Женский журнал Ladyblue

Принципы макаренко кратко. Основные педагогические принципы А.С



23.04.2015 10:00

1. Коллектив

2. Самоуправление

3. Трудовое воспитание

4. Учитель/воспитатель/родитель

5. Дисциплина

Советский педагог и писатель Антон Семенович Макаренко признан одним из четырех выдающихся педагогов мира, наряду с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори. Такой чести в 1988 году его удостоило ЮНЕСКО. Главная заслуга Макаренко - авторская методика воспитания, которая творила чудеса: в 20-е годы беспризорники и малолетние преступники не просто перевоспитывались, а становились выдающимися личностями. В чем был секрет Макаренко и применима ли она к современным детям?

1. Коллектив

Коллектив

Основа методики Макаренко - воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями и это взаимодействие служит комфортной средой для развития личности. Звучит скучно и напоминает о пионерах, но попробуем разобраться, чем этот принцип интересен в наше время, ориентированное на развитие индивидуальности.

Ощущение того, что ребенок является частью коллектива, учит его взаимодействию с другими детьми. Коллектив помогает ему адаптироваться в социуме, почувствовать себя его частью, принять новые социальные роли. Развитие взаимоотношений детей, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимоотношений стоят в центре системы Макаренко. При этом коллектив должен развиваться, ставить новые цели и поэтапно идти к ним, а каждый ребенок осознавать свой вклад в этот общий процесс.

Такое воспитание, ориентированное на природные задатки, подготавливает ребенка к жизни в реальном мире, где он больше не будет исключительным и единственным, и ему понадобится завоевать свой статус. В итоге, ребенок морально готовится принимать взвешенные решения, осознавать свои силы и не бояться их применять,

Кроме того, дети ориентированные не только на получение (популярное «мне все должны, а я никому ничего не должен»), но и на отдачу - будут испытывать взрослое чувство социальной ответственности.

2. Самоуправление

Самоуправление

По большому счету, система воспитания Макаренко самая демократичная. Выдающийся педагог выступал за создание комфортного психологического климата в коллективе, который даст каждому ребенку ощущение защищенности и свободного творческого развития.

Так, например, никакой педагог не мог отменить решения собрания. Именно голосование детей определяло жизнь, досуг и труд коллектива . «Я принял решение, и я отвечаю», - это переживание ответственности за собственные поступки творило чудеса. Антон Семенович считал, что «каждый ребенок должен включаться в систему реальной ответственности и в роли командира, и в роли рядового».

Согласно Макаренко старший группы выбирался лишь на полгода и мог занимать пост единожды, соответственно каждый ребенок имел шанс попробовать себя в качестве руководителя. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные и не приспособленные к жизни люди.

Макаренко был противником идеи того что школа - это лишь подготовительный этап, а дети - зародыши будущих личностей. Ведь сами они не рассматривают себя таким образом, а значит это естественно считать их полноправными гражданами, которые могут жить и работать по мере своих сил и заслуживают уважения. Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему.

«Любовь нужна требовательная», - говорил он. Чем не лучшее лекарство от «избалованности»?

3. Трудовое воспитание

Трудовое воспитание

Подходим к одной из самых щепетильных тем - Макаренко не представлял систему воспитания без участия в производительном труде (сделаем поправку на тяжелое время и полуразрушенную страну, когда подростки в любом случае работали). В его коммуне труд носил промышленный характер, и дети работали по 4 часа в сутки. Этот момент один из самых непростых в разрезе современного момента, ведь физический труд, увы, не в почете.

Но, говоря о необходимости труда в детстве, Макаренко считал, что воспитательным средством может быть такой труд, который организован с определенной целью. Когда поставлена цель и виден положительный результат, дети работают с интересом. И в тоже время труд без идущего рядом образования и воспитания - бесполезное сокращение мускулатуры.

К слову о «макаренских» воспитанниках, участие в производственном труде сразу меняло социальный статус и самосознание подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.

4. Учитель/воспитатель/родитель

Учитель/воспитатель/родитель

« Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… вы никогда ничего не заслужите, кроме презрения… ».

Эта цитата посвящена, в первую очередь, учителю и воспитателю, но и родителю в том, числе. Антон Семенович был одним из первых, кто заговорил о роли домашнего воспитания детей и о том, что родители - пример, который может вызывать как уважение, так и критику. Об этом и многом другом он писал в своей «Книге для родителей».

Также Макаренко не раз подчеркивал, что учитель должен быть внимательным и искренним, потому как все мы знаем, дети лучше взрослых различают фальшь. И в этом случае категорически запрещен «шантаж», когда оказывая доверие ребенку, вы припоминаете ему прошлые огрехи. «Воспитанник чувствует, что педагог придумал свой фокус с доверием только для того, чтобы усилить контроль».

5. Дисциплина

Дисциплина

По Макаренко дисциплина - это не средство и не метод воспитания, а ее результат. То есть правильно воспитанный человек обладает дисциплиной как нравственной категорией. «Наша задача воспитывать правильные привычки, такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы так привыкли», - утверждал Макаренко. А он прекрасно понимал, что легко научить человека поступать правильно в присутствии других, а вот научить его поступать правильно, когда никто не видит - очень трудно и, тем не менее, ему это удавалось.

В наши дни применить методику Макаренко в чистом виде можно разве что на необитаемом острове, настолько изменились время и дети. Трудовые коммуны и воспитание коллектива звучат как атавизм, но если вдуматься - за этими словами стоят такие полезные вещи, как: социальная адаптация, ответственность, товарищество, любовь к труду, что вполне можно назвать современным «дефицитом». А значит, переосмыслив систему Макаренко, можно лучше понять причины его успеха и справиться с этим «дефицитом».

http://letidor.ru/article/sistema-a_s_-makarenko_-5-prin_144272/


Posted on May. 26th, 2015 at 03:20 am | | |

Воспитание детей - это искусство. Так считает великий педагог Антон Семенович Макаренко. Сайт Полавкам опубликовал его размышления по поводу того, каким должно быть семейное и к чему должны стремиться родители.

Итак, представляем вам 10 советов по воспитанию детей от педагога Антона Семеновича Макаренко, которые подскажут вам, как воспитывать детей и сохранить при этом с ними хорошие отношения.

Принципы воспитания А. С. Макаренко

1. Умение воспитывать — это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины...

Нельзя научить человека быть хорошим художником или музыкантом, если дать ему только книжку в руки, если он не будет видеть красок, не возьмет инструмент... Беда искусства воспитания детей в том, что научить воспитывать можно только в практике на примере.

2. Каждый отец и каждая мать должны хорошо знать, что они хотят воспитать в своем ребенке.

Надо отдавать себе ясный отчет относительно своих собственных родительских желаний. Подумайте хорошо над этим вопросом, и вы сразу увидите и много сделанных вами ошибок, и много правильных путей впереди.

3. Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение.

Прежде всего самого себя положите под микроскоп.

4. Ваше собственное поведение — самая решающая вещь.

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.

5. Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего.

В этих трех качествах должна заключаться предельная правда вашей жизни. Это вовсе не значит, что вы должны быть всегда надуты, напыщенны, — будьте просто искренни, пусть ваше настроение соответствует моменту и сущности происходящего в вашей семье.

6. Вы должны хорошо знать, что делает, где находится, кем окружен ваш ребенок.

Но вы должны предоставить ему необходимую свободу, чтобы он находился не только под вашим личным влиянием, а под многими разнообразными влияниями жизни. Вы должны выработать у ребенка умение разбираться с чуждыми и вредными людьми и обстоятельствами, бороться с ними, узнавать их своевременно. В парниковом воспитании, в изолированном высиживании нельзя этого выработать.

7. Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени.

8. Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора.

В этом деле поэтому нет мелочей. В воспитательной работе нет пустяков. Хорошая организация в том и заключается, что она не выпускает из виду мельчайших подробностей и случаев. Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно, из них и складывается жизнь.

9. Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит и историю мира.

10. Разумно и точно провести ребенка по богатым дорогам жизни, среди ее цветов и сквозь вихри ее бурь может каждый человек, если он действительно захочет это сделать.

Для справки: Антон Семенович Макаренко (1888-1939) — педагог, гуманист, писатель, общественно-педагогический деятель. В 1920-1930-е годы руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей.

Дорогие родители, граждане Советского Союза!

Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети - это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это не все: наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

Дорогие родители, прежде всего вы всегда должны помнить о великой важности этого дела, о вашей большой ответственности за него.

Сегодня мы начинаем целый ряд бесед по вопросам семейного воспитания. В дальнейшем мы будем говорить подробно об отдельных деталях воспитательной работы: о дисциплине и родительском авторитете, об игре, о пище и одежде, о вежливости т.д. Все это - очень важные отделы, говорящие о полезных методах воспитательной работы. Но прежде чем говорить о них, обратим ваше внимание на некоторые вопросы, которые имеют общее значение, которые относятся ко всем отделам, ко всем деталям воспитания, которые всегда нужно помнить.

Прежде всего, обращаем ваше внимание на следующее: воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства ‑ это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое. Совсем другое ‑ перевоспитание. Если ваш ребенок воспитывался неправильно, если вы что-то прозевали, мало о нем думали, а то, бывает, и поленились, запустили ребенка, тогда уже нужно многое переделывать, поправлять. И вот эта работа поправки, работа перевоспитания ‑ уже не такое легкое дело. Перевоспитание требует и больше сил и больше знаний, больше терпения, а не у каждого родителя все это найдется. Очень часто бывают такие случаи, когда семья уже никак не может справиться с трудностями перевоспитания и приходится отправлять сына или дочку в трудовую колонию. А бывает и так, что и колония ничего поделать не может и выходить в жизнь человек не совсем правильный. Возьмем даже такой случай, когда переделка помогла, вышел человек в жизнь и работает. Все смотрят на него, и все довольны, и родители в том числе. Но никто не хочет подсчитать, сколько все-таки потеряли. Если бы этого человека с самого начала правильно воспитывали, он больше взял бы от жизни, он вышел бы в жизнь еще более сильным, более подготовленным, а значит, и более счастливым. А кроме того, работа перевоспитания переделки ‑ это работа не только более трудная, но и горестная. Такая работа, даже при полном успехе, причиняет родителям постоянные огорчения, изнашивает нервы, часто портит родительский характер.

Очень много ошибок в семейной работе получается от того, что родители как будто забывают, в какое они живут время. Бывает, родители на службе, вообще в жизни, в обществе выступают как хорошие граждане Советского Союза, как члены нового, социалистического общества, а дома, среди детей, живут по старинке. Конечно, нельзя сказать, что в старой, дореволюционной семье все было плохо, многое из старой семьи можно перенять, но нужно всегда помнить, что наша жизнь принципиально отличается от старой жизни. Нужно помнить, что мы живем в бесклассовом обществе, что такое общество существует пока только в СССР, что нам предстоят большие бои с умирающей буржуазией, большое социалистическое строительство. Наши дети должны вырасти активными и сознательными строителями коммунизма.

Родители должны подумать, чем отличается новая, советская семья от старой. В старой семье, например, отец имел больше власти, дети жили в полной его воле и податься им от отцовской воли было некуда. Многие отцы такой властью и злоупотребляли, относились к детям жестоко, как самодуры. Государство и православная церковь такую власть поддерживали: это было выгодно для общества эксплуататоров. В нашей семье иначе. Например, наша девушка не будет ждать, пока ей родители найдут жениха... Но и наша семья должна руководить чувствами своих детей. Очевидно, что наше руководство уже не может пользоваться в этом деле старыми способами, а должно находить новые.

В старом обществе каждая семья принадлежала к какому-нибудь классу и дети этой семьи обыкновенно оставались в том же классе. Сын крестьянина и сам обыкновенно крестьянствовал, сын рабочего тоже становился рабочим. Для наших детей предоставлены очень широкие просторы выбора. В этом выборе решающую роль играют не материальные возможности семьи, а исключительно способности и подготовка ребенка. Наши дети, стало быть, пользуются совершенно несравненным простором. Об этом знают и отцы, об этом знают и дети. При таких условиях становится просто невозможным никакое отцовское усмотрение. Для родителей теперь нужно рекомендовать гораздо более тонкое, осторожное и умелое руководство.

Семья перестала быть отцовской семьей. Наша женщина пользуется такими же правами, как и мужчина, наша мать имеет права, равные правам отца. Наша семья подчиняется не отцовскому единовластию, а представляет собой советской коллектив. В этом коллективе родители обладают известными правами. Откуда берутся эти права?

В старое время считалось, что отцовская власть имеет небесное происхождение: так угодно богу, о почитании родителей существовала особая заповедь. В школах батюшки толковали об этом, рассказывали детям, как бог жестоко наказывал детей за неуважение к родителям. В Советском государстве мы детей не обманываем. Наши родители, однако, тоже отвечают за свою семью перед всем советским обществом и советским законом. Поэтому и наши родители имеют некоторую власть и должны иметь авторитет в своей семье. Хотя каждая семья составляет коллектив равноправных членов общества, все же родители и дети отличаются тем, что первые руководят семьей, а вторые воспитываются в семье.

Обо всем этом каждый родитель должен иметь совершенно ясное представление. Каждый должен понимать, что в семье он не полный, бесконтрольный хозяин, а только старший, ответственный член коллектива. Если эта мысль хорошо будет понята, то правильно пойдет и вся воспитательная работа.

Мы знаем, что эта работа не у всех одинаково успешно протекает. Это зависит от многих причин, и прежде всего от применения правильных методов воспитания. Но очень важной причиной является и самое устройство семье, ее структура. В известной мере эта структура находится в нашей власти. Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или его смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей-неволей они воспитывают эгоиста.

Системное переосмысление ценнейшего опыта выдающегося педагога, глубокое понимание причин его успеха, основанное на новейших знаниях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, подарит методике А. С. Макаренко вторую жизнь, а всем нам - надежду на то, что будущее состоится.

Моё самое яркое воспоминание из курса по педагогике - лекция по методике Антона Семёновича Макаренко. Помню, что меня поразило, как за короткий срок один педагог смог из беспризорников, записанных обществом в отбросы, воспитать достойных граждан советского государства.

Дожили…

Сегодня в российском образовании господствует принцип: спасение утопающих дело рук самих утопающих. Никто не снимал ответственности с педагогов за их воспитанников, однако, в случае их неуспешности в жизни, девиантного поведения винят родителей, общество в целом, а образование как бы и ни при чём. «Если дети своим родителям не нужны, то кому они нужны?» Воспитательная составляющая из школьного педагогического процесса практически изъята. Успеваемость - главный показатель эффективности как отдельного педагога, так и школы в целом. Личностный рост, успех индивидуума, выявление и продвижение талантливых детей, индивидуальный подход к каждому учащемуся - все эти критерии оценки работы школы чётко отражают ценности современного нам кожного общества, общества потребления.

Да и как воспитывать учеников, если, с одной стороны, имеется социально неблагополучная семья, а с другой, - нездоровая нравственная обстановка в стране? Бессильные педагоги, новые потерянные поколения, бездуховное общество - возникает замкнутый круг, разорвать который кажется невозможным. И всё чаще пытаются ответить на один из вечных русских вопросов: кто виноват, между тем как более актуально понять: что делать?

Что делать с неуправляемой, «пофигистичной» молодёжью, с социально неадаптированными детдомовцами (по статистике только 10% из них успешны в самостоятельной жизни), с тысячами малолетних преступников, живущих по порочному сценарию «украл, выпил - в тюрьму»? Брать под копирку чужой опыт или всё же обратить внимание на наработки отечественных педагогов, незаслуженно преданных забвению?

Опыт А. С. Макаренко воспринимается, по большей части, как часть учебного материала по истории педагогики, судьба которого «сдать на экзамене и забыть». Но не выплеснули ли мы вместе с системой Макаренко и самого ребёнка? Зачем нам сейчас коммуны и республики ШкиД? Попробуем разобраться системно.

Образец учителя

Антон Семёнович Макаренко по решению ЮНЕСКО в 1988 году вошел в список четырех выдающихся педагогов мира, определивших педагогическое мышление в ХХ веке, наряду с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером, Марией Монтессори. Несмотря на ожесточённые споры вокруг личности Антона Семёновича, его педагогический опыт широко применялся и применяется за рубежом.

По своей природе анально-зрительные люди являются идеальными педагогами. Строгие, требовательные, начитанные, справедливые, честные, они - профессионалы своего дела. Личная вовлечённость в общее дело, искренняя заинтересованность в судьбе детей, бескорыстная любовь подкупали сердца даже отъявленных малолетних хулиганов.

Показательна оценка своей педагогической деятельности самим Макаренко: «Мои горьковцы тоже выросли, разбежались по всему советскому свету, для меня сейчас трудно их собрать даже в воображении. Никак не поймаешь инженера Задорова, зарывшегося в одной из грандиозных строек Туркменистана, не вызовешь на свидание врача Особой Дальневосточной Вершнева или врача в Ярославле Буруна. Даже Нисинов и Зорень, на что уже пацаны, а и те улетели от меня, трепеща крыльями, только крылья у них теперь не прежние, не нежные крылья моей педагогической симпатии, а стальные крылья советских аэропланов.

И Осадчий - технолог, и Мишка Овчаренко - шофёр, и мелиоратор за Каспием Олег Огнев и педагог Маруся Левченко, и вагоновожатый Сорока, и монтёр Волохов, и слесарь Корыто, и мастер МТС Федоренко, и партийные деятели - Алёшка Волков, Денис Кудлатый и Волков Жорка, и с настоящим большевистским характером, по-прежнему чуткий Марк Шейнгауз, и многие, многие другие».

Кроме того, надо отметить, что эпитет «идеальный учитель» гармонично сочетался с такими характеристиками Антона Макаренко как верный друг, отличный отчим, надёжный муж, порядочный человек. Это совсем неудивительно для развитой и реализованной личности с анально-зрительной связкой векторов.

Педагогический путь

После свержения монархии в России, Гражданской войны в стране Советов, кроме злободневной задачи восстановления экономики, стояла задача воспитать достойных граждан социалистического государства, создать благополучное общество без преступности и насилия.

Слом любой системы есть дробление целого (коллективного) на индивидуальные частности. Падение царского режима, привело к дроблению русского общества на разномастные куски, т. е. к потере общности, целостности стаи. Всё смешалось в хаос, где каждый индивидуально выживал как мог. Одним из таких осколков стали никому не нужные беспризорные дети, выживавшие сами по себе или сбившись в стайки с архетипичным ранжированием внутри.

Мощнейшее давление ландшафта толкало в архетип даже детей из ранее вполне благополучных семей, они становились ворами. Реструктурировать обломки царского режима в новое целое можно было только на базе мощной общей идеи, и эта идея витала в воздухе: мы не рабы, рабы не мы, от каждого по способности, каждому по труду. В педагогике это удалось сделать только А. С. Макаренко с его невероятной силы зрением, которое одно только и могло переложить абстрактную звуковую идею в конкретные зрительные ряды методических рекомендации и убедительной практики.

Ещё во время обучения в учительском институте Макаренко исследовал весьма щекотливую тему - кризис современной педагогики, по которой он успешно защитил дипломную работу. И страстно желал внести свой вклад в изменение ситуации в лучшую сторону.

Ему по душе пришлось поручение Полтавского Губнаробраза организовать трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в 1920 году. Восемь лет Антон Семёнович возглавлял эту колонию, впоследствии ей присвоили имя Максима Горького. С 1927 года Макаренко становится одним из руководителей детской трудовой коммуны имени Феликса Дзержинского и полгода совмещает две должности. Однако после резкой критики разработанной им педагогической системы Надеждой Крупской его увольняют из колонии им. М. Горького, а потом и из трудовой коммуны.

С 1935 года Макаренко работал в центральном аппарате НКВД УССР на должности помощника начальника отдела трудовых колоний, после он руководил педагогической частью трудовой колонии № 5.

В последние годы жизни Антон Семенович занимался в основном публицистикой, литературной деятельностью, делился своим опытом с педагогами, выступал перед читателями. В начале 1939 года Макаренко наградили орденом Трудового Красного Знамени, а 1 апреля выдающийся педагог скоропостижно скончался.

Педагогическая система Макаренко, её высокие достижения, эффективность применения, несмотря на рьяных критиков и недоброжелателей, выдвинули Антона Семёновича в число известных деятелей не только советской, но и мировой педагогики.

Педагогика Макаренко

Педагогическое наследие Макаренко можно условно разделить на две составляющие: педагогика для родителей и педагогика для учителей.

Так, в «Книге для родителей» Антон Семёнович даёт простые советы взрослым о воспитании детей. Семейное воспитание - это основа основ для становления личности ребёнка, при этом Макаренко подчёркивал значимость полной семьи как первого крепкого коллектива, где родители (или один из них) являются авторитетом для малыша.

Он выделил несколько видов родительского авторитета:

3. Авторитет расстояния. Родители уделяют мало времени своим детям, держат их на расстоянии от себя, занимаясь в большей мере собственной жизнью, предоставляя детей самим себе. «Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома».

Макаренко рекомендовал взрослым придерживаться последнего вида родительского авторитета, а также большое внимание уделять социализации ребёнка, его общению со сверстниками, применять в воспитании труд, соблюдать в семейной жизни принципы существования здорового, успешного коллектива, призывал помнить, что «научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

Интуитивно А. С. Макаренко сформулировал принципы, подтверждённые впоследствии системными исследованиями в области психического бессознательного: задача родителей - всемерно развивать векторальные свойства ребёнка, чтобы он вышел на уровень адекватного ответа требованиям взрослой жизни и имел все основания для самой счастливой реализации себя в обществе.

Педагогические наставления

Макаренко отлично осознавал огромную ответственность и важную роль, которую выполняют педагоги в обществе. «Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив» , поэтому он ратовал за чёткие педагогические методики, которые легко можно внедрить, эффективно пролонгировать где угодно, с какими угодно детьми, с различными материально-техническими условиями и высокие результаты останутся неизменными. Ему удалось разработать именно такую педагогическую систему. Вот её основные положения:

1. Для перевоспитания несовершеннолетних преступников необходимо использовать общевоспитательные методы, полезный производительный труд, а не тюремный режим с заборами и охраной. «Моя работа с беспризорными отнюдь не была специальной работой с беспризорными детьми. Во-первых, в качестве рабочей гипотезы я с первых дней своей работы с беспризорными установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно».

2. Взаимоотношения «педагог – воспитанник» нужно строить на доверии, любви, уважении. «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».

3. Дифференцированный подход к каждому ребёнку, нельзя требовать со всех детей одинакового развития их способностей, подгонять их под «норму». «Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям».

При этом надо стремиться к тому, чтобы каждый воспитанник нашёл себе место в образовательном процессе, чтобы у него были любимые предметы, любимое дело. Также важно понимать, что «самые талантливые через месяц возненавидят вас за то, что заставили их делать то, чего они не умеют делать», поэтому необходимо знать особенности конкретного ребёнка.

4. Педагоги должны быть творческими, не бояться отступать от общепринятых шаблонов, господствующих стереотипов, действовать в интересах детей. «Отказаться от риска - значит отказаться от творчества».

5. Слова учителя должны подкрепляться делами. «Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство».

6. Педагогу требуется завоевать любовь, доверие и уважение его учеников, тогда положительные результаты перевоспитания и воспитания детей не заставят себя долго ждать.

«Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно - не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И, наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения».

Главное – коллектив

Особый вклад Макаренко внёс в разработку принципов организации детского коллектива, которые позволяют сочетать в себе механизм личного стимулирования и общественной пользы. Это прежде всего принцип ответственности всех и каждого в отдельности. Никто в коллективе не оставался без работы, у каждого была своя зона ответственности.

Например, простая уборка превращалась в очередь ответственности воспитанников за ведро, тряпку, чистоту помещения, т. е. своеобразный технологический процесс. «Ответственность за ведро и тряпку для меня такой же токарный станок, пусть и последний в ряду, но на нём обтачиваются крепежные части для важнейшего человеческого атрибута: чувства ответственности. Без этого атрибута не может быть коммунистического человека, будет «некомплект».

Кроме того, Макаренко не проводил над детьми «неумных, жестоких» опытов, а предоставлял коллективу всё, что было нужно для жизни и работы. Совместная деятельность взрослых и детей, понимание ими общей значимой для всех задачи позволяли создать атмосферу доверия.

- А у вас кто хозяин? Может, Макаренко? - спросил кто-то и спрятался в толпе. Жорка широко улыбнулся: - Вот дурачье! Антону Семёновичу мы доверяем, потому что он наш, и мы действуем вместе.

Следует отметить, что Антон Семёнович возлагал все надежды на коллектив в целом, приучая каждого воспитанника жить интересами коллектива.

«Я требовал воспитания закалённого, крепкого человека, могущего проделывать и неприятную работу, и скучную работу, если она вызывается интересами коллектива. В итоге я отстаивал линию создания сильного, если нужного, и сурового, воодушевлённого коллектива».

Воплощая глобальную идею создания целого из частей, А. С. Макаренко в условиях системной стаи (коллектива) преподавал воспитанникам главный урок - получение ради отдачи в стаю стократ важнее и приятнее получения ради получения, т. е. для себя. Неприязнь воспитанников друг к другу он преодолевал разными способами, но в основе всех методических приёмов Макаренко лежала зрительная любовь к человеку при полном отсутствии страха. Именно отсутствие страха в зрении, выведенном на уровень абсолютной отдачи, способно притягивать к себе других людей, особенно менее развитых, которыми и были на первых порах беспризорные архетипичные зверьки - воспитанники Антона Семёновича. Макаренко не был уретральным вождём по природе своей, но для сотен своих учеников он стал непререкаемым авторитетом, образцом для подражания, плотью от плоти своей стаи.

Воспитанники Макаренко вспоминают, что в их коллективе не было осуждения, возникающие проблемы решались на месте, цели были понятны и прозрачны для каждого. Сам педагог писал:«Мы все легко мирились с очень многими недостатками, отказывали себе в лишнем развлечении, в лучшем костюме, в пище, отдавая каждую свободную копейку на свинарню, на семена, на новую жатвенную машину. К нашим небольшим жертвам делу восстановления мы относились так добродушно-спокойно, с такой радостной уверенностью, что я позволял себе прямую буффонаду на общем собрании, когда кто-нибудь из молодых поднимал вопрос: пора уже пошить новые штаны. Я говорил: - Вот окончим вторую колонию, разбогатеем, тогда всё пошьём: у колонистов будут бархатные рубашки с серебряным поясом, у девочек шёлковые платья и лакированные туфли, каждый отряд будет иметь свой автомобиль и, кроме того, на каждого колониста велосипед. А вся колония будет усажена тысячами кустов роз. Видите? А пока давайте купим на эти триста рублей хорошую симментальскую корову. Колонисты хохотали от души, и после этого для них не такими бедными казались ситцевые заплаты на штанах и промасленные серенькие «чепы»».

Большое значение в слаженной работе коллектива имела чёткая структура управления, непрерывное обучение и командный дух. «Механика и стиль наших отношений инстинктивно усваиваются каждым коммунаром. Благодаря этому, нам удаётся избегать какого бы то ни было раскола коллектива, вражды, недовольства, зависти и сплетен. И вся мудрость этих отношений, в глазах коммунаров, концентрируется в переменности состава совета командиров, в котором уже побывала половина коммунаров и обязательно побывают остальные. Совет командиров всегда был на высоте положения, несмотря на свой переменный состав. Здесь большое значение имеет традиция и опыт старших поколений, уже ушедших из коммуны. Из особенностей работы совета необходимо указать на одну, самую важную: несмотря на все разногласия в совете командиров, раз постановление вынесено и объявлено в приказе, никому не может прийти в голову его не исполнить».

Итак, педагогическая система Макаренко базируется на двух столпах - умелой организации детского коллектива и приоритете полезного производительного труда.

Вся правда о методике Макаренко

Колонию им. М. Горького, как и коммуну им. Ф. Дзержинского часто посещали иностранные делегации, группы советских рабочих и чиновников, педагогов. И все они задавали один и тот же вопрос: «Так вот это и есть беспризорные?»

Умытые, причёсанные, интеллигентные, вежливые коммунары, умеющие держаться с достоинством, а также чистота, порядок, деловая обстановка в мастерских противоречили существующим представлениям о беспризорниках. Отсюда понятны истоки жёсткой критики методики Макаренко: одни отказывались верить написанному (услышанному от очевидцев), «так не может быть», «такое только в сказках бывает», другие приписывали педагогу рукоприкладство, называли его педагогику «тюремной», также обвиняли в том, что «система Макаренко есть система не советская».

Более того, мало кому пришлись по нраву высказывания Макаренко о том, что «с вершин «олимпийских» кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребёнка, сделанная из самых лёгких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты… «Олимпийцы» презирают технику. Благодаря их владычеству давно захирела в наших педвузах педагогически техническая мысль, в особенности в деле собственного воспитания. Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому воспитательское дело есть дело кустарное, а из кустарных производств - самое отсталое».

«Результатом чтения педагогических книг была уверенность, что в моих руках никакой науки нет и никакой теории нет, что теорию нужно извлечь из всей суммы реальных явлений, происходящих на моих глазах. Я сначала даже не понял, а просто увидел, что мне нужны не книжные формулы, которые я всё равно не мог привязать к делу, а немедленный анализ и немедленное действие. Нас властно обступил хаос мелочей, целое море элементарнейших требований здравого смысла, из которых каждое способно было вдребезги разбить всю нашу мудрую педагогическую науку».

Отсталая неработающая на практике педагогика, бессмысленное по большей части педагогическое образование. Понятно, что основная масса сложившейся советской педагогической элиты постаралась всячески воспрепятствовать распространению идей, опыта Макаренко, чтобы не меняться, чтобы оправдать своё существование. И свои логичные вопросы Антон Семёнович уже задавал, публикуясь не в педагогических издательствах, а в литературных произведениях: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?».

«Сопротивление личности» Макаренко успешно преодолевал глубоким пониманием личностных особенностей своих воспитанников, что давало ему возможность развивать их в соответствии с этими особенностями, а не вопреки им, не через сопротивление, а по вектору психического: от заданности, через развитие, к реализации личностных свойств каждого на благо всех.

При этом находились люди, которые восхищались деятельностью Макаренко и перенимали его опыт, помогали ему в распространении своей методики.

Сегодня в России как никогда остро стоит проблема качества образования как школьников, так и педагогов. Методика Макаренко, основанная на принципах воспитания в коллективе, где каждый работает на благо целого, актуальна как никогда.

Слом социальных основ в 1990-х привёл наше общество вновь к раздроблению целого на хаос индивидуальных, конкурирующих друг с другом частиц. Всё отличие от революционных событий вековой давности лишь в том, что идеи, которая помогла бы объединить мир в единое целое, не было. Время больших идей прошло. Система образования, пущенная на самотёк, потеряла структурность и стала пассивно отражать процессы, происходящие в обществе. Расцвёл индивидуальный подход к обучению детей, про воспитание было просто забыто.

Несметное количество большей частью впопыхах написанных учебников, «систем» и «методик», апробация которых проводилась в соответствии с законами архетипичного кожного накопления и анального кумовства, наводнила рынок, вводя в ступор учителей, не привыкших осуществлять свободу выбора. Те, кто выживал в катаклизме реструктуризации системы образования, выбирали из имеющегося наиболее доступное, т. е. далеко не лучшее. Да и нельзя было выбрать лучшее по причине отсутствия такового.

Упор на индивидуальность, уникальность и личностное ориентирование в условиях обломков деструктурированной «системы» образования привело к полной аннигиляции образования как понятия. Исследования показывают: 98% из 1600 детей 3-5 лет демонстрируют творческое мышление. Через пять лет обучения в школе показатель креативности падает на 70%, а из 200 000 человек старше 25 лет нестандартно мыслят лишь 2%! Парадокс: упор на личностный подход в обучении даёт однородную массу стандартных потребителей без божьей искры в голове. В чём причина?

За время обучения в школе дети полностью разучаются взаимодействовать друг с другом на уровне решения общей задачи. Требования всемерно индивидуализировать подход к детям воспринимаются на местах как «пестование» - индивидуальные консультации, задания, проекты. Репетиторство с первого класса никого не удивляет. А вот помощь отстающим практически отсутствует как общественно-полезная нагрузка для хорошистов и отличников. Шефская работа старших классов над младшими далеко в прошлом. Ответственность за другого не прививается и не развивается в школе. Мы «волком выгрызаем» коллективизм из наших детей. Имея только жёсткий карающий контроль сверху, осуществляемый учителями или учащимися-лидерами, ребёнок привыкает работать исключительно на себя, на свой личной успех, ничего не отдавая в коллектив, в стаю, ведь это невыгодно.

Развивая свой личный успех и вытекающее из него самомнение, учащийся уже не может «опуститься» до такой прозаической вещи как уборка класса. Широко распространена практика сбора денег на оплату труда уборщицы, родители искренне считают, что совершают благо для детей. Совершенным анахронизмом воспринимается урок труда. Стремление к заоблачным высям личной независимости и финансового благополучия в российском менталитете никак не ассоциируется с физическим трудом даже как отправной точкой для дальнейшего восхождения к вершинам. «Всё или ничего», - говорит наша уретральная ментальность, подразумевая для своей-то кровиночки, конечно же, всё и любыми средствами.

В условиях западной цивилизации воспитание индивидуалов приносит свои коллективные плоды лишь потому, что над кожной базой индивидуального предпринимательства и конкуренции стоит надстройка закона, объединяющего конкурирующих субъектов в «единство непохожих» - перед законом все они равны. В наших условиях уретрально-мышечного менталитета кожный закон не воспринимается как должное и не работает как следует, а до другого закона мы пока не доросли в психическом, поэтому и объединяющего фактора, кроме системного знания структуры и значения стаи, у нас на данном этапе быть не может.

Можно, конечно, пытаться изобретать новые системы образования и воспитания, но логичнее было бы воспользоваться имеющимся знанием, уже апробированным однажды на нашем ландшафте в условиях «собирания камней» - методикой А. С. Макаренко, системно переосмыслив её и адаптировав к современным условиям не в ущерб сути.

В условиях уникального российского уретрально-мышечного менталитета бесполезно ссылаться на западный педагогический опыт. Опробированный на нашей почве, он даёт совсем не те результаты, как в странах Западной Европы или Америке.

В этом смысле педагогическая система Макаренко подходит для нас идеально. И является наиболее правильной. Пытаться поощрять наших детей на «личные достижения» - означает загонять их в архетипичную кожу. Основная идея Макаренко - воспитание личности через коллектив - точное попадание для развития векторальных свойств детей в условиях уретрально-мышечного менталитета. Воспитание с ориентацией на природные задатки ребёнка вкупе с коллективной деятельностью, где дети научаются нести ответственность не только за себя, но и за благо всей группы, делает их здоровыми членами общества.

Выйдя во взрослую жизнь, такие дети, во-первых, будут полностью социально адаптированы,т. е. научены жить и взаимодействовать в коллективе, во-вторых, смогут получать большое удовольствие от жизни, потому что будут работать на своих местах, так как взрослые способствовали развитию именно врождённых задатков, а не лепили из ребёнка то, что сами хотели. А в-третьих, и это самое главное, такие дети, выйдя во взрослую жизнь, будут ориентированы не только на получение (мне все должны, а я никому не должен - позиция современных не только подростков, но и взрослых), но и на отдачу - испытывать зрелое чувство ответственности перед обществом.

Макаренко за 13 лет своей педагогической работы с беспризорниками считал самым значимым своим изобретением систему сводных отрядов, которые создавались для выполнения конкретной цели, где каждый мог попробовать себя в роли командира. «Именно этому наша колония отличалась к 1926 году бьющей в глаза способностью настроиться и перестроиться для любой задачи, и для выполнения отдельных деталей этой задачи всегда находились с избытком кадры способных и инициативных организаторов, распорядителей, людей, на которых можно было положиться».

Это изобретение нельзя переоценить с точки зрения правильного ранжирования в группе и развития уретральных подростков, которые в других системах воспитания зачастую подавляются. Вольные и своенравные, они редко приходятся по душе анальным воспитателям. Однако в системе Макаренко их векторальные свойства полностью развивались. Быть вождём в своей стае, нести ответственность за своих людей - лучшее развитие для уретрального ребёнка.

Макаренко писал: «Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важной работы. Она заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной подстановке более ценных. Начинать можно и с хорошего обеда, и с похода в цирк, и с очистки пруда, но надо всегда возбуждать к жизни и постепенно расширять перспективы целого коллектива».

Здесь также невозможно переоценить точность Макаренко. Самое главное в воспитании детей - не накормить их, а научить есть самостоятельно. Дать им социализоваться, чтобы они без проблем могли делать это в будущем, став взрослыми. Дать им развить свои врождённые свойства, чтобы они могли максимально применять их в будущем. И здесь к каждому ребёнку надо подходить со своей стороны - в зависимости от его векторальных особенностей.

Дисциплина в коллективе также поддерживалась исключительно верным способом - через социальный стыд, страх общественного осуждения. «Без всяких постановлений, без протоколов и почти без речей, исключительно благодаря своей сознательности и спайке». Принципы существования детского коллектива, разработанные Макаренко, успешны именно потому, что учитывают особенности нашего менталитета. Из его сплочённого коллектива, где «один за всех и все за одного», вышло множество прекрасных людей, специалистов, высокопрофессиональных работников.

Влюблённый в своих детей, высокопрофессиональный педагог, Макаренко дал им лучшее, что может дать воспитатель, - возможность стать самими собой и применить себя на благо общества, что гарантировало им хорошее будущее.

Воспитывая в детях коллективизм и чувство ответственности каждого за всех, а всех за каждого, мы сможем собрать наше развалившееся на архетипичные обломки общество для лучшего будущего, где такие понятия как «беспризорный», «детский дом», «мошенник» или «взяточник» будут храниться в пыльных словарях под грифом «для служебного пользования».

Применить методику А. С. Макаренко в чистом виде в наше время не получится - время изменилось, изменились и наши дети. Системное переосмысление ценнейшего опыта выдающегося педагога, глубокое понимание причин его успеха, основанное на новейших знаниях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, подарит методике А. С. Макаренко вторую жизнь, а всем нам - надежду на то, что будущее состоится.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Воспитательная система Макаренко, основные принципы метода и роль воспитателя в системе.

Советский педагог А.С. Макаренко

Среди существующих сегодня воспитательных методик особняком стоит система, разработанная и практически внедренная советским педагогом А.С. Макаренко. Она удивительным образом сочетает гуманистические принципы воспитания с идеей полноценной трудовой деятельности, в процессе которой развивается личность ребенка.

Изначально система была создана скорее для перевоспитания, нежели воспитания. Макаренко работал с детьми и подростками, которых сегодня принято относить к числу «трудных» или «трудновоспитуемых»: среди них были сироты, беспризорники, малолетние правонарушители и даже преступники.

Однако система, созданная педагогическим талантом и высокими личностными качествами Антона Макаренко, актуальна и сегодня. Она позволяет выстроить логичные, простые и понятные отношения между взрослым и ребенком, в процессе которых личность чада крепнет, формируются необходимые морально-нравственные установки, маленький человек получает прививку душевного здоровья.

Основные принципы системы

Воспитание детей по Макаренко основано на принципе единства трех социальных единиц: общество – коллектив – личность. Ребенок при этом является не столько , сколько полноценным участников воспитательного процесса, творцом, соратником взрослого.

Принцип воспитания детей в группе реализуется в современном обществе с детского сада. Однако не каждая группа может быть названа коллективом. Признаки коллектива по Макаренко:

  • общая цель;
  • заняты общей деятельностью;
  • поддерживают тесную связь с обществом;
  • соблюдают строгую дисциплину.

Коллектив не создается одномоментно. Первоначальные требования формулирует педагог: сначала ко всей группе, затем к активу. На основании общей деятельности создается дружный коллектив, который вырабатывает единое мнение – как сейчас принято говорить, единый стандарт поведения. Коллектив предъявляет некие требования к каждому члену, а тот применяет эти требования уже самостоятельно – к самому себе.

Таким образом, можно выделить следующие принципы системы Макаренко:

  • ведущая роль коллектива;
  • самоуправление;
  • обязательный производительный труд на пользу коллектива и общества.

Роль воспитателя

По мысли Макаренко, никакое воспитание невозможно без активного включения чада в жизнь общества. При этом основной воспитательной средой является детский коллектив, частью которого является педагог-воспитатель. Взрослый занимает не авторитарную позицию, но на общих основаниях включается в созидательный трудовой процесс. Так формируется личность – деятельная, самостоятельная, активная.

Взрослый в системе воспитания Макаренко является частью коллектива. К нему предъявляются те же требования, что и к ребёнку. Между воспитателем и ребятами возникают отношения скорее дружеские, товарищеские, чем наставнические и авторитарные.

Педагог постоянно рядом с воспитанниками: в классе, на рабочем месте, на отдыхе.

Тематический материал:

При этом концепция труда является основополагающей. Труд каждый может выбирать себе по душе, исходя из талантов и возможностей.

Построение воспитательного процесса в семье

Антон Семенович Макаренко не меньшее внимание уделял семейному воспитанию. Педагог считал, что то, каким вырастет малыш, целиком зависит от родителей. Именно они своим личным примером, поведением в быту и на работе, высказываниями о текущей политической ситуации в стране или знакомых людях формируют личность ребенка.

Малыш впитывает в себя все, что дают ему родители своими поступками, словами, невербальными средствами выражения мировоззрения. Конечно, воспитательные беседы нужны, но еще более важное значение имеет поведение самих родителей. Требовательность и контроль в первую очередь к себе – вот азы семейного воспитания.

Родители должны быть предельно честны с детьми, максимально искренни. Не нужно проводить рядом с ребёнком все свое время, контролировать каждый его шаг. Это совершенно излишне и приносит только вред: малыш вырастет в пассивного, не имеющего собственного мнения человека. К тому же постоянное общество взрослых может придать неправильное направление духовному развитию несовершеннолетнего.

Задача родителей – предоставить ребенку допустимую свободу, точно зная, где он и с кем. Влияние окружающей среды не менее важно, чем внутрисемейные отношения и родительский авторитет. Ребенок должен знать, что может столкнуться с враждебным отношением, непростыми обстоятельствами, соблазнами. Детям нужна будет помощь, совет, а иногда и защита – и это тоже важные элементы правильного воспитательного процесса.

Третий важнейший элемент – это организация жизни семьи. Никаких мелочей и пустяков между взрослыми и детьми не бывает: значение имеет все. Собственно, из мелочей и складывается жизнь. При этом Макаренко убежден: у каждого родителя должна быть конкретная воспитательная цель, из которой должна сформироваться воспитательная программа.

Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что воспитание по системе Макаренко и сегодня дает замечательные результаты. Эффективность этой методики позволяет активно использовать ее в организации воспитательного процесса в коллективе и семье.

Приобрести книгу Антона Макаренко под названием:»Правильно воспитывать детей. Как?»

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!