Женский журнал Ladyblue

Физическое воспитание в общеобразовательной школе. Физическое воспитание детей по месту жительства

Постоянно ведется поиск инновационных технологий физического воспитания детей, подростков и молодежи, но при этом практически не затрагиваются вопросы модернизации содержания процесса физического воспитания, неясно, что необходимо предпринять для создания научно-технологической, материально-технической, программно-нормативной и кадровой базы для такой модернизации, создания благоприятного социально-психологического климата для ее реализации.

В настоящее время мы имеем дело с серьезными обстоятельствами, препятствующими реализации новых подходов к повышению эффективности физического воспитания в нашей стране. К их числу относятся:

1) отсутствие в стране материально-технической базы, способной обеспечить условия для полноценных физкультурно-спортивных занятий в системе массового физического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях разного типа; 2) отсутствие педагогических кадров, готовых без переобучения или дополнительной подготовки работать по новым технологиям физического воспитания; 3) низкий уровень информационно-образовательной культуры и соответствующих потребностей специалистов по физическому воспитанию, включая и управленцев сферы физического воспитания, физической культуры и спорта.

Преодоление указанных негативных характеристик состояния массового физического воспитания, осуществляемого ныне в государственных образовательных учреждениях, возможно только на путях создания принципиально новой инфраструктуры системы физического воспитания детей, подростков и молодежи.

Цель данного исследования - организация физического воспитания школьников по месту жительства во внешкольных учреждениях на муниципальном уровне.

Исследование проводилось в 2004 - 2006 гг. на базе общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и ДЮСШ района «Преображенское» Восточного административного округа Москвы. Использовался комплекс методов, таких как анализ литературных источников, анкетный опрос, анализ нормативных документов.

Анкетный опрос показал, что лишь 29% школьников района занимаются в спортивных секциях и группах. Причем среди мальчиков этот показатель составляет примерно 48%, а среди девочек - всего 19%.

Самым популярным у мальчиков является футбол - более 15%, далее идут, плаванье - 7,3%, восточные единоборства - 7,1%, волейбол - 6,8%, баскетбол - 6,5% и др.

У девушек - аэробика - 18,2%, теннис - 14,4%, художественная гимнастика - 10,1%, восточные единоборства - 7,8% и др.

В соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы в 2005 г. во всех административных округах были созданы Центры физической культуры и спорта. Главная задача специалистов Центра - организация физкультурно-спортивной работы с населением по месту жительства. В соответствии с количеством жителей, проживающих на территории района «Преображенское» (около 70 000 чел.), из расчета 1 специалист на 10 000 жителей, для организации физкультурно-спортивной работы на территории района было выделено 7 ставок для специалистов Центра физической культуры и спорта Восточного административного округа г. Москвы.

Ответственность за подбор кадрового состава была возложена на управу района «Преображенское». Служба по организации физкультурно-спортивной работы управы района «Преображенское», основываясь на данных анкетного опроса, проведенного среди учащихся 9 образовательных учреждений района, выбрала основными видами спорта, которые будут развиваться во внешкольных учреждениях района, футбол, волейбол, бокс, кикбоксинг. Виды спорта подбирались с учетом спортивных интересов детей и подростков района, а также в соответствии с той материально-технической базой, которой располагал район. Специалисты для Центра физической культуры и спорта подбирались из числа тренеров, работающих во внешкольных учреждениях района «Преображенское».

Прежде чем приступить к работе, за каждым специалистом было закреплено рабочее место для проведения учебно-тренировочного процесса. Таким образом, секции футбола стали работать на территории ГОУ Детского черкизовского парка (футбольное поле с искусственным покрытием и площадка для игры в мини-футбол), а также на плоскостных спортивных сооружениях района. При непосредственном участии управы района и ГУП УК «Преображенское» был проведен комплексный ремонт плоскостных спортивных сооружений, предназначенных для физкультурно-спортивной работы, с установкой осветительных мачт, что позволило существенно увеличить продолжительность занятий в осенне-зимний период. Также на спортивных площадках были установлены информационные стенды с графиком работы спортивных секций. В зимнее время занятия по футболу проходили в спортивном зале ГОУ СОШ № 1080 «Экополис».

Набор в секции осуществлялся через районные средства массовой информации (телекомпания «Гром-медиа», газеты «Преображенский квартал», «Молодежный квартал»), а также путем встреч с учащимися района в рамках лекционной работы по пропаганде физической культуры и спорта, здорового образа жизни.

Секция волейбола вела свою работу на базе СОШ № 1032, а в теплое время года на территории Измайловского парка.

Занятия по боксу и кикбоксингу проходили на базе спортивного клуба «Боевые перчатки».

Каждый специалист Центра физической культуры и спорта имел свое индивидуальное расписание, что существенно увеличивало процент занимающихся. Каждый тренер вел 4 группы детей, подростков и молодежи по 15 человек в каждой, при этом продолжительность занятий в неделю составляла не менее 6 ч.

Группы подбирались с учетом возраста занимающихся, без конкурсного отбора. Необходимым условием являлось отсутствие противопоказаний врача к занятиям спортом. Возрастные категории у детей, подростков и молодежи, занимавшихся футболом, были такими: 95/96, 93/94, 92/ 91, 89/90 г.р. Занимающиеся в секции футбола принимали участие в турнирах, организованных управой района под девизом «Выходи во двор, поиграем!», районных турнирах среди детских дворовых команд, посвященных знаменательным датам (День Победы, День физкультурника, День Города), окружных соревнованиях на призы клуба «Кожаный мяч». Наиболее одаренные дети рекомендовались для просмотра в СДЮШОР по футболу «Трудовые резервы».

Занимающиеся в секции волейбола были разделены на 2 группы, не менее чем по 15 чел. в каждой, - учащиеся 7-9-х и 9-11-х классов, занятия продолжительностью 2 академических часа проходили 3 раза в неделю. Занимающиеся в старшей группе принимали участие в окружном спортивном празднике «День молодежи».

Занимающиеся в секции бокса и кикбоксинга были разделены на 4 группы, не менее чем по 10 чел. в каждой, - учащиеся 11-12, 13-14, 15-16, 17 лет и старше. После полугода занятий ежемесячно проводились спарринговые поединки в формате «Открытый ринг», что позволяло занимающимся определить уровень своей подготовленности. Наиболее одаренным воспитанникам предлагалось обучение в СДЮШОР по кикбоксингу с дальнейшим присвоением квалификационных разрядов.

По нашему мнению, реализация такого подхода к организации физического воспитания по месту жительства во внешкольных учреждениях на основе выбранного школьником вида спортивной деятельности обеспечит формирование у него установки на здоровый образ жизни и позволит привлечь детей, подростков и молодежь к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Литература

  1. Акулов А.М. Спортивные интересы подростков и возможность их реализации в условиях городского муниципалитета /А.М. Акулов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 2. - С. 9-11.
  2. Бальсевич В.К. Инфраструктура высокоэффективного физического воспитания в общеобразовательной школе: методология проектирования и эксплуатации /В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. - № 4. - С. 2-6.
  3. Инновационная образовательная технология спортизирован-ного физического воспитания в общеобразовательной школе (ред. Л.Н. Прогонюк) - Сургут: Дефис, 2001. - 212 с.
  4. Чедов К.Е. Спортизированное физическое воспитание в контексте подготовки олимпийского резерва /К.Е. Чедов //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 3. - С. 45-46.

1.6 Занятие физическими упражнениями по месту жительства

Занятие физическими упражнениями по месту жительства должны быть направлены на обеспечение оптимальной двигательной активности детей. Проводятся они в форме утренней гигиенической гимнастики, прогулок, упражнений и игр на открытом воздухе.

1.6.1 Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика - одна из самых действенных форм физического воспитания школьников. Правильно организованные ежедневные занятия утренней гимнастикой очень помогают в решении оздоровительных задач, благоприятствуют оптимальной активизации нервных процессов и, следовательно, создают хорошее рабочее настроение, обеспечивают готовность к труду. Систематические занятия физическими упражнениями после сна стимулируют развитие мышц, особенно тех их групп, которые «отвечают» за правильную осанку, развивают органы дыхания и кровообращения, улучшают обмен веществ. Прием воздушных ванн во время выполнения этих упражнений и проведение после них водных процедур закаляет организм. Если ребенок начинает свой день с утренней гимнастики,-это будет способствовать и воспитанию организованности, дисциплинированности, пунктуальности, появятся интерес и привычка к занятиям физическими упражнениями в повседневной жизни.

Если есть возможность, утреннюю гимнастику лучше проводить на открытом воздухе - в саду, во дворе или на балконе. Наиболее подходящий одежда в теплую погоду-трусы или трусы и майка, в прохладную - тренировочный костюм.

Упражнения в комплексе утренней гимнастики компонуют, как правило, в такой последовательности: ходьба или ходьба на месте в сочетании с глубоким дыханием, упражнения в потягивании, повороты туловища, движения руками, наклоны туловища, приседания, сочетание движений ног и рук, прыжки на месте, ходьба на месте, движения руками с согласованным глубоким дыханием.

Основные правила выполнения утренней гимнастики следующие:

1. Использование для занятий одежды, способствующей закаливанию организма и удобной при выполнении упражнений (трусы, майка, тренировочный костюм).

2. Обеспечение санитарно-гигиенических условий на местах занятий.

3. Соблюдение правильной осанки при выполнении упражнений.

4. Правильное согласование дыхания с движениями.

5. Постепенное наращивание интенсивности выполнения упражнений в начале занятий и снижение ее в конце их.

6. Соблюдение правил закаливания во время выполнения утренней гимнастики (воздушные ванны) и после ее окончания (водные процедуры).

Комплекс утренней гимнастики для учащихся должен состоять из 6-8 упражнений. Один комплекс выполняют на протяжении двух-трех недель.

Для того чтобы дети каждодневно выполняли утреннюю гимнастику, необходима продуманная система стимулирования, помощи, контроля со стороны школы и семьи. Одним из действенных приемов, стимулирующих к выполнению утренней гимнастики, являются домашние задания, предусматривающие выполнение комплекса упражнений утренней гимнастики с помощью родителей.

Примерный комплекс упражнений утренней гимнастики

I. Ходьба на месте с соблюдением правильной осанки, энергичными движениями рук и ног, глубоким дыханием 15-20 с.

II. И. п.-ноги врозь. 1-2 - дугами вперед руки вверх, прогнуться, потянуться; 3-4 - и. п. Выполнить 5-6 раз.

III. И. п.-руки на поясе. 1 - наклон вперед прогнувшись; 2 - и. п.; 3 - наклон назад, руки в стороны; 4 - и. п. Выполнить 4-5 раз.

IV. И. п.- о. с. I-2 - присед, опора на всей ступне, руки вперед; 3-4 - и. п. Выполнить 6-8 раз.

V. И. п.- ноги врозь, руки на поясе. 1 - поворот туловища вправо, правую руку в сторону ладонью вверх; 2-и. п.; 3- то же самое в другую строну; 4 - и. п. Выполнить 4-6 раз.

VI. И. п.- руки на поясе 1 - прыжком ноги врозь; 2 - прыжком ноги вместе. Выполнить 8-10 раз.

VII. Ходьба на месте с высоким подниманием ног в сочетании с глубоким дыханием. 10-15 с.

1.6.2 Прогулки и подвижные игры на открытом воздухе

Прогулки и подвижные игры на открытом воздухе, проводимые по месту жительства в обычные дни, должны продолжаться не меньше 3,5-4 часов, а в выходные и в период каникул - значительно больше времени: пребывание детей на воздухе в сочетании с двигательной активностью способствует закаливанию организма, повышению сопротивляемости заболеваниям, улучшает аппетит, положительно влияет на деятельность нервной системы, умственную работоспособность, сон.

Чтобы польза от этих прогулок была максимальной, прежде всего необходимо сформировать у самих детей правильное отношение к ним. Исследование режима дня учащихся показывает, что многие из них проводят на воздухе значительно меньше времени, чем предусмотрено нормами гигиены. А ведь в общем бюджете его, отводимом на различные формы двигательной деятельности (утреннюю гимнастику, физкультурные минуты, уроки физической культуры, «час здоровья», занятия в группах продленного дня и другие мероприятия) наибольшая часть отводится именно прогулкам, играм, упражнениям и развлечениям на воздухе .

1.6.3 Закаливание организма ребенка

Закаливание организма ребенка - систематическое использование специальных мероприятий и процедур, которые развивают готовность организма приспосабливаться к условиям окружающей среды и повышают сопротивляемость простудным заболеваниям. Средствами закаливания являются солнце, воздух, вода.

При закаливании надо соблюдать такие правила:

1. Сформировать желание укреплять свой организм и тем самым обеспечить психологический настрой, способствующий успеху. Существенную роль в этом играет личный пример родителей.

2. Обеспечивать систематичность процедур. Закаливание, начатое в детстве, должно продолжаться всю жизнь.

3. Постепенно увеличивать время влияния воздуха, воды, солнечных лучей, постепенно снижать температуру воды, постепенно увеличивать поверхность тела, на которую действуют средства закаливания.

4. Учитывать индивидуальные особенности и осуществлять контроль за реакцией организма на процедуры.

5. Сочетать влияние разнообразных средств закаливания: солнца, воздуха, воды и двигательной активности.

6. Организовать все так, чтобы ребенок получал удовлетворение от самого процесса закаливания.

7. Учитывать климатические условия конкретного региона.

Регулирование температуры помещений - один из действенных приемов закаливания. Для обеспечения закаливающего влияния на организм температурный режим в помещении должен быть пульсирующим, т. е. температура в нем должна быть не постоянной и колебаться в определенных пределах. Для младших школьников оптимальная амплитуда колебаний равна 5-7 °С (для взрослых людей -10-12 °С). Такое колебание температуры не только способствует закаливанию, но и благоприятно влияет на работоспособность. Пульсирующую температуру в помещениях обеспечивают регулярным проветриванием их во все времена года (в любую погоду).

Правильное использование теплозащитных свойств одежды - также важное условие закаливания. Излишне теплая одежда не оказывает влияния на совершенствование физиологических механизмов терморегуляции и не способствует закаливанию, а излишне облегченная может привести к переохлаждению организма. При выборе одежды надо правильно относиться к ее достоинствам, отдавая предпочтение не столько эстетическим качествам, сколько основным, гигиеническим.

Воздушные ванны- наиболее простой и доступный прием закаливания. Влияние воздуха на организм зависит от его температуры, влажности, скорости движения и чистоты. Регулируется уменьшением или увеличением теплозащиты одежды и длительностью пребывания на воздухе.

Применение воздушных ванн требует соблюдения определенных правил: применять, их рекомендуется не позже чем за час до еды и не раньше чем через 1,5 ч после нее; сочетать с двигательной активностью (ходьбой, подвижными играми и т. п.); выбирать для этого защищенное от резкого ветра место; обеспечивать контроль за самочувствием ребенка (о перегреве свидетельствуют покраснение кожи и потоотделение, о переохлаждении - появление «гусиной кожи», посинение губ, озноб).

В теплую погоду воздушные ванны принимают на открытом воздухе в затененном месте. Желательно сочетать их с утренней гимнастикой. Начинают при температуре +20... +22°С. Продолжительность ванн вначале не должна превышать 15 мин, потом ее постепенно увеличивают до 1 ч. В зависимости от температуры воздуха ванны бывают теплые (от + 20 до + 30°С), прохладные (от +15 до + 20 °С) и холодные (от +6 до +14 °С).

Водные процедуры. Закалять ребенка водой следует осторожно и последовательно, ведь теплопроводность ее в 30 раз больше, чем воздуха. Водные процедуры, наряду с закаливанием, положительно влияют на обмен веществ, деятельность нервной системы, на функцию кожи .

Закаливание носоглотки предусматривает полоскание горла прохладной, а затем и холодной водой, обтирание шеи.

Обливание стоп водой начинают при температуре 27-28°С. Потом, через каждые 10 дней, ее температуру снижают на 1-2 °С и доводят до уровня не ниже 10 °С. Воду льют на нижнюю часть голеней и на стопы. Длительность одной процедуры обливания - 25-30 с. Его лучше делать вечером, не позже чем за час до сна. После процедуры ноги досуха вытирают.

Ножные ванны (погружение ног в ведро или таз с водой) начинают при температуре воды 28-30 °С и через каждые 10 дней снижают ее на 1-2°, доводя до 13- 15°. Длительность первых ванн - не более 1 мин. В конце цикла она доводится до 5 мин. Во время выполнения процедуры рекомендуется делать мелкие движения пальцами и стопами. После ванны ноги тщательно вытирают.

Контрастные ножные ванны - весьма сильное закаливающее средство. В одно ведро (таз) наливают горячую воду (38-40°С), во второе - холодную (30-32°). Вначале ноги опускают в горячую воду на 1,5-2 мин, затем в холодную на 5-10 с. Делают это 4-5 раз. Через каждые 10 дней температуру холодной воды снижают на 1-2° и доводят до 12-15° С. Температура горячей воды остается постоянной все время. Не меняется также и длительность погружения в нее ног. А длительность погружения ног в холодную воду постепенно увеличивают до 20 с. Эту процедуру выполняют незадолго до сна .

Ходьба босиком - наиболее простое и эффективное средство закаливания. Полезно ходить по росе, после дождя, по воде. К тому же ходьба босиком, в частности по песку, по опавшей листве, способствует предупреждению плоскостопия, укрепляя мышцы, которые поддерживают продольный и поперечный свод стопы.

Обтирание делают махровым полотенцем, смоченным в воде; вначале - рук, затем последовательно ног, груди, живота, спины. Эти части тела обтирают отдельно, после чего тщательно вытирают. Направление движений- от периферии к центру. Обтирания младших школьников летом начинают, используя воду при температуре 26-28 °С, зимой - при 30-32°, доводя соответственно до 16-18 и 20- 22 °С. Обтирание рекомендуется после выполнения зарядки.

Обливание туловища можно проводить под душем или из лейки, кувшина. Голову обливать не рекомендуется. Для младших школьников начинают летом с температуры воды не ниже 28 °С, зимой - не ниже 30 и доводят соответственно до 18 и 20 °С. Снижают температуру воды так же, как и при других процедурах.

Купание в открытом водоеме проводится в специально отведенных местах. Это одна из наиболее приятных и эффективных водных процедур. К тому же здесь представляется возможность родителям научить своих детей плавать. При купании на организм ребенка одновременно действуют солнце, воздух и вода.

Детям следует объяснить правила купания: идти в воду можно только по разрешению старших. Нельзя заплывать за оградительные отметки, нырять на глубоких местах, входить в воду потным, баловаться в ней. Входить в воду можно не раньше, чем через 1 час после еды. Необходимо предупреждать переохлаждение организма.

Купание обычно сочетается с принятием солнечных ванн.

Солнечные ванны. Умеренные дозы солнечного облучения улучшают обмен веществ, положительно влияют на состав крови, усиливают деятельность органов выделения, убивают болезнетворных микробов на коже, повышают ее защитные функции.

Солнечное облучение особенно полезно детям, так как предупреждает заболевание рахитом. Под влиянием ультрафиолетовых лучей в подкожной клетчатке образуется противорахитный витамин D, а также активизируются другие витамины, например, А, С, Е.

Однако длительное пребывание под солнечными лучами приводит к общей слабости, ухудшению внимания и памяти, снижению аппетита, неспокойному сну. Бывают даже головная боль, рвота, потеря сознания, ожоги кожи

На Украине летом в северной части республики лучшим для загорания является время с 8 до 12 и с 16 до 18 ч, а в южной- с 8 до 11 и с 17до 19 ч. В первый день можно загорать до 5 мин. В последующие дни время постепенно увеличивают и доводят до 30-40 мин. На голову следует надевать белую панаму.

Знаниями, получаемыми путем исследований, охватывающих многообразные стороны физического воспитания ребенка и особенно формирования его двигательных навыков. Таким образом, теория физического воспитания детей дошкольного возраста, познавая закономерности развития ребенка, выделяя и обосновывая все самое существенное, содействует совершенствованию всей системы физического воспитания. (Кенеман А. ...

Здоровья детей делом важным, но лишь немногие по–настоящему используют для этого возможности физической культуры. И сами родители в большинстве своем самокритично оценивают свое участие в физическом воспитании детей, ссылаясь при этом на ряд причин, которые мешают им проявить себя более достойно. Действительно, часть родителей не имеет достаточной физкультурной подготовки. Наблюдения показывают...

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Рубрика (тематическая категория) Спорт

В Законе 1 Российской Федерации ʼʼО фи зической культуре и спортеʼʼ отражена крайне важно сть включить в систему физ-культурно-спортивного движения спортивные клубы, коллективы физической культуры, действующие на самодельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, иных организациях независимо от форм собственности и по месту жительства.

В целях организации занятий физическими упражнениями учащихся следует организовать Детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП). Функционирование ДЮКФП определяетсяИнструктивный письмом Минобразования России, Госкоммолодежи и Госкомслорта России от 12.03.96 ʼʼО работе подростковых молодежных клубов по месту жительства гражданʼʼ. Функционирование ДЮКФП определяется положением. Немаловажным условием организации ДКЖФП является наличие (создание) или аренда физкультурно-Спортивной базы общеобразовательных школ, квалифицированного педагогического состава.

Клуб финансируется спортивными организациями, органами образования, спонсорами, родителями учащихся для орга-низации работы физкультурных кружков, секций атлетической и коррегирующей гимнастики, проведения спортивных соревнований, оздоровительной работ*! и других интересных для школьников массовых мероприятий, спортивных праздников (к примеру, в День физкультурника). Проводятся состязания ʼʼА ну-ка парниʼʼ, районные и городские соревнованияʼʼ здриоти* ч*йжʼʼ0 слеть!; Дни здоровья, ведр|пробеги,обучениеш1авши1о,

заплывы по рекам, озерам, показательные выступления, экскурсии на лодках, походы на лыжах, путешествия под парусом и др.

Возглавляет клуб директор и его заместитель (методист). При клубе создается педагогический (совместно с родителями учеников) совет. Οʜᴎ несут ответственность за организацию учебно-воспитательного процесса, обеспечивают проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. В целях развития инициативы и самодеятельности воспитанников в ДЮКФП Может быть создан ученический орган самоуправления, родительский совет.

Занятия организуются дипломированными преподавателями, высококвалифицированными спортсменами в соответствии с общепринятыми методическими рекомендациями на базе рабочих программ и поурочных планов. Учитываются индивидуальные запросы. К примеру (табл. 45):

Приступающие к занятиям должны иметь допуск врача и согласие родителœей.

Кружки (секции) создаются в соответствии с интересами детей и подростков. В планы работы включают достижение нормативных показателœей по теоретической, физической и спортивной подготовке.

Для. учащихся устанавливается единая спортивная форма, эмблема клуба и значок.

Основными показателями работы клуба являются данные о состоянии здоровья, физической и спортивной подготовленности учащихся.

Учебный год в ДЮКФП начинается 1 сентября. Клуб функционирует непрерывно в период всœего календарного года (52 недели). Может быть организовано пребывание детей в различного типа лагерях.

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ʼʼЮНОСТЬ РОССИИʼʼ 1

Сегодня в одном из направлений организации фи зического воспитания в общих учебных заведениях и в учебных заведениях профессионального образования функционирует об- щеотвенжьгосударственная организация, ʼʼЮность Россииʼʼ. Она провозглашает своей главной обязанностью улучшение физичес кого воспитания в учебных заведенщхлщо|^^ирнального об разованиями организацию внеурочных физкулкгурно-спортив- ных занятий в общеобразовательных школах и внешкольных уч реждениях дополнительйого ствания~

Общественно-государстаенная: физкультурно-спортивная организация (ОГФСО) ʼʼЮность Россииʼʼ получила самостоятельность и работает по Уставу, который зарегистрирован в Минюсте России.

Основными целями Объединœения являются: участие в реализации государственной политики в области развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации; повышение уровня физического воспитания и спортивно-массовой работы в образовательных учреждениях во внеучебное время; сохранение и укрепление здоровья детей и учащейся молодежи, формирования у них потребностей в физическом совершенствовании, здоровом образе жизни, активной трудовой деятельности, готовности служению Отечеству.

Членами Объединœения бывают физические и юридические лица. Физическими лицами Объединœения бывают граждане Российской Федерации, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, воспитанники и работники образовательных учреждений, члены их семей, спортсмены, занимающиеся в спортивных школах, клубах и других организациях ОГФСО ʼʼЮность России^. Структура объединœения состоит из региональных физкульту^йр-спортивных отделœений, филиалов, представительств, коллективов и клубов физической культуры и спорта образовательных учреждений, детско-юношеских спортивные школ и центров.

Источниками финансирования имущества объединœения в денежной и иных формах являются: субсидии, выделяемые ежегодно из Федерального бюджета на осуществление деятельности Объединœения и в соответствии с его основными целями; денежные поступления из бюджетов Российской Федерации; вступительных и членских взносов членов Объединœения; добровольные имущественные взносы и пожертвования; доходы от предприятий внешнеэкономической деятельности, гражданско-правовых сделок; поступления от проводимых спортивных лотерей; иные поступления, не запрещенные законодательством РФ.

Объединœение работает совместно с органами местного управления, здравоохранения, образования, комитетами по физической культуре и спорту, профсоюзными и молодежными организациями. Главш=ши1фитериями в деяггельности ʼʼЮности Россииʼʼ являются самостоятельность управления, гласность и демократия.

Направлениями работы ʼʼЮности Россииʼʼ на местах являются: вовлечение в общество новых членов, привлечение учащихся к регулярным физкультурно-оздоровительным и спортивным мероприятиям, организация занятий в спортивных секциях, группах физкультурно-оздоровительной направленности, центрах здоровья в учебных заведениях и микрорайонах, в клубах физической подготовки, детско-юношеских спортивных школах, центрах олимпийского резерва, участие в международных физкультурных и спортивных мероприятиях.,

ОГФСО занимается подготовкой спортсменов в сборные кот манды района, области, края, республики, ищет новые формы приобщения молодежи к занятиям физической культурой и спортом.

Объединœение оказывает организационно-методическую помощь учебным заведениям, тренерам-преподавателям ДЮСШ, учителям физической культуры, другим специалистам в области физической культуры и спорта. Ведет пропаганду своей работы средствами печати, радио, телœевидения. Организует встречи с ведущими тренерами, спортсменами, обсуждает проблемы физической культуры и спорта молодежи, проводит спартакиады городских и сельских спортсменов, показательные выступления с участием ведущих спортсменов, розыгрыши кубков по видам спорта͵ агитационные пробеги, физкультурные мероприятия, посвященные знаменательным датам. .Особое внимание уделяет развитию туризма среди молодежи как средства привлечения людей к здоровому образу жизни, привития умений по безопасности жизнедеятельности, познания природы и родного края.

ОГФСО совместно с Минобразованием России и Госком-спортом организует конкурс ʼʼМастер педагогического труда по внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работыʼʼ.

На различных этапах конкурса определяют лучших физкуль-турно-спортивных педагогов в 5 номинациях: дошкольные образовательные учреждения; общеобразовательные школы; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителœей; учебные заведения начального и среднего профессионального образования; учреждения дополнительного образования и общественные физкультурно-спортив-ные объединœения.

СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ (ДЮСШ) И В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ШКОЛАХ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА (СДЮШОР)

Детско-юношеских спортивных школ в Российской Федерации более 3 тыс. В школах занимаются около 2 млн детей. ДЮСШ профильное внешкольное учреждение, основной деятельностью которого является физическая и спортивная подготовка детей, подростков и молодежи 2 . Основные задачи ДЮСШ -ʼʼукрепление Здоровья учащихся, развитие способностей в избранном виде спорта͵ подготовка физкультурного и спортивного актива, содействие общеобразовательной школе в развитии массовой физкультурной и спортивной работы, пропаганда физической культуры и спорта среди школьников* их родителœей, населœения микрорайона.

Педагогический коллектив определяет направление работы школы: спортивно-оздоровительное, массовый спорт, спорт высших достижений. Занятия в ДЮСШ проводят тренерыʼʼпре-подаватели, хорошо знающие различные стороны спортивной подготовки школьников.

Каждая ДЮСШ разрабатывает программу с учетом избранного направления в работе, специфики видов спорта͵ материально-технического и финансового обеспечения, а также сложившихся традиций. Рекомендуется разработать авторскую программу и утвердить ее на педагогическом (методическом) сювете йпсолы.

При наличии условий и согласия тренера-преподавателя в спортивной школе могут создаваться детские группы совместно с родителями, без включения последних в основной состав. Практикуется создание разновозрастных спортивных групп учащихся.

Педагогический процесс осуществляется в течение всœего календарного года.

Школам или спортивным отделœениям, призванным целœенаправленно заниматься подготовкой квалифицированных спортсменов резерва для сборных команд Российской Федерации, а также команд мастеров по игровым видам спорта͵ может устанавливаться статус специализированной ДЮСШ, отделœений олимпийского резерва..

ДЮСШ совместно с общеобразовательным учебным заведением создает для наиболее перспективных в спортивном отношений учащихся специализированные классы (спецклассы) с продленным днем обучения и углубленным тренировочным процессом. Администрация общеобразовательной школы по согласованию с педагогическим советом и родителями спортсменов может вносить изменения в сроки начала и окончания учебного года, четвертей, полугодий, сдачи зачетов и экзаменов в объёме прохождения учебной и тренировочной программы.

ДЮСШ возглавляет директор.
Размещено на реф.рф
Он руководит учебно-воспитательным процессом и хозяйственной деятельностью школы. Свои должностные обязанности в спортивной школе выполняют заместитель директора, инструктор-методист, тренеры-преподаватели, врач. Учащимися спортивной школы являются дети и подростки, молодежь, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий спортом.

Этапы подготовки занимающихся указаны в таблице 46.

Таблица 46

Спортивная школа может осуществлять международные контакты

Специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СД ЮШОР) организуют спортивную работу с перспективными, одаренными учащимися и направлены на подготовку спортсменов высокой квалификации, участников значительных спортивных соревнований.

Одна из СДЮШОР назначается органами народного образования головной (областной) и является методическим центром спортивной подготовки школьников. На ее базе проводятся семинары с тренерским составом. Головная школа имеет методический кабинœет, выпускает для тренеров-преподавателœей рекомендации, пособия, проводит конференции, областные. спортивные соревнования школьников, комплектует сборные команды, пропагандирует спорт среди школьников, учителœей общеобразовательной школы, родителœей учащихся.

В различных областях России открыты спортивные общеобразовательные школы-интернаты (спортинтернаты), в которых дети проходят общеобразовательную подготовку и участвуют в тренировочных занятиях по видам спорта. Режим учебы и спортивной тренировки в этих школах скоординированы с требованиями высокой спортивной подготовки учащихся, участия в спортивных соревнованиях, тренировочных (летних, зимних) сборах.

В спортивные отделœения (гимнастики, легкой атлетики, плавания, спортивных игр и др.) школы-интерната после тщательного отбора принимаются ученики с 45 класса. Часто в спортин-тернат переходят воспитанники ДЮСШ, ученики общеобразовательных школ городов и районов области (края). Классы комплектуются с учетом спортивного профиля учеников.

Наиболее успешно работающие школы-интернаты спортивного профиля преобразуются в училища олимпийской подготовки (олимпийского резерва) и передаются в ведение областного (краевого) департамента физической культуры и спорта.

Срок обучения в училище по желанию учеников и их родителœей должна быть продлен до 12 лет. В 12-м педагогическом классе ученики получают начальную профессиональную подготовку в области физической культуры и спорта (получают звание аттестованного инструктора) и часто поступают учиться на факультетфизической культуры педагогического института и в институт физической культуры.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ДВОРЦАХ И ДОМАХ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ, ДВОРЦАХ СПОРТА, ФИЗКУЛЬТУРНО- СПОРТИВНЫХ КОМПЛЕКСАХ (ФСК) ПРИ ДВОРЦАХ КУЛЬТУРЫ, В СПОРТИВНЫХ КЛУБАХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ВУЗОВСКИХ СПОРТИВНЫХ КЛУБАХ

Физическое воспитание школьников осуществляется (в городе*районе) органами народного образования (Дворцы и Дома творчества детей и молодежи); спортивными клубами предприятий (детские спортивные группы, физкультурно-спортивный комплекс), спортивными клубами высших учебных заведений (группы по видам спорта), ДЮСШ при вузах, колледжах. Работу с учащимися осуществляет отдел (сектор) клуба по связи со школами и молодежью. Руководят спортивными занятиями специалисты физической культуры и спорта͵ врачи, спортсмены-разрядники, студенты вузов (на условиях почасовой оплаты). В этой деятельности принимают участие тренеры ДЮСШ, преподаватели кафедры физического воспитания вузов, профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений. Οʜᴎ проводят тренировочные занятия по различным видам спорта͵ общей физической подготовке, атлетической 1 и коррегирующей гимнастике, туризму, спортивному ориентированию, водным видам спорта͵ готовят детские команды к различным спортивным соревнованиям. Существуют и штатные должности по спортивной работе с детьми. Программа занятий рассчитывается на несколько лет обучения.

В физкультурно-спортивных комплексах (ФСК) при предприятиях организуется работа по атлетической гимнастике, общей физической подготовке (на тренажерах). Девушек старшего возраста привлекают к занятиям шейпингом современной системе физических упражнений, исправляющих осанку, формирующих красивое телосложение, уменьшающих массу тела. Данные о занимающихся вводят в компьютер, который выдает рекомендуемые параметры занятий физическими упражнениями.

Существенным направлением в деятельности внешкольных учреждений является оказание организационной и методической помощи общеобразовательным школам, родителям учеников в форме консультаций, проведения показательных (открытых) занятий, разработки сценария спортивных соревнований, подготовки физкультурного и спортивного актива для школьных коллективов физической культуры, Действенная помощь должна оказываться и педагогу-организатору домоуправления. Следует оказывать значительное влияние на родителœей" учеников в направлении формирования их двигательного режима, реализации правил гигиены и закаливания, проведения наблюдений за состоянием здоровья, физического развития, физической и двигательной подготовленности.

Ощутимая помощь со стороны внешкольных учреждений должна быть оказана в организации работы по месту жительства детей и подростков. Во дворах, в общеобразовательных школах рекомендуется проводить спортивные праздники, физкультурные вечера, подвижные игры и развлечения, семейные физкультурные состязания с привлечением учащихся разных Классов и школ. Особой популярностью среди детей пользуются спортивные соревнования на призы ʼʼСеребряные конькиʼʼ, ʼʼЗолотая шайбаʼʼ, ʼʼКожаный мячʼʼ, ʼʼПушистая лыжняʼʼ и др.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ" 2017, 2018.


51. Задачи, содержание и построение педагогического анализа урока физической культуры в школе

Преподаватель должен оценивать каждый проведенный урок. Это органическая сторона его деятельности, побуждающая совершенствовать педагогическое мастерство и определяющая удовлетворенность своим трудом. Объектами педагогического анализа могут выступать: занимающие, нагрузки, поведение педагога и т.д.

Главным показателем качества урока (при прочих равных условиях) служит степень решения его конкретных задач. Лучшим вариантом будет, конечно, если учебный материал освоят все учащиеся, однако следует учитывать, что их состав в группах обычно бывает неоднородным по способностям и уровню подготовленности. Поэтому при изучении единого для всех материала, что типично для широкой практики, отставание некоторых учеников далеко не всегда может считаться признаком плохого проведения урока, особенно если задания успешно выполнены абсолютным большинством занимающихся.

Обоснованное суждение о степени решения задач урока требует:

а) объективного учета показателей выполнения заданий с помощью оценки техники, измерения количественных результатов изучаемых упражнений или посредством специальных тестов для опре деления уровня развития физических качеств;

б) фиксации этих данных в протоколах;

в) расчета соотношения числа занимавшихся, выполнивших и не выполнивших задания. Степень овладения учебным материалом и, следовательно, качество урока могут быть разными:

в одном случае учащиеся правильно выполняют задания, вплоть до деталей, в другом - с ошибками, упущениями, нечетко, неуверенно. Это необходимо учитывать при оценке уроков, подразделяя их на отличные, хорошие, посредственные. На сегодняшний день во всех образовательных учреждениях существует 10-ти бальная шкала оценок успеваемости учащимися.

При окончательном заключении о степени решения задач на уроке необходимо учесть его оздоровительное и общевоспитательное значение. Обеспечение чистоты мест занятий, систематический контроль за осанкой и функциональным состоянием организма учащихся, высокая дисциплина на уроке, сознательная активность занимающихся и т. п., все это - признаки хорошего проведения урока.

Методическую подготовленность преподавателя определяют, планомерно анализируя построение занятия, его плотность, методы, дозирования нагрузки и организации занимающихся, помощь, страховку и другие стороны деятельности. Наблюдения должны дополняться по возможности количественными оценками.

О рациональности избранной преподавателем структуры урока судят по соответствию упражнений закономерностям динамики работоспособности, по соотношению между трудностью отдельных задач и временем, выделенным на их решение, по логике взаимосвязи частей урока.

Плотность урока определяют, наблюдая за распределением времени на различные компоненты урока. Для большей точности используют хронометраж урока, состоящий из измерения времени компонентов урока, вычисления показателей общей и моторной плотности, анализа и оценки.

Умение преподавателя дозировать нагрузку оценивается по реакции занимающихся на выполнение заданий (внимание, дыхание, цвет лица, степень потоотделения, ЧСС и т. д.), оцениваемой визуально и на основе кривой работоспособности по данным пульсометрии.

Для характеристики деятельности преподавателя анализируют также его непосредственную подготовленность к уроку {качество плана-конспекта), речь, манеру обращения с занимающимися, внешний вид и другие признаки, характеризующие его педагогический такт, любовь к своей профессии, умение работать творчески, опираясь на актив и весь коллектив воспитанников. Полный педагогический анализ урока и всесторонняя его оценка должны осуществляться по предварительно разработанному плану(анкеты, карта анализа), где четко определяются задачи, организация и методика обследования.

Организация:

1 .должен проводиться в соответствии с временными задачами (урок, четверть и т.д.)

2. должен использоваться определенный метод, тесты

З.стендартизированные (четко обозначенные, одинаковые, постоянные)

52. Организационно-методические основы физического воспитания учащихся по месту жительства, в семейном быту

Формы физического воспитания в семье

К наиболее распространенным формам физического воспитания детей школьного возраста в семье

относятся:

    утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка);

    физкультурные минутки (пауза) во время выполнения домашних заданий (проводятся после 30-35 мин непрерывной работы со школьниками младшего возраста и через 40-45 мин работы со школьниками среднего и старшего школьного возраста);

    индивидуальные занятия различными физическими упражнениями в домашних условиях: силовая (атлетическая) гимнастика; оздоровительная аэробика (танцевальная аэробика, шейпинг); стрейтчинг, калланетика и др.;

    активный отдых на свежем воздухе в свободное от уроков и выполнения домашних заданий время (он включает в себя прогулки, катание на велосипеде, купание, ходьбу на лыжах, разные игры и др. Суммарное время его продолжительности в режиме дня от 1,5 до 3 ч.);

    участие совместно с родителями в различных соревнованиях-конурсах (типа «Мама, папа, я - спортивная семья) и викторинах;

    семейные походы (пешие, лыжные, велосипедные, водные)

    выходные дни и в каникулярное время совместно с родителями;

    закаливающие процедуры, применяемые после зарядки, самостоятельные занятия физическими упражнениями или перед сном.

Физическое воспитание детей в семье требует от родителей определенных знаний, опыта, терпения и непосредственного участия. Родители должны: периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни; приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом; участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой; следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей.

53. Организационно-методические основы внешкольной работы по физическому воспитанию учащихся

Внешкольная работа способствует более широкому развитию различных форм занятий по физическому воспитанию, повышает интерес учащихся к занятиям физкультурой и спортом.

На сегодняшний день функционирует широкая сеть внешкольных учреждений различного типа, призванная заниматься развитием физической культуры и спорта среди школьников в свободное от учебных занятий время. Внешкольные спортивные, воспитательно-оздоровительные и культурно-оздоровительные учреждения включают в себя разнообразные формы организации физического воспитания детей школьного возраста.

    Систематические занятия избранным видом спорта в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) или специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР)

    Занятия в физкультурно-оздоровительных центрах.

    Физкультурные мероприятия в летних и зимних оздоровительных лагерях. Основными задачами направленного использования физической культуры в лагере являются организация активного отдыха, физическая подготовка школьников, укрепление их здоровья. Особое внимание уделяется обучению плаванию, различным способам передвижения на лыжах, туризму и спортивному совершенствованию учащихся в различных видах спорта. Основные формы и содержание работы: утренняя гигиеническая гимнастика; физкультурные оздоровительные мероприятия (про-п* и „одные и воздушные процедуры и т.п.); занятия в спортивных секциях; ежедневные занятия по плаванию; спортивные соревнования, спартакиады.

    Разнообразные физкультурно-оздоровительные мероприятия в парках культуры и отдыха, на детских площадках, лыжных базах, лодочных станциях и в других местах массового отдыха.

    Занятия физическими упражнениями, спортивные развлечения и соревнования по месту жительства или в физкультурно-спортивных клубах (ФСК).

    Учебно-тренировочные и массово-оздоровительные занятия в туристских лагерях (на турист-ско-экскурсионных базах).

Разнообразные формы организации физического воспитания создают условия для более полного удовлетворения индивидуальных физкультурных и спортивных интересов и запросов подрастающего поколения за счет широкого диапазона форм и видов физкультурных и спортивных занятий, проводимых во внешкольных спортивных и культурно-оздоровительных учреждениях, для специализированного учебно-материального обеспечения физкультурно-спортивной базы, высокой квалификации специалистов по физической культуре и спорту, которыми располагают внешкольные учреждения.

54. Физкультурно-оздоровительные мероприятия и их организация в режиме учебного и продленного дня школы.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня включают в себя:

    Гимнастика до уроков;

    Физкультурные минутки и физкультурные паузы на уроках;

    Подвижные (динамические) перемены и др.

Гимнастика до начала уроков способствует повышению функционального уровня организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем), обеспечивает быстрое включение школьников в активную работу, помогает удерживать правильную позу за партой, воспитывает привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями. Она не заменяет, а дополняет утреннюю гигиеническую гимнастику.

Физкультурные минутки или физкультпаузы на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем отрезке урока. По проведению физкультминуток и физкульт-пауз учителям физкультуры необходимо:

    разработать упражнения для проведения физкультминуток на различных уроках;

Подвижные перемены, ежедневный активный отдых на удлиненных переменах и в группах продлённого дня обеспечивают детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяют активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке, обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках и при выполнении домашних заданий.

Подвижные перемены могут проводиться на улице, в спортзале, на коридорах или в рекреациях школы. Также динамическую перемену можно проводить на тропе «Здоровье» Для контроля по проведению подвижной динамической перемены необходимо.

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность. При рассмотрении вопросов обучения и воспитания в процессе по физическому по воспитанию учащихся одной из актуальных тем является взаимосвязь деятельности школы, общественности и семьи. Необходимо обязательно учитывать совместных усилий школы, общественности и семьи. В частности, при раскрытии сущности и закономерностей воспитания речь идет о том, что его успех во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи, общественности и школы.

Воспитание детей - конституционная обязанность родителей. Они призваны всемерно укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения и любви к культуре физической и т.п., подготавливатьих к общественно полезной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, стимулировать к учению и осознанному выбору профессии. Не стоит в стороне от воспитания детей и общественность - коллективы промышленных предприятий и государственных учреждений. Они содействуют проведению разнообразной внешкольной воспитательной работы с детьми, организуют шефство над школами, оказывают влияние на родителей, побуждаяих к улучшению воспитания детей в семье.

Цель работы. Раскрыть процессы взаимодействия школы, общественности и семьи.

  1. Рассмотреть внеурочные формы работы по физической культуре;
  2. Рассмотреть внеклассные формы работы по физической культуре;
  3. Рассмотреть внешкольные формы работы по физической культуре;
  4. Рассмотреть физическое воспитание в семье.

Практическая значимость - Результаты работы могут использовать студенты факультетов физической культуры, учителя физической культуры, преподаватели высших и средних учебных заведений, тренера, инструкторы по физическому воспитанию.


1. ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ


Когда говорят о массовости физкультурной, спортивной, туристской работы, имеют в виду количество учащихся, привлеченных к занятиям. По форме организации занятий физическими упражнениями выделяют:

Массовые мероприятия-с охватом сразу большого числа участников, например массовые игры, соревнования, различные развлечения.

Секционные, кружковые занятия, охватывающие ограниченное число учащихся, отдельные группы.

Индивидуальные занятия.

вовнешкольных учреждениях. Проводятся они школьниками как самостоятельно, так и под руководством учителей или инструкторов-общественников .


1 САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

физический спортивный воспитание школа

Важно приучать учащихся к самостоятельным занятиям, начиная с раннего возраста, чтобы они уже умели не только выполнять упражнения вслед за учителем, но и самостоятельно осваивать различные двигательные действия, самостоятельно тренироваться, закаливать свой организм. Необходимые для этого знания и навыки учитель дает в процессе уроков физической культуры. В 1981 г. был выпущен первый экспериментальный учебник по предмету «физическая культура» , и в настоящее время готовятся к изданию такие учебники для всех классов. Есть немало детской литературы и для внеклассных самостоятельных занятий разными видами упражнений.

Важнейший вид самостоятельных занятий школьников -утренняя гигиеническая гимнастика. Основные направления реформы школы предусматривают повышение внимания к вопросам гигиены, обучению школьников умению следить за состоянием своего здоровья. Утренняя гимнастика в полной мере воспитывает навыки гигиены и физической культуры. Ее выполняют в спортивном костюме, до завтрака, в теплое время года по возможности на открытом воздухе (во дворе дома), а в холодное - в проветренной комнате, завершают водными процедурами: душем, обливанием или обтиранием.

Как правило, индивидуально учащиеся выполняют и задания учителя на дом по разучиванию упражнений на координацию, развитию силовой выносливости, прыгучести и других двигательных качеств.

Учащиеся могут выйти, индивидуально или небольшими группами, на пришкольную площадку, на ближайший стадион, на дворовую площадку или в сквер-поиграть, побегать, покататься на велосипеде, на лыжах. Практикуется, например, такой способ: каждому классу учитель выделяет определенные часы для занятий в зале, но руководит занимающимися физорг класса, а учитель при необходимости только предварительно его инструктирует. Одна половина занятия, как правило, отводится на бег и гимнастику, другая - на игры.

Учитель может объявить, в какие часы он будет на школьной площадке (на ближайшем стадионе); к этому времени желающие собираются группами, в которых одни занимаются бегом, другие прыжками, третьи метаниями и т. д. Учитель, переходя от одной группы к другой, каждому ученику делает указания по нагрузке, по разучиванию техники движений.

Во время перемен между уроками надо предоставлять детям возможность для активного отдыха, чтобы в теплое время года они могли выходить во двор школы, а в холодное время года поиграть в заранее проветренной рекреации. Играют дети самостоятельно, небольшими группами. Затевать массовые игры и соревнования не следует.

И, наконец, нельзя не сказать о важности такого вида самостоятельных занятий, как упражнения в перерывах между приготовлением домашних заданий по общеобразовательным предметам. Нужно приучать школьников к регулярным физкультпаузам не только в школе, в группах продленного дня, но и дома.

Развитие самостоятельности учащихся - одно из основных направлений повышения массовости физической культуры среди школьников. Никакими усилиями невозможно добиться стопроцентного охвата школьников занятиями в спортивных секциях и спортивных школах, ведь многие школьники участвуют в других школьных кружках, учатся в музыкальных школах, на курсах. И только если каждый захочет найти и найдет время, чтобы самостоятельно позаниматься физическими упражнениями, задача достижения массовости в физической культуре школьников будет решена.


2. ВНЕКЛАССНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ


Внеклассная работа организуется школой для участия в ней детей (внешкольная-для учащихся разных школ). Внеклассная работа строится на добровольных началах и поэтому не должна включать обязательных видов соревнований, обязательных отчетных показателей и документов. Учебные планы внеклассных занятий также имеют не строго обязательный, а рекомендательный характер. Внеклассные занятия должны развивать навыки самостоятельной работы учащихся. Занятия должны быть не утомительны для детей, обеспечивать переключение с одних видов деятельности на другие, способствовать укреплению здоровья и физическому развитию школьников.

Формы внеклассных занятий не являются раз и навсегда устоявшимися. В связи с меняющимися интересами школьников, появлением новых популярных видов спорта, улучшением материальной базы школ и квалификации учителей и тренеров могут возникать разные варианты организации внеклассных занятий.

В настоящее время наиболее распространены физкультурные, спортивные и туристские кружки. Их организуют или для учащихся отдельных классов (если находят для них руководителя из числа родителей, учителей, старшеклассников), или для группы учащихся двух-трех параллельных или смежных (например, пятых и шестых) классов. Желательно, чтобы руководители окончили инструкторские курсы, организуемые при Дворцах пионеров, детских туристско-экскурсионных станциях, детско-юношеских спортивных школах.

Основное содержание занятий в кружках-разносторонняя физическая подготовка. Но могут быть и профилированные кружки (например, по бадминтону, акробатике, художественной или ритмической гимнастике, спортивному ориентированию, стрелковому спорту). К руководству ими привлекают квалифицированных руководителей, в основном из числа комсомольцев шефствующего предприятия, родителей, бывших спортсменов.

Кружковая работа имеет преимущество перед секционной в том, что может быть более разнообразной, ее легче организовать. Кружки создают не только для школьников начальных классов, но и для учащихся среднего и старшего возраста. С помощью ДОСААФ для старшеклассников могут быть организованы кружки по военно-прикладным видам спорта, с помощью туристско-экскурсионных станций-по различным видам туризма (пешему, велосипедному, лыжному, водному).

Спортивные секции рассчитаны на всех учащихся школы. Они состоят из учебных групп, формируемых с учетом физической подготовленности учащихся. Мальчики и девочки занимаются в разных группах. Лучше иметь одну спортивную секцию со всеми возрастными группами-детской (подгруппы 7-8, 9-10, 11-12 лет), подростковой (13-14 лет) и юношеской (15-17 лет), чем несколько секций с неполным набором возрастных групп. Тогда занимающиеся в секции за время учебы в школе могут пройти путь от новичка до спортсмена-разрядника; в секции сплачивается дружный, из года в год пополняемый коллектив.

Клубы ЦК ВЛКСМ «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Плетеный мяч», «Нептун» и другие объединяют детские команды (различных возрастных групп), организуемые в школах и по месту жительства школьников. Клубы и команды имеют свою эмблему и спортивную форму .

Деятельностью каждого клуба руководит совет, в состав которого входят капитаны команд, избираемые на общем собрании, а также представители общественности (председатель совета клуба становится членом общественного совета физической культуры в микрорайоне), в том числе ветераны спорта, родители, тренеры-общественники. Совет клуба проводит организационную и воспитательную работу, соревнования на призы клуба среди команд микрорайона, а также подготовку команд к участию в городских (районных) соревнованиях.

В группах продленного дня предусмотрено проводить ежедневно спортивный час. Занятиями руководят воспитатели или привлекаемые, постоянно или эпизодически, в порядке комсомольских поручений, старшеклассники. Основное содержание таких занятий - подвижные игры и развлечения, при возможности также прогулки на окраину города или села с играми на местности, элементами ориентирования, проведением туристских соревнований.

Школьные спортивные соревнования разделяют на массовые, в которых участвуют все или большинство учеников класса, и немассовые-с участием небольших команд. Главное внимание надо уделять массовым соревнованиям, как по основным видам спорта-легкой атлетике, лыжам, гимнастике, спортивным играм, так и по отдельным упражнениям, например бегу, прыжкам, а также комплексным, типа «Пионерское четырехборье», «Старты надежд», «Веселые старты», соревнования по многоборью.

Соревнования разделяются на внутришкольные (учебные, контрольные, товарищеские, первенства) и межшкольные (товарищеские встречи школьных команд, первенства района или города).

Для участия во внутришкольных соревнованиях формируют команды классов, а для участия в межшкольных- сборные команды из представителей разных классов. Они тренируются под руководством капитанов.

Для занятий туризмом в школе создаются кружки или клубы. Они организуют теоретические и практические учебные занятия: руководят проведением походов, туристских соревнований.

Большинство школ участвуют во всесоюзных играх «Зарница» и «Орленок». Руководство подготовкой школьных команд осуществляют штабы, в состав которых входят учителя и учащиеся.

В каникулярное время школы организуют спортивно-оздоровительные, оздоровительно-трудовые и туристские лагеря. Оздоровительный эффект и развитие двигательных качеств за месяц, проведенный в лагере, выше, чем за весь учебный год. Большое значение эти лагеря имеют и для обучения всех школьников плаванию.

Физкультурные праздники, как правило, организуются в связи с началом и окончанием учебного года, в День Советской Армии и в другие знаменательные даты. Обычно программа праздника включает торжественное открытие и закрытие (парад участников, награждение и пр.), спортивно-показательную часть (показательные выступления, соревнования) и массово-затейную (игры, аттракционы, конкурсы, викторины) .


3. ВНЕШКОЛЬНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ


Внешкольная работа - это образовательно-воспитательные занятия и массовые мероприятия для детей, проводимые во внеучебное время в специально созданных для этого учреждениях.

Внешкольные учреждения Министерства просвещения разделяются на два типа: специальные (или отраслевые) и универсального типа. К числу внешкольных учреждений, специально созданных для работы по физическому воспитанию учащихся, относятся детско-юношеские спортивные школы и детские стадионы.

Детские учреждения других профилей (экскурсионно-туристские станции, станции юных техников, юных натуралистов и другие) также уделяют внимание оздоровительной работе с детьми. Они организуют походы, создают лагеря. На станциях юных техников проводятся занятия техническими видами спорта, многие из которых связаны с двигательной активностью.

К детским учреждениям универсального типа относятся Дворцы и Дома пионеров, загородные и городские пионерские лагеря, детские парки. Физическое воспитание, как часть общей системы коммунистического воспитания детей, является одной из важнейших задач этих учреждений.

Работа по физическому воспитанию ведется не только в детских внешкольных учреждениях, но и во многих других общественных учреждениях. При добровольных спортивных обществах профсоюзов и ведомств имеются детско-юношеские спортивные школы, при Дворцах и Домах культуры, клубах, культурно-спортивных центрах, физкультурно-оздоровительных комбинатах - сектора, группы, кружки для детей и подростков, юношей и девушек; при парках культуры и отдыха-детские городки; детские площадки, клубы, секции, команды.

Цель внешкольных, так же как и внеклассных, занятий-здоровый и разумный отдых детей, удовлетворение их интересов, развитие индивидуальных способностей и склонностей, привитие навыков общественного самоуправления. Важной задачей является оказание помощи школе, комсомольской и пионерской организациям, семье в воспитании детей, в подготовке их к жизни и к труду.

Внешкольные учреждения являются инструктивно-методическими центрами по воспитательной работе среди школьников. Они оказывают помощь учителям и воспитателям по вопросам внеклассной работы в школе, обобщают и внедряют лучший опыт такой работы, помогают активу комсомольских и пионерских организаций в руководстве самодеятельной работой учащихся.

Деятельность каждого внешкольного учреждения, таким образом, складывается из непосредственно практической работы с детьми и оказания методической помощи педагогическим и ученическим коллективам школв их самодеятельной внеклассной кружковой и массовой работе .


4. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ


Все родители хотят, чтобыих ребенок рос здоровым, сильным и крепким, однако они часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены в первую очередь двигательной активностью ребенка, что помимо достижения определенного роста и веса он должен быть ловким, подвижным и выносливым.

Хотим мы этого или нет, но возрастающие требования к глубине и качеству знаний каждого человека, уменьшение движений и связанное с этим нарушение естественного образа жизни будут закономерно сказываться на наших детях. Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших детей в младенчестве, тем лучше они потом приспособятся к новым социальным условиям. Забота о формировании двигательных навыков ребенка, о достижении необходимого уровня ловкости, быстроты, силы и других качеств является первоочередной задачей матери и отца еще до поступления ребенка в школу.

Физическое воспитание - составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Порицая в ребенке рассеянность, беспорядок и непослушание, мы требуем и во время занятий повторять упражнение до тех пор, пока ребенку не удастся выполнить его правильно. Общение с ребенком родители должны осуществлять как бы в форме игры, при этом всегда следует учитывать возраст ребенка, его возможности. Во время занятий ценятся главным образом те упражнения, которые ребенок выполняет с радостью, без нажима со стороны взрослых, не подозревая о том, что подчиняетсяих желаниям. Мягкая, последовательная манера обращения с ребенком требует от родителей большого терпения и самообладания.

Не должно возникать ссор и споров, которые могли бы отвратить ребенка от занятий и тем самым лишить его благотворного влияния физического воспитания.

Чтобы у родителей с детьми получались упражнения, чтобы они не допускали возможных погрешностей и ошибок, следует обратить внимание на следующие указания и рекомендации .


1 КОГДА НАЧИНАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ


Начинайте заниматься с ребенком с первых же дней его жизни. Бережно относитесь к нежным тканям младенца, вооружившись основательными знаниями, подробно приведенными в специальной литературе. Основным периодом занятий родителей с детьми является возраст от 2 до б лет. Но и после 6 лет не следует прекращать занятий в семье, хотя в этом возрасте появляются и другие возможности для физического развития ребенка - в школе, физкультурном обществе и культурно-просветительных учреждениях, где ребенок занимается под руководством специалиста .


2 СКОЛЬКО ЗАНИМАТЬСЯ


Возможность включить в распорядок дня совместные занятия одного из родителей с ребенком существует почти всегда. Необходимо уделять ребенку ежедневно хотя бы несколько минут. Постарайтесь определить оптимальное время дня для занятий в режиме вашей семьи и затем придерживайтесь его. Прежде всего, следует соблюдать принцип систематичности, чтобы ребенок постепенно привыкал к занятиям, чтобы они стали для него ежедневной потребностью.

Продолжительность занятий родителей с ребенком различна. Она зависит от возраста ребенка, от наличия свободного времени у родителей, от времени суток, а также от того, что делает ребенок до или после занятий (если ребенок устал после долгой прогулки или же прогулка еще предстоит, продолжительность занятий будет меньше, чем после отдыха).

Утренние занятия обладают тем преимуществом, что сразу после сна «разминаются» мышцы тела, улучшается кровообращение в тканях. Во время зарядки лучше использовать легкие и уже знакомые упражнения, поскольку обычно не хватает времени и терпения для разучивания новых, более сложных упражнений. Продолжительность утренних занятий - не более 10 мин.

До обеда обязательно дайте ребенку возможность погулять, покататься на детском самокате или велосипеде, поиграть в песочнице, с игрушками, особенно на свежем воздухе. Если есть время, можно в эти часы провести 15-20-минутный более интенсивный урок, включив в него упражнения для больших групп мышц.

После обеда необходим покой; ребенок дошкольного возраста должен спать или хотя бы спокойно лежать не менее 2 ч. После сна полезны непродолжительные взбадривающие упражнения и более длительные, по возможности на открытом воздухе.

Занятия во второй половине дня должны предоставить ребенку больше времени для освоения разнообразных движений с предметами (игрушки, велосипеды, самокаты) и для упражнений на различных снарядах (гимнастические стенки, качели, горки), желательно в обществе сверстников. В эти же часы удобно провести более длительное занятие физкультурой с одним из родителей (около 20 мин).

Упражнения перед ужином - наиболее частая форма совместных занятий, так как родители, как правило, дома и хотя бы один из них может заняться ребенком. В этот период есть время для разучивания акробатических упражнений, проведения игр и совершенствования достигнутых результатов. Продолжительность занятий с детьми до 6 лет - 20-30 мин, с шестилетками - до 45 мин.

После ужина заниматься с детьми физкультурой не рекомендуется: интенсивная двигательная деятельность после еды вредна (это касается любого времени суток), а кроме того, после физических упражнений дети трудно засыпают.

Обязательно нужно использовать любую возможность подвигаться вместе с ребенком на свежем воздухе. Чаще всего она представляется в выходные дни .


3 КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РЕБЕНКА ЗАНЯТИЯМИ ФИЗКУЛЬТУРОЙ


Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой - он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятие в скучный урок. Дошкольники еще не испытывают потребности учиться в буквальном смысле слова. В связи с этим занятия должны проходить в виде игры. Постепенно вовлекайте ребенка во все новые игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы ребенок закрепил изученные движения. Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он уже умеет. Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развиваются уверенность в своих силах и стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.

Если у ребенка нет желания заниматься, проанализируйте причины такого негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более благоприятные условия. Некоторые полные дети не любят заниматься потому, что им тяжело двигаться, они склонны к лени. Таких детей следует лечить с помощью диеты и всячески стремиться привлечь к занятиям, чтобы они не отставали в двигательном развитии. Кроме похвалы, поощрением для них может служить и убедительное объяснение, почему так необходимы занятия физкультурой (чтобы он не был похож на медвежонка, чтобы его не перегнали другие дети, чтобы он скорее научился плавать, кстати, полные дети обладают прекрасными данными для освоения плавания) .


4.4 КАК ОБЕСПЕЧИТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ ЗАНЯТИЙ


Каждое движение, которое вы выполняете с ребенком, должно быть правильно выбрано и хорошо выполнено, возможность какого-либо ущерба для здоровья должна быть полностью исключена. Конечно, очень важно обеспечить безопасность, страховку и помощь ребенку, но в то же время неоправданная и излишняя боязливость мешает ребенку стать самостоятельным. Обратите внимание на основные правила безопасности, которые следует соблюдать при воспитании у ребенка смелости.

Поднимая ребенка, никогда не держите его только за кисти - обязательно целиком за предплечье, поскольку кости и мышцы запястья еще недостаточно окрепли. Наиболее безопасно поддерживать ребенка за бедра. При выполнении акробатических упражнений очень важны положения рук взрослого, предохраняющие позвоночник от неправильного изгиба и голову от неудачного поворота или удара. Все эти захваты должны основываться на скрупулезном знании возможностей вашего ребенка.

Каждое новое упражнение осваивайте медленно и постоянно поддерживайте ребенка, чтобы он испытывал чувство уверенности. При дальнейшем повторении можно ускорить темп упражнения и постепенно исключить всякую помощь ребенку, чтобы он как можно скорее выполнил это упражнение самостоятельно (например, проход по узкой скамейке, лазанье по лестнице, спрыгивание с нижней ступеньки). Постоянно подстраховывайте ребенка, будьте готовы в нужный момент быстро его подхватить.

Учите ребенка быть внимательным на занятиях, чтобы он сам заботился о безопасности. Более сложные упражнения и прыжки следует всегда выполнять на мягкой подстилке (на ковре, траве). Стремитесь предотвратить опрометчивость и небрежность ребенка, особенно при выполнении упражнений на высоте.

Длительное удерживание трудных поз в раннем возрасте недопустимо - через 2-5 с. необходимо вернуть ребенка в исходное положение. Лучше несколько раз повторить упражнение.

Вис на руках полезен для формирования опорно-двигательного аппарата, развития силы и силовой выносливости. Необходимо простые висы заменять смешанными.

При обучении лазанью не разрешайте ребенку залезать выше того уровня, на котором можете его достать, т. е. максимально до 2,2 м. Только когда лазанье будет освоено в совершенстве (например, по наклонной лестнице), можно позволить ребенку старше 3 лет самостоятельно залезать и выше.

Никогда не используйте для соревнования наиболее опасные упражнения. Всегда выполняйте их медленно и сосредоточенно, чтобы ребенок не ослабил внимание, а вы не допустили оплошности при подстраховке.

Избегайте упражнений, при которых ребенок излишне прогибается в поясничном отделе, так как большинство детей как раз нуждаются в выпрямлении этой части позвоночника. К неподходящим упражнениям подобного рода относятся, например, «колыбелька на животе» (ребенок, лежа на животе, прогибается, держась за ступни) или популярная «тачка» (ребенок опирается о землю руками, а взрослый держит его за ноги и продвигается с ним вперед; здесь опасна также большая нагрузка на руки) .


4.5 КАК ПОДГОТОВИТЬ МЕСТО И ИНВЕНТАРЬ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ


Любое движение активизирует дыхание ребенка, увеличивает потребление кислорода. В связи с этим следует отдавать предпочтение занятиям на свежем воздухе, в том числе и зимой, когда при выполнении упражнений усиливается снабжение крови кислородом и можно вдыхать чистый воздух. Только дождь и ветер могут быть помехой для занятий на улице.

Помещение, где вы занимаетесь с ребенком, всегда следует хорошо проветривать, обязательно открывайте окна, а зимой хотя бы форточку. Нельзя заниматься на кухне, где воздух засорен запахами пищи, сохнущего белья и т. п. Помещение должно быть чистым, хорошо освещенным и относительно теплым (16-18°). В целях безопасности необходимо убрать те предметы, которые мешают двигаться или могут разбиться; достаточно места должно отводиться для выполнения акробатических упражнений и проведения игр. Самая удобная подстилка для смягчения прыжков - ковер (разумеется, хорошо выбитый) или же что-то другое (например, сложенное покрывало). Мягкую подстилку на улице заменит газон (очищенный от опасных осколков и грязи), песок или солома.

Следите за тем, чтобы дети не бегали и не прыгали на мостовой, на бетоне или на кафеле: свод стопы у дошкольников только формируется и поэтому требует эластичной подкладки, а ни в коем случае не твердой. Для занятий бегом или прыжками хорошо подходят тропинки в поле или парке, газоны, лесной мох и т. п.

Активный интерес к физическим упражнениям пробуждают у детей разнообразные игрушки и предметы, которые имеются в доме (мячи, обручи, круги, кегли, скакалки, кубики, а также санки, лыжи, надувные резиновые игрушки, качели, лесенки). Дети, которые лишены таких игрушек, имеют, естественно, меньший двигательный опыт, а потому и менее ловки и проворны, менее подвижны и смелы, у них замедленная реакция. Ребенку нужно предоставить возможность что-нибудь катать, бросать, брать предметы различных величин, формы и цвета, безопасно лазать, взбираться по лестнице, качаться и т. п. К сожалению, в современных квартирах нет условий для полноценного двигательного развития ребенка, поэтому родителям следует создать все необходимые условия на улице, покупать разнообразные игрушки, которые бы непосредственно побуждали детей двигаться. Часто в семье склонны приобретать очень дорогие, но совершенно бесполезные для здорового роста ребенка игрушки. В связи с этим помните: чем лучше вы научите ребенка радоваться движению и пребыванию на природе и чем меньше избалуете его комфортом, который порождает лишь бездеятельность и лень, тем лучше подготовите его к самостоятельной жизни .


6 КАК ОДЕТЬСЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ


Одежда для занятий физкультурой должна быть такой, чтобы не затруднять движений и обеспечивать как можно больший доступ воздуха к кожному покрову тела. Дома и в летнее время на улице дети могут заниматься только в трусиках и босиком, в более прохладное время - в спортивном костюме и легкой, мягкой обуви. Особое внимание обращайте на тесные резинки на поясе и под коленями (гольфы долой!), на не гигиеничность использования резиновой обуви, в которой парится нога, на ненужные подтяжки и слишком теплую одежду, которая стесняет движения и не позволяет наблюдать за движениями позвоночника, лопаток, следить за осанкой и т. д. Специальная одежда требуется для занятий зимой. Лучше надеть на ребенка два легких свитера, чем не пропускающий воздух комбинезон или тяжелое пальто. По возвращении с катания на санках или лыжах ребенка необходимо переодеть в сухую одежду, переобуть и согреть теплым питьем .


На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

  1. При рассмотрении вопросов обучения и воспитания в процессе по физическому по воспитанию учащихся одной из актуальных тем является взаимосвязь деятельности -школы, общественности и семьи. Необходимо обязательно учитывать совместных усилий школы, общественности и семьи. В частности, при раскрытии сущности и закономерностей воспитания речь идет о том, что его успех во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи, общественности и школы.
  2. К внеурочным относят все формы коллективных и индивидуальных занятий до начала уроков, в режиме школьного дня и по окончании уроков, включая занятиявовнешкольных учреждениях. Проводятся они школьниками как самостоятельно, так и под руководством учителей или инструкторов-общественников.
  3. Внеклассная работа организуется школой для участия в ней детей (внешкольная-для учащихся разных школ). Внеклассная работа строится на добровольных началах и поэтому не должна включать обязательных видов соревнований, обязательных отчетных показателей и документов. Учебные планы внеклассных занятий также имеют не строго обязательный, а рекомендательный характер. Внеклассные занятия должны развивать навыки самостоятельной работы учащихся. Занятия должны быть не утомительны для детей, обеспечивать переключение с одних видов деятельности на другие, способствовать укреплению здоровья и физическому развитию школьников.
  4. Внешкольная работа - это образовательно-воспитательные занятия и массовые мероприятия для детей, проводимые во внеучебное время в специально созданных для этого учреждениях. Внешкольные учреждения Министерства просвещения разделяются на два типа: специальные (или отраслевые) и универсального типа. К числу внешкольных учреждений, специально созданных для работы по физическому воспитанию учащихся, относятся детско-юношеские спортивные.
  5. Не должно возникать ссор и споров, которые могли бы отвратить ребенка от занятий и тем самым лишить его благотворного влияния физического воспитания. Чтобы у родителей с детьми получались упражнения, чтобы они не допускали возможных погрешностей и ошибок, следует обратить внимание на вышесказанные указания и рекомендации.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Богдагов Г.П. Школьникам - здоровый образ жизни. М.: Физкультура и спорт, 1989. - 192 с.
  2. Введение в теорию физической культуры. \Под ред. Л.П. Матвеева. - М.: ФиС, 1983. - 128 с.
  3. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техн. Физ. Культ. \Под ред. А.А. Гужаловского. - М.: ФиС, 1986. - 352 с.
  4. Советская система физического воспитания \Под ред. Г.И. Кукушкина. - М.: ФиС, 1975 - 558 с.
  5. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов \Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
  6. Физическая культура. 4-й класс: Экспериментальное учебное пособие по физической культуре для учащихся общеобразовательных школ/Под ред. В. С. Каюрова и 3. И. Кузнецовой.-М.: Физкультура и спорт, 1981, 150 с.
  7. Физкультура для всей семьи. - 2 изд. стереотип. /сост. Козлова Т.В., Рябухина Т.А.- М.: Физкультура и спорт, 1990. - 463 с.
Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!