их, любое повреждение у детей заживает значительно быстрее, чем у взрослых.

3)Преддошкольный , или ясельный возраст (от года до 3 лет) Ранний детский возраст - от года до трех лет - называется преддошкольным, или ясельным. В этом возрасте темп роста и развития ребенка несколько замедляется. Прибавка роста составляет 8-10 см, веса - 4-6 кг за год. Появляются зубы (к концу года их должно быть 8), увеличивается количество пищеварительных соков, повышается их концентрация. У детей второго года жизни происходит интенсивный рост и формирование опорно-двигательного аппарата. Нервная система и органы чувств быстро развиваются, координация движений улучшается, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, что позволяет им шире общаться с окружающим миром. Ребенок овладевает речью (запас слов у детей в этом возрасте достигает 200-300, они произносят не только отдельные слова, но и целые фразы).

4)Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) Этот период отличается более медленным темпом роста ребенка. Годичные прибавки роста (от 3 до 7 лет) составляют в среднем 5-8 см, веса - около 2 кг. Благодаря дальнейшему развитию мышц и систем двигательной регуляции дети способны выполнять разнообразные физические упражнения, требующие хорошей координации движений; они овладевают умением быстро бегать и прыгать, свободно ходить по ступеням, играть на музыкальных инструментах, рисовать, лепить, вырезать из бумаги различные, довольно сложные орнаменты. На третьем году жизни количество слов, используемых детьми в речи, значительно возрастает, речевые сигналы начинают играть основную роль в организации поведения ребенка.

5)Школьный возраст (от 7 до 17 лет) В этом возрасте все органы и системы детей и подростков продолжают развиваться. Молочные зубы полностью заменяются постоянными, появляются остальные зубы, которых не было в дошкольном возрасте, идет дальнейшее окостенение скелета, происходит усиленный рост мускулатуры. Благодаря усиленному в этот период нтеллектуальному развитию ребенок становится более самостоятельным. С 7 лет начинается обязательное обучение в школе.

6)Между 12-17 годами происходит половое созревание подростков. В это время несколько возрастает темп роста и развития организма, появляются вторичные половые признаки: рост волос в подмышечной впадине и на лобке, развитие грудных желез и появление менструаций у девочек, изменение голоса и поллюции у мальчиков, прорезаются так называемые зубы мудрости. Подростки по пропорциям тела приближаются к взрослым. Все это значительно изменяет их внешний облик. Жизненный опыт подростков возрастает, они становятся более самостоятельными. (Слайд 15 )


Похожая информация.


В этой статье:

Всего выделяется 7 периодов роста и развития ребенка. Названия могут быть разными, но суть всегда одна. Период длится ровно столько, сколько необходимо малышу для переходя на новую ступень развития.

Каждый этап уникален. Он больше никогда не повторится в жизни крохи, но принесет ему много нового. Идет активное развитие психики, мышления, памяти. За 2-3 года кроха, например, овладевает родным языком. Общая характеристика этих периодов – активное развитие психики.

С каждым месяцем жизни растет тело, удлиняются конечности, мышцы становятся крепче и сильнее. Важна параллельность физического и психического развития . Если что-то одно отстает от нормы, то нужно срочно обратиться к врачу. На всех этапах жизни ребенку нужна помощь родителей. Родители должны понимать, что часто перемены характера и настроения не зависят от самого ребенка. На него влияет взросление, изменение психики, развитие эндокринной системы.

Взросление

Взросление - непрерывный процесс развития человека. Меняется его представление о мире, родителях, о себе самом. Это целый комплекс процессов развития тела, личности, эмоций . Чтобы взросление проходило нормально, ребенку нужны помощь и понимание родителей. Ведь для малышей, детей и подростков все это тоже очень непросто.

Взросление можно разделить на 7 больших этапов от момента зачатия до 16-18 лет. Затем начинается его взрослая жизнь. После 18 лет развитие, конечно же, не останавливается, но все процессы протекают далеко не так быстро.

Зачатие

Активное развитие малыша начинается еще до его появления на свет. Главная задача организма ребенка - максимально подготовить его органы, все системы к самостоятельному функционированию. Первый период начинается от момента зачатия и длится до самых родов . Этот этап один из самых важных в жизни человека. От того, как будет проходить беременность, зависит ход развития малыша.

Тут матери нужно быть особенно внимательной:

  • Правильное питание

Побольше свежих овощей и фруктов, легкая пища. Желательно исключить все острое, жирное, маринованное. Пейте соки, воду.

  • Нельзя употреблять алкоголь, наркотики

Такие вещества опасны на протяжении всей беременности. Они могут вызвать выкидыш на раннем сроке или серьезные изменения плода. Допускается немного хорошего сухого вина, но всего по 50-100 грамм. Его разводят в воде, пьют за 15-20 минут до еды. В таких малых количествах оно не навредит малышу, а поможет, ведь в нем много витаминов.

  • Курение

Если женщина курит до беременности, то бросать курение резко нельзя. Старайтесь минимизировать количество сигарет постепенно и со временем полностью отказаться от них. Конечно, никотин негативно влияет на развитие плода.

  • Лекарства

Любые лекарства согласовывайте с вашим врачом. Некоторые привычные для вас (ношпа, аспирин, фенкарол, анальгин) могут очень сильно навредить плоду. Особенно опасны антибиотики, жаропонижающие, обезболивающие.

Все 9 месяцев малыш должен находиться в покое . Это возможно, только если мама будет заботиться о себе. Характеристика этого периода: быстрое развитие и активный рост малыша.

Новорожденность

Произошло отделение крошки от матери – пуповина перерезана . Теперь ему необходимо самому дышать, питаться, переваривать пищу, создавать новые кровяные тельца. От рождения и до первого месяца жизни длится второй период развития ребенка – период новорожденности. Сейчас малыш очень беззащитен. Он много спит – почти 20 часов в сутки. А когда не спит, то кушает, плачет. Кроха еще только привыкает к изменению внешней среды. Тут воздух, другая температура, давление. Все это ново для него.

Главное – обеспечить ему правильные условия жизни:

  • регулярное питание (через каждые 2-3 часа);
  • спокойный сон (нет яркого света, шума в комнате);
  • температура не ниже +22С;
  • гигиена: малыша купают 2 раза в день с детским мылом или пенкой;
  • ребенок чувствует себя защищенным, когда родители рядом с ним.

Сейчас очень уязвима иммунная система . Она еще не может полностью защитить крошку от болезней. Оградите его от возможных источников опасности:

Критичные 40 дней прошли – теперь начинается новый этап. Новорожденность - один из основных периодов в жизни крохи. Это базис для дальнейшего развития. За этот первый месяц дети заметно подрастают, прибавляют до 1 кг веса и 2-3 сантиметров роста.

Грудничковый период

С конца первого месяца и до 1 года - столько длится грудничковый период . Вы удивитесь, как сильно изменился ваш малыш за это время. После первого месяца это малюсенький ребеночек, который только кушает, спит, плачет… И вот он уже празднует свой первый день рождения . Время летит быстро, но этот год - один из самых значимых периодов с точки зрения развития.

Психическое развитие

С первых дней жизни малыш учится использовать органы чувств. Развивается его речь.

Это немало для всего лишь 10-11 месяцев жизни. Такой прогресс считается глобальным для развития малыша. Счет идет не на недели и месяцы – он в считанные дни учится чему-то новому. Дальше на подобные достижения потребуются годы тренировок.

Физическое развитие

Всего за 1 год меняется очень многое:


В конце первого года малыши очень активные, любят двигаться.

Ранний возраст

С 1 года до 3 лет длится период раннего дошкольного возраста. Это время для
активного развития психики. Малыш учится говорить. Сначала он всего лишь слушает. Затем появляется связь «предмет-название». Он еще не может сказать сам, но отлично понимает, о чем идет речь. К 3 годам дети уже вполне отчетливого разговаривают, составляют правильные простые предложения. Они могут :

  • здороваться и прощаться;
  • представляться по имени;
  • просить попить, называя, что именно хотят (воду, сок, молоко);
  • подражают голосам животных;
  • знают названия предметов обихода (щетка, чашка, ложка, игрушка).

Важно разговаривать с малышом, читать ему вслух. Новые слова очень быстро запоминаются. Характеристика этого периода – повышение самостоятельности. Малыш проходит психологическую сепарацию от матери . Все яснее становится для него, что он - отдельная
личность. У него могут быть свои желания или нежелания, он вполне может самостоятельно одеть кофточку, застегнуться, умыться…

Ближе к 3 годам малыш может вдруг стать агрессивным по отношению к другим детям, родителям, другим взрослым. Может ударить ребенка не площадке, укусить маму, когда она его одевает. Не стоит переживать по этому поводу. Идет эмоциональное развитие, но малыш еще не может все выразить словами или действиями. Иногда сильные негативные реакции приводят к агрессивному поведению. Указывайте крохе на ошибку, но не бейте его и не кричите в ответ .

Дошкольный период

Проходит с 3 до 6-7 лет. За это время крохе нужно подготовиться к самостоятельности. Он быстро учится. Продолжается активное психическое развитие:

  • увеличивается объем памяти
  • развивается личность, характер
  • повышается время концентрации (до 30 минут на одном предмете)
  • улучшается речь (у ребенка 6-7 лет речь считается достаточно развитой)
  • малыш может сам заботиться о своей гигиене (моет руки перед едой, справляется с туалетом, умывается)
  • развита социальная функция (умеет знакомиться, заводит дружеское общение)
  • деятельность становится полностью осмысленной.

Это период развития нервной системы и мозга. Малыша 6-7 лет можно без страха оставить на несколько часов в школе – он нормально справляется без мамы и папы.

Под конец
дошкольного периода начнется следующий этап активного роста. Происходят важные физические изменения. Например, меняются зубы: молочные зубки выпадают, растут коренные. Мышцы и кости становятся крепче, а тело уже больше походит на пропорциональное тело взрослого человека.

Важный момент – диспансеризация перед школой. Если есть какие-то серьезные отклонения развития малыша, то сейчас они будут выявлены. Отставание физического или психического развития, дефекты речи, слуха и зрения могут помешать ему пойти в школу. Обязательно проходите регулярные осмотры у врача. Лучше всего, если эти проблемы будут выявлены как можно раньше.

Школьный возраст

От 7 до 16 лет проходит период дошкольного возраста. Основная характеристика этого периода – психологическое взросление. Все силы направлены на обучение, развитие личности. На этом этапе важно эмоциональное и волевое развитие. Ребенок учится контролировать свои действия, слова, желания . Проходит период адаптации в школе, и он полностью готов учиться следующие 10-11 лет.

Важную роль тут играет общение .
Ребенок вступает в первые более-менее серьезные социальные отношения. Тут разные дети, и со всеми нужно найти общий язык. Выделяются друзья, общие интересы. Для личностного развития ребенка это важно, ведь личность лучше всего развивается в обществе. Уже есть возможность посмотреть на себя со стороны, критически оценить себя.

С 8-10 лет начинается второй период активного роста. Мальчики растут быстрее девочек, но вот половое созревание у девочек начинается быстрее. Из-за быстрого роста конечностей у детей в этом возрасте могут начаться проблемы с позвоночником, сколиоз. Обязательно нужно заниматься спортом, физкультурой. У детей до 12-13 лет сохраняется потребность в движениях, активных играх.

Пубертатный период

У мальчиков он начинается с 12-13 лет, для девочек чуть раньше – с 11-12 лет. Период полового созревания - еще один значимый этап развития любого человека. Это активные перемены внешности, поведения, самоощущения ребенка. Активизируется эндокринная система, начинают активно вырабатываться половые гормоны. Меняется внешний вид подростка . Сейчас важно помогать организму, который перестраивается. Измените рацион питания:

  • больше свежих овощей и фруктов;
  • ребенку нужно пить больше воды (до 1,5 литров жидкости в день);
  • меньше жирного, жареного;
  • меньше сахара, сладостей.

С выработкой большого количества половых гормонов тело начинает меняться – подросток становится похож на взрослого человека. У девочек вырисовываются женские контуры тела.

Психологическая характеристика этого периода – изменение собственного восприятия. Что-то в себе не нравится, хочется меняться, подражать или, наоборот, быть уникальным… Для ребенка это непростое время, и родителям обязательно нужно относиться с пониманием ко всем изменениям.

К сожалению, период полового созревания - это еще и время для проявления многих физиологических и психических заболеваний. Обязательно следите, чтобы ребенок проходил ежегодные осмотры врача, диспансеризацию. Кроме того, это период роста и развития органов половой системы. Молодой человек впервые начинает смотреть на себя не как на ребенка, а как на взрослого человека.

Как помочь своему ребенку?

У всех основных периодов развития вашего малыша есть кое-что общее: на каждом этапе ваши сын или дочь нуждаются в своих родителях. Родителям нужно понимать, что поведение ребенка связано с развитием психики, гормональными изменениями. Существует несколько кризисных периодов, когда ребенок меняется. Не нужно думать, что он просто плохо себя ведет или хочет разозлить вас. Перемены происходят незаметно даже для него самого. Психическая деятельность малыша усложняется, а мир вокруг меняется.

С вашей стороны важно понимание. Да, нельзя все его шалости, агрессию и плохое поведение поощрять или не обращать внимание на них. Для ребенка это вредно. Но не стоит и вам быть с ним агрессивными, бить, кричать. Старайтесь понять, что же сейчас происходит с вашим крохой. Ему хочется быть более самостоятельным? Самому научиться держать ложку или пить из чашки? Тут нет ничего плохого. Помогите ему, покажите, научите. Это даст возможность вам в будущем построить нормальные, здоровые отношения с ребенком.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!