Женский журнал Ladyblue

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе "дети войны". Проектная работа по воспитанию патриотических чувств у детей старшей группы: «Сильные и смелые

Краткосрочный мини - проект по патриотическому воспитанию для детей 5-6 лет "Азбука родного края"

Разработала методист МБОУДОД "Дом детского творчества" г.Краснослободск, Республика Мордовия, Родькина Наталья Петровна.

Описание. Предлагаю краткосрочный исследовательский мини - проект по патриотическому воспитанию дошкольников "Азбука родного края". Я считаю, что материал будет интересен педагогам ШРР, педагогам дошкольных учреждений. Срок реализации (октябрь - апрель). Возраст детей (5 - 6 лет).
Актуальность проекта.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. В настоящее время государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накоплений знаний представлений об окружающем, это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатства малой Родины. Чувство любви к родному дому, краю, природе - одно из слагаемых патриотизма. Нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально.
Важно пробудить интерес к истории своей семьи, родного города. Следует начинать с более близкого детям понятия – «малой Родины», оно понятно и доступно их пониманию, ведь у детей уже сформированы чувства к близким (к своей семье). В привитии любви к Родине важно соблюдать последовательность: от близкого - к далёкому, от малого - к великому (мой дом - моя улица - мой город - моя страна - моя планета) .

Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
1. Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, городу, к природе родного края.
2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою Родину.
3. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и школы раннего развития.
4. Знакомить детей с символами государства, родного города (герб, флаг, гимн).

Краткосрочный исследовательский проект "Азбука родного края" рассчитан на детей 5-6 лет, посещающих школу раннего развития "Колокольчик".
Срок реализации октябрь-апрель 2014- 2015г.г.
Участники: дети, педагоги, родители.

Проект включает в себя несколько этапов:

I этап
- "Погружение в проблему". На первом этапе были определены: тема и название проекта. Тема имеет значимость: её исследование является первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

II этап
- "Организация и осуществление деятельности". На втором этапе изучался имеющийся материал, собиралась дополнительная информация, проводилась совместная деятельность педагогов, детей, родителей.

III этап - "Практический".
- рассматривание иллюстраций, альбомов;

Составление слов - патриотической направленности, определение количества слогов в них, определение твердых и мягких звуков в словах - названиях птиц;
- конструирование из бумаги "Моя улица";
- подборка рисунков для альбома Дом, в котором я живу;
- подборка фотографий для альбома "Наш любимый город";
- знакомство с государственной символикой;
- целевые прогулки по теме "Мой город, дороже которого нет";
- чтение стихов, рассказов о Родине;
- оформление стенда "Мой любимый город";
- конкурсно - игровая программа "Папа, мама, я - дружная семья";
- игра-викторина "Знатоки малой родины";
- экскурсия в краеведческий музей;
- рассказы детей о семье;
- фотовыставка "Моя семья";
- дидактические игры.

Родителями были подготовлены фотографии, которые были использованы для оформления альбома, стенда, презентации. Совместно с детьми участвовали в конкурсно - игровой программе.

IV этап - "Подведение итогов проекта".
- дети разучивали на занятиях стихи о Родине, о родном городе;
- рассказывали о своей семье;
- принимали участие в семейной игре "Папа, мама, я - дружная семья";
- оформлены альбомы детских рисунков, фоторабот;
- оформлена выставка детских работ из бумаги "Моя улица";
- оформлен стенд "Мой любимый город"
- родители испытали чувство удовлетворения от совместной деятельности с детьми, а также от успехов детей;
- педагоги на примере методических разработок показали формы участия детей в проекте.

III. Ожидаемый результат реализации программы
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Дети 5-6 должны знать:
Краткие сведения об истории города, республики.
Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей.
Знать герб, флаг своего города.
Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д., творчестве, государственных праздниках и т.д.
Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
3. Использование результатов работы
Подготовка и проведение методических мероприятий (МО, педсоветов).
Оформление результатов работы.
Публикация в СМИ.
Материальные ресурсы:
1. Проектор
2. Экран
3. Фотоаппарат
4. Принтер
5. Канцтовары
6. Ноутбук
7. Ватман
8. Книги

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему:

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

Выполнила воспитатель МБДОУ № 277: Татаринова Вера Геннадьевна

2016г.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

«С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять…»

М. Матусовский

Актуальность разработки и реализации проекта

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё. Край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д.С. Лихачев

В последние идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

«Ты вспоминаешь не страну большую,

Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,

Какой её ты в детстве увидал.»

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

    обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

    воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;

    формирование мира и межличностных отношений и т.д.

Проблема:

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.

Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города, области, страны.

Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств.

Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.

Отсутствие эффективной системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ.

Цель проекта:

* Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.

Задачи:

1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края;

2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям;

3. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города;

4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.

5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.

6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

7. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.

В рамках реализации проекта используются следующие технологии:

Личностно- ориентированного обучения и воспитания. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

Развивающего обучения. Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и поддерживает личностное развитие ребенка.

Индивидуального обучения. Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.

Информационно-коммуникационные . В современном мире при все нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.

Развития творчества. Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.

Игровая. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.

Проектная. Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным краем положены следующие принципы:

Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан пополнить «Русскую избу новыми экспонатами,. Изготовить фотовыставку.

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном посёлке с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности . Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной библиотекой, средней школой и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями края.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведётся по следующим направлениям:

- формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ; формирование элементарных знаний о правах человека и т. д.

- воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей.

- развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы приходить к результатам.

Средства реализации поставленных задач:

Развивающая предметно – пространственная среда;

Развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение);

Метод детских проектов.

Формы работы с детьми:

непосредственно образовательная деятельность;

тематические беседы;

презентации;

календарные праздники;

развлечения, досуги;

экскурсии;

пополнение развивающей среды,

* выставки детских работ, семейных коллекций

Ожидаемые результаты:

Прогнозируемый результат на уровне ребенка:

Освоение детьми доступных знаний об истории родного края;

Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;

Расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
- расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;

Сформированность системы понятий духовных семейных ценностей,

самовыражение творческих способностей детей;
-обогащение знаний детей о музейной культуре;
-сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;

Прогнозируемый результат на уровне родителей:

Повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно- патриотического воспитания.

Активизирован интерес родителей к себе как к педагогам-воспитателям.

Обогащен опыт психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями.

Развиты исследовательские, проектировочные, коммуникативные, организаторские, рефлексивные способности;

Сформировано желание сотрудничества с детским садом;
- укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.
Прогнозируемый результат на уровне педагогов:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
- творческая самореализация в профессиональной деятельности.
Прогнозируемый результат на уровне ДОУ:
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности;
- создание мини-музея «Мой город в истории Великой Отечественной войны» для обогащения развивающей среды по гражданско-нравственному воспитанию дошкольников;
-создание единого социума: педагоги-дети-родители-общественность в сфере гражданско-патриотического развития личности дошкольника.

Целевые участники проекта:

Тип проекта : практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный

Условия реализации проекта: заинтересованность педагогов, детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Сроки реализации: 1 год.

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап - подготовительный, включает в себя:

1. анкетирование родителей знаний и представлений о родном крае, его истории, достопримечательностей,

2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края,

II этап - основной, включает в себя формы работы с детьми (см. выше).

III этап - итоговый, включает в себя:

1. итоговое диагностирование детей,

2. повторное анкетирование родителей.

Разделы программы , содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Перспективный план работы по реализации проекта

Сентябрь

Тема: «Летопись моей семьи»

Тема: «Моя родословная»

Задачи:

    Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;

    Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.

    Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;

Формы проведения:

Беседа «Что я знаю о своей семье»,

Выставка детских рисунков «Моя семья»;

Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;

Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе» о семье;

Семейный мини – проект: составление генеалогического древа «Моя родословная»

Октябрь

Тема: «Герб нашей семьи»

Тема: «Родительский дом - начало начал» (семейные праздники и традиции)

Тема: «Профессии моих родителей»

Задачи:

    Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;

    Продолжать работу по изучению своей семьи, придумать совместно с родителями герб своей семьи;

    Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;

    Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности;

Формы проведения:

Семейные мини – проекты: «Герб семьи», «Мозаика семейной истории» - проект по изучению семьи

Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем»

Физкультурный досуг «Мама, папа, я – вместе дружная семья»

Изготовление поделок на день Матери.

Участие в субботнике по уборке территории детского сада.

Заседания в Детско-родительском клубе по теме: «Семейные традиции - связь поколений» (распространение положительного семейного опыта нравственно-патриотического воспитания)

Семейный праздник «Все вместе, так и душа на месте».

Ноябрь

Тема: «История и достопримечательности района».

Тема: «Природа района»

Задачи:

    Вызвать интерес к истории возникновения района

    Закрепить знания детей о достопримечательностях родного района;

    Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками района.

    Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному району, желание сделать его еще красивее.

    Формировать представления детей об улице, на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, чем она знаменита)

    Расширять знания детей о природе родного района;

Формы проведения:

Презентации: «История и достопримечательности Советского района»

Фотовыставка «Осень в нашем районе»

Привлечение родителей к обустройству участка детского сада, облагораживанию дворовых территорий.

Конструирование: «Улицы Советского района».

Выставка рисунков: «Осенняя природа».

Семейный мини-проект: «Любимые места в районе»

« О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями).

Конкурс рассказов «Биография моей улицы»

Беседа «Что такое парки», «На какой улице ты живешь?»,

Декабрь

Тема: «Промышленность района».

Тема: «Спорт, культура и отдых в Советском районе».

Задачи:

    Дать знания детям о промышленных объектах, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.

    Познакомить со спортивными учреждениями района: Дворец спорта профсоюзов, бассейн «Дельфин», бассейн «Олимп», Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А. С. Пушкина, дом детского творчества Советского района, музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья Нагорный;

    Повышать интерес родителей, путем привлечения к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач семьи и детского сада.

Формы проведения:

Промышленные предприятия района (заочная экскурсия по району, фронтальная беседа)

Самые главные профессии людей, занятых на производстве (устный рассказ)

Чтение художественной литературы: «Кем быть? » И. Карпова (серия книг о профессиях).

«Чем пахнут ремесла? » Д. Родари, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов.

Презентация: «Достопримечательности района. Культура и отдых».

Экскурсия в музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья.

Презентация: «Спорт в родном районе».

Спортивное мероприятие «В здоровом теле - здоровый дух».

Конкурс поделок и рисунков: «Дед Мороз и Снегурочка в спорте».

Январь

Тема: «Мой родной город Нижний Новгород»

Тема: «Архитектура моего города»

Задачи:

Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Познакомить детей с символикой нашего города (флаг, герб, гимн);

Поддерживать интерес детей и взрослых к истории города;

Закрепить знания детей об архитектуре родного города; познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного города. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее.

Познакомить детей с реками Ока и Волга; их расположением на карте,

Формы проведения:

Демонстрация видеофильма «Мой родной Нижний Новгород»,

«Откуда пошла Земля Нижегородская?»

Выставка фотографий исторических зданий города Нижнего Новгорода
Беседа «Что такое парки»

Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?»

«Знай и люби свой город» (конкурс рисунков, сочинения, мини-доклады)

Конкурс чтецов «Мой родной Нижний Новгород»

Февраль

Тема: «Памятные места родного города»

Тема: «Люди, прославившие наш город»

Тема: «Будущие защитники Нижнего Новгорода»

Познакомить детей с самыми известными памятниками г. Нижнего Новгорода;

Задачи:

    Воспитывать чувство уважения профессиям и труду взрослых;

    Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;

    Познакомить с творчеством художников, писателей, поэтов нашего города;

    Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии;

    Способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своего города.

Формы проведения:

Презентация «Экскурсия к памятным местам города»;

«Если бы я был мэром города, что бы я сделал для Нижнего Новгорода?» - беседа-рассуждение

«Моя малая Родина». Сценарий тематического вечера-досуга (для детей старшего дошкольного возраста)

Беседы « Что значит быть настоящим мужчиной?»

Календарные праздники: «День Защитника Отечества»,

Фотоконкурс «Они защищали нашу Родину»

Март

Тема: « Мой край родной – частица нашей Родины». (знакомство с Нижегородским краем)

Тема: «История нашего края»

Задачи:

    Расширять и уточнять знания детей о родном крае;

    Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию своей малой Родины;

    Формировать представления детей о разных населенных пунктах. Познакомить с особенностями труда жителей города и села. Учить находить между городом и селом сходства и отличия;

    Познакомить с народными прикладными промыслами области;

    Познакомить детей с картой нижегородской области, обратить внимание на соседние города и области;

    Дать понятия «физическая карта», «земная поверхность» (показать, что вся территория области на карте имеет разную окраску);

    Расширять знания детей об истории родного края

Формы проведения:

Рассматривание иллюстраций о Нижегородском крае.

Работа с картой Нижегородской области (отметить вместе с детьми главные города области);

Знакомство с художественными промыслами (хохлома, городецкая роспись, богородская игрушка)

Рисование на тарелке из папье - маше «Подарок маме» (по мотивам городецкой росписи)

Просмотр видеофильмов о Н. Новгороде.

Изготовление альбома о Нижегородском крае.

Консультация: «Как знакомить детей с историческим прошлым Нижегородского края.

Краеведческий час: «Жемчужина России – Нижегородский край»

Апрель

Тема: «Люди земли Нижегородской»

Тема: «Природные богатства земли Нижегородской»

Задачи:

    Расширить представления о труде людей родного края: познакомиться с профессиями и деятельностью тружеников области;

    Познакомить детей с известными людьми, прославившими родной край: И.П. Кулибин, Н.И. Лобачевский, Е.А. Евстигнеев, В.С. Коноваленко и другие;

    Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края,

    Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.

    Расширять и систематизировать знания детей о водоемах области;

    Уточнить знания детей о правилах поведения на воде;

    Учить детей беречь и заботиться о реках и озерах области;

    Углубить знания о растительном и животном мире края, среде обитания, обычаях и приспособлении к жизни; охране окружающей среды;

Формы проведения:

Презентация: «Известные люди края Нижегородского»

Семейный проект: «Мы – таланты Нижегородской области».

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию», «Кем быть?»

Подготовка сообщений о растениях и животных лесов, полей, лугов родного края;

Отгадывание загадок и ребусов о животных области;

Дид. игра «Кто где живет?»

Лепка животных и птиц области;

«Конкурс знатоков флоры и фауны Нижегородской области» (совместно с родителями);

Изготовление гербария лекарственных растений области;

Подготовка мини-сообщений о пользе лекарственных растений;

Изучение Иллюстрированного справочника по лекарственным растениям;

КВН «Знатоки родного края»,

Май

Тема: «Знаю. Помню. Горжусь.»

Тема: «Мы эковоины земли нижегородской».

Задачи:

    Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны;

    Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну;

    Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом и областью, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках, парках.

    Формировать представления детей о проблемах загрязнения окружающей среды;

    Расширять знания детей о природе родного края, экологическом состоянии природы;

    Совершенствовать знания о нормах и правилах поведения в природе;

    Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;

    Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, их роль в экологии города;

Формы проведения:

Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

Рассказ о детях-героях войны;

Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

Литературно-музыкальная гостиная «Знаю. Помню. Горжусь.»

Конкурс рисунков: « Деревья в нашем парке»,

Видео-презентация «Интересные факты о деревьях»

Участие в Народной Экологической Акции «Городская Экобомба» при содействии проекта «Главное- Дети» (посадка с детьми на территории детского сада деревьев: сибирский кедр и пихта).

«Виртуальное путешествие по лесам области»;

Музыкально-тематический праздник «Люблю тебя, мой край родной!».

Список художественной литературы для чтения детям: Гержидович Л. «Приглашаю в лес гулять», А. Береснев « Как дела, лесной народ?»

Приложение 1

Анкета для родителей

    Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

    воспитание любви к Родине;

    воспитание уважения к старшему поколению;

    воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;

    знание истории своей страны;

    другое - _______________________________________________________________

    затрудняюсь ответить.

    Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

    да;

    нет;

    затрудняюсь ответить.

    Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

    прививать детям уважение к людям своей страны;

    познакомить с обычаями и традициями своего народа;

    формировать бережное отношение к природе и всему живому;

    расширять представления о родной земле, её столице, городах;

    ознакомление с историческим прошлым России;

    воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

    Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?______________________________________________________

    Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

    да;

    нет;

    затрудняюсь ответить.

    Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?_____________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы для планирования более результативной работы по патриотическому воспитанию в детском салу. Большая просьба - внимательно прочитать анкету и ответить на поставленные вопросы. Благодарим вас!

1). Считаете ли Вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?

2). Как Вы развиваете представления о своей малой родине, отношения к ней у своего ребёнка?

3). Как Вы считаете, с какого возраста ребёнка нужно знакомить с историей родного края, его символикой, культурным наследием?

4). Как Вы воспитываете у Вашего ребёнка любовь к родному району, городу, стране?

5). Есть ли у Вашего ребёнка любимое место в родном районе, городе?

6). Считаете ли Вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?

7). Какие формы взаимодействия с педагогами в детском саду по воспитанию социальной компетентности маленького гражданина были бы Вам интересны?

- «круглые столы» со специалистами по данной теме;

Совместные экскурсии, походы;

Конкурсы по темам истории и современности Советского района, Нижнего Новгорода и России;

Встречи для родителей по проблемам воспитания гражданских чувств у современных

дошкольников;

Домашнее чтение ребёнку предложенной литературы, обсуждение событий из истории страны;

Другое.

Приложение 2.

«Как воспитать маленького патриота»
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

    Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

    Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

    Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

    Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

    Расширяйте собственный кругозор.

    Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

    Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

    Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Литература:


1. Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования. Уфа:БГПУ, 2006
2. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение.1987

3. Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004.
4. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5.
5. Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6.

6. Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – No 3.

7. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

8. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

9. Комратова Н.Г., .Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.

10. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1.

11. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

12. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н.А. Арапова-Пискурева -М.,2005.

13. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс, 2003
14. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс
15. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. 2. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2014
16. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005.

17. Интернет – ресурс: Википедия.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Садовский детский сад

Проект

«Поклонимся великим тем годам!»

Старшая разновозрастная группа

Воспитатель.

Актуальность темы

Поклонимся великим тем годам.

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...».

Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

9 Мая! Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки.

В МКДОУ Садовский детский сад создан проект, который мы назвали «Поклонимся великим тем годам». Цель данного проекта: воспитание гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников, гордости за подвиг народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.

Творческий проект нашего дошкольного учреждения «Поклонимся великим тем годам…» будет осуществлен в период с октября 2014года по май 2015 года, и работа в данном направлении продолжается по настоящее время. Глядя на наших ребят, можно с уверенностью сказать, что память о героях Великой Отечественной войны будет жить. Поклонимся великим тем годам…

Информационная карта проекта

Организация: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Садовский детский сад.

Адрес: Ульяновская обл., Новоспасский район, с. Садовое, ул. Школьная, 3

Вид, тип проекта : долгосрочный, творческий

Участники проекта: дети, родители, воспитатели

Цель : воспитание гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.

Задачи:

    способствовать воспитанию у каждого ребенка нравственно-патриотических чувств к Родине, ветеранам войны, воинам российской армии. Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает родину;

    расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны;

    развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношений со взрослыми;

    способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о ветеранах. Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей, услышанных дома историй о близких, показывая их фотографии;

    обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок;

    организовать деятельность детей, родителей, направленную на создание праздничного концерта;

    вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.

Место проведени я: МКДОУ Садовский детский сад

Возраст детей: 5 – 7 лет

Ожидаемые результаты:

    понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека;

    создание рукописной книги об участниках ВОВ – близких и родных воспитанников, сотрудников ДОУ;

    вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ;

    повышение социальной компетентности дошкольников;

    оформление выставки детского творчества ко Дню Победы;

    создание в ДОУ стенда о Великой Отечественной войне;

    праздник «День Победы»

План реализации проекта

1 этап – подготовительный

    составление плана деятельности

    сотрудничество с родителями

    подбор литературных произведений о войне

    подбор музыкальных произведений на военную тему

    подготовка цикла бесед о ВОВ

2 этап – основной, организационно-практический

Работа с родителями

    Информация в родительском уголке

    Индивидуальные и групповые консультации по организации выставки «Я рисую мир»

и проведению праздника

    Подготовка презентации «Нам дороги эти позабыть нельзя»

Работа с детьми

    Чтение и обсуждение произведений о войне

    Экскурсия к памятнику погибшим воинам, расположенному на улице Советской

    Рассматривание иллюстраций

    Изготовление рисунков на тему «Я рисую мир»

    Индивидуальные беседы о войне

    Разучивание стихов, песен о войне

    Изготовление пригласительных билетов на праздник.

    Изготовление подарков приглашенным ветеранам

    Репетиции

    Изготовление рисунков на выставку

3 этап – заключительный

    Выставка рисунков «Славный День Победы»

    Праздник «День Победы»

    Презентация рукописной книги об участниках Великой Отечественной войны

План работы с детьми старшей разновозрастной группы по патриотическому воспитанию.

Октябрь 2014года.

Дата проведения.

Планируемые мероприятия.

Результативность.

Экскурсия к памятнику погибшим воинам. Возложение цветов.

Фотоматериалы.

Беседа «Каким должен быть настоящий воин».

Составление словаря прилагательных.

Знакомство с символами государства.

Игра «Собери флаг»

Богатыри – защитники Руси.

Рассматривание репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»

Книжная гостиная.

Слушание и обсуждение былины «Илья Муромец и Соловей - разбойник»

Ноябрь 2014года.

Дата проведения.

Планируемые мероприятия.

Результативность.

В единстве наша сила.

Встреча с библиотекарем.

Посещение сельской библиотеки.

«Сильные, ловкие. Кто это? Это мы!»

Знакомство с праздником «День милиции»

Игра – эстафета.

Богатырская наша силушка.

Слушание аудиозаписи сказок о богатырях

Конкурс рисунков «Мои герои»

(защитники страны)

Вернисаж детских рисунков.

Разучивание песни о героях России.

Совместная работа с музыкальным руководителем.

Музыкальный репертуар.

Декабрь 2014года.

Дата проведения.

Планируемые мероприятия.

Результативность.

Самый главный закон! Познакомить детей с конституцией.

КВН «Ваши права дети!»

Чтобы помнили….

Экскурсия в школьный музей.

Книжная гостиная.

Л. Кассиль «Твои защитники»

Физкультурный досуг

Игра «Переправа»

Работа с родителями

Стенд «Наши славные прадеды»

Январь 2015года.

Дата проведения.

Планируемые мероприятия.

Результативность.

Никто не забыт…

Фотовернисаж.

(Фотографии дедушек и бабушек)

Солдаты России.

Знакомство с книгой памяти.

Книжная гостиная.

Разучивание стихотворения.

Е Благинина «Шинель»

Февраль 2015 года.

Дата проведения.

Планируемые мероприятия.

Результативность.

Разучивание стихов и песен ко дню защитников Отечества.

Песни и стихи о Российской армии.

«Хороший ли вы отец?».

Консультация для родителей.

Наш вернисаж «Хочу быть как папа».

Конкурс рисунков

Музыкальный праздник

«День Защитника Отечества».

Фотоматериалы.

Март 2015 года.

Дата проведения.

Планируемые мероприятия.

Результативность.

Разучивание пословиц о Родине, воинах, армии.

Составление словаря с пословицами для детей.

Рассматривание альбома

«Наша армия»

Пополнение альбома новыми иллюстрациями.

Инсценировка стихотворения

А. Смирнов

«Кто был на войне»

Физкультурный досуг

Конкурс «Моряки и подводники»

Работа с родителями

Интервьюирование

о тех, кто воевал в семье.

Апрель 2015 года.

Дата проведения.

Планируемые мероприятия.

Результативность.

Песни и стихи о Победе.

«Нам дороги эти позабыть нельзя».

Презентация для родителей.

Детская мастерская.

«Сами своими руками»

Изготовление пригласительных билетов на праздник «День Победы»

Изготовление поделки дошкольниками

«Открытка для ветеранов»

Май 2015 года.

Дата проведения.

Планируемые мероприятия.

Результативность.

Разучивание стихов и песен к празднованию 70 летия Победы в ВОВ.

Песни и стихи о Победе.

«Поклонимся великим тем годам…»

Утренник в ДОУ.

«День Победы. 70 лет»

Митинг у памятника погибшим воинам.

«Я рисую мир»

Конкурс детских рисунков на асфальте.

МБДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №168

Старшая группа

Воспитатель: Гончарова Анна Александровна

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«Родной Край»

    О проекте.

Вид проекта: Познавательно-игровой.

Участники проекта: Дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Срок реализации проекта: долгосрочный

    Проблема: «Недостаточный уровень знаний детей о родном крае».

    Цель проекта:

Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, родному краю; формирование бережного отношения к природе и всему живому.

Задачи проекта:

    Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности.

    Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

    Воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине.

    Познакомиться с природой, с растительным и животным миром родного края, с представителями Красной книги Воронежской области.

    Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

    Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

    Сплочение коллектива.

    Пополнение словарного запаса.

    Развитие интереса к русским традициям и промыслам.

    Показать красоту природы малой родины.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстникам.

4. Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

2 этап - основной (практический)

3 этап - заключительный.

Проект представлен во всех формах совместной деятельности взрослого и ребенка

- Игровая - дидактические игры, сюжетно-ролевые игры

- Коммуникативная - беседы, ситуативный разговор, загадки

- Трудовая - формирование представлений о труде, профессиях, совместные действия, поручения

- Двигательная - подвижные игры, прогулки, игровые упражнения, соревнования

- Познавательно-исследовательская - наблюдение, решение проблемных ситуаций, моделирование, рассматривание иллюстраций, викторины, демонстрация фильмов

- Музыкально-художественная - слушание, исполнение ролей, развлечения,

- Восприятие художественной литературы - чтение произведений, обсуждение, разучивание

- Продуктивная - рисунки, лепка, аппликация.

Проектная деятельность осуществляется через образовательные области:

5. Этап №1. Подготовительный.

Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

Создание необходимых условий реализации проекта.

Перспективное планирование проекта

Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

6. Этап №2. Основной.

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о родном крае, его природе, достопримечательностях и т.д.

7. Этап №3. Заключительный.

Оформление результатов проекта.

8. Домашние задания родителям.

Развивать словарный запас ребенка пословицами, поговорками.

Заучивание стихотворений.

Отгадывание загадок.

- Обсуждение иллюстрации в книгах и журналах .

Основной раздел программы: познавательное развитие.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

подбор исторической литературы,

подбор произведений русского народного творчества,

подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),

подготовка разного вида бросового материала

подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,

дидактические игры,

выставки книг, рисунков, поделок.

Предполагаемый результат

Активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.

Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

«Родной край»

Воронежская область была создана 13 июня 1934 года. Она является самой большой областью Центрального Федерального округа. Кроме того, наша область является одним из крупнейших сельскохозяйственных и промышленных центров России.

Воронежская область имеет свои основные официальные символы, отражающие самобытность и традиции Воронежской области.

Флаг Воронежской области представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета и воспроизводит композицию герба Воронежской области.

Воронеж – столица Воронежской области, один из старейших городов России, расположенный на реке Воронеж, которая впадает в Дон.

Познакомиться с ним не так просто. Он имеет более тысячи улиц, десятки исторических и достопримечательных мест.

По данным последней переписи, которая прошла в 2010 году, в Воронеже проживают более 900 000 человек.

Город разделен на шесть административных районов. Мы живем в Коминтерновском районе.

Воронеж разделен водохранилищем на два берега. Правый и левый берега соединяют три моста. Самый древний - Чернавский мост.

В городе находятся два железнодорожных вокзала и три автовокзала. Через Воронеж проходят автомагистраль «Дон». На расстоянии 5 км от города, находится аэропорт «Воронеж», а в Левобережном районе расположен аэропорт Придача.

В Воронеже расположен ряд крупных промышленных предприятий России, известных своей продукцией далеко за ее пределами. Вот некоторые из них: Воронежское акционерное самолетостроительное общество, Воронежский вагоноремонтный завод, Конструкторское бюро химической автоматики и Воронежский механический завод, Холдинговая компания «Мебель Черноземья», «Воронежская кондитерская фабрика», и др .

Воронеж - город молодежи и студентов. Более 30 вузов и большое количество учебных заведений открывают свои двери выпускникам школ, лицеев, гимназий.

Воронеж является культурным центром Центрально-Черноземного края. Здесь находятся пять профессиональных театров - оперы и балета, академический театр драмы им. А. В. Кольцова, театр юного зрителя, кукол, камерный театр. На сцене драматического театра играли легендарные актёры – М. Щепкин, А. Мартынов, П. Мочалов, М. Ермолова, В. Комиссаржевская и др. Всемирно известен Воронежский театр кукол. В городе действуют 5 кинотеатров, филармония и цирк.

В городе много музеев и библиотек. Уникальны коллекции воронежских музеев: областного краеведческого, художественного музея имени И.Н.Крамского, музея боевой славы «Арсенал» и музея великого циркового артиста А.Л.Дурова .

Старейшим памятником города является колокольня Акатова (Алексеевского) монастыря, построенная в 1674 году. К памятникам прошлого отнесены: Успенская пятиглавая церковь (1690-1695 гг.), восстановленная к 300-летию русского военного флота, Никольская церковь (1720г.), Арсенал, построенный в конце 1770-х годов.

Множество монументов и памятных мест, имеющихся в городе, расскажут о важнейших исторических событиях и жизни замечательных людей.

И.С. Никитин

А.В. Кольцов

И.С.Бунин

И.Н.Крамской

«Жизнью своею потомки обязаны вам»

Площадь Победы 9 мая 1975 года в день 30-летия Победы советского народа над фашистской Германией в Воронеже состоялось открытие памятника, посвященного разгрому немецко-фашистских войск под Воронежем. Открыта в 1975 году».
Монумент на площади Победы увековечил исторический подвиг советских воинов.

16 февраля 2008 года президент России Владимир Путин подписал указ о присвоении Воронежу почётного звания РФ

«Город воинской славы»:

«За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленный защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества присвоить городу Воронежу почётное звание Российской Федерации «Город воинской славы»

В Воронежской области более восьмисот рек и речек. Самой большой рекой является Дон. Есть и озера. Многие из них объявлены памятниками природы.

р. «Дон»

Дон-батюшка, Тихий Дон – так ласково называют в народе реку. По его правому берегу тянутся задумчивые дубравы, по левому – сосновые леса.

Река Воронеж образовалась от слияния двух речушек – Лесного и Польного Воронежа за пределами области. У города Воронежа она вливает свои воды в водохранилище. «Воронежское море» - так называют его горожане.

река Воронеж.

Растительный мир края

Растительный покров края характеризуется большим разнообразием. Почти каждый десятый гектар поверхности занят лесами. Самым распространенным деревом наших лесов является дуб.

Наиболее старые и крупные дубравы Воронежского края – это Шипов и Теллермановский леса.

Наиболее богатыми и красивыми являются Усманский и Хреновской боры.

Животный мир.

    ВОРОНЕЖСКИЙ ЗАПОВЕДНИК основан в 1927 году,

площадь 31053

По всей области в лесах встречается крупное животное – лось. Он питается травой, корой и ветками молодых деревьев.

Сильным животным является кабан. Страшное оружие самца – его клыки. Их ударом он может убить животное больше и сильнее себя.

В наших лесах водятся благородные и пятнистые олени, косули, волки, лисицы, белки.

Среди птиц встречается жаворонок, пение которого можно услышать в первых числах апреля. Почти одновременно на проталинах появляются коноплянки, чижи и зяблики, певчие дрозды.

В конце апреля прилетает кукушка. Она не строит своего дома, а яйца откладывает в гнезда других птиц. В мае прилетают соловьи, ласточки и стрижи.

Водятся в нашем крае и промысловые птицы. К ним относятся серая куропатка, утки. Живут и хищные: ястреб, кобчик, ушастая сова и другие.

Среди обитателей водоемов большую ценность представляют бобры и выхухоли. Бобры - крупные грызуны. Бобр покрыт светло-бурым, бурым и черным мехом, который очень ценится. Большую часть времени бобры проводят в воде. Норы для жилья они делают по берегам рек. .При строительстве нор используют ветки, палки, грязь, ил. У водоемов можно также встретить водяную крысу.

В водоемах водятся разные виды рыб. Среди них и коварный хищник щука, разбойники окуни, король рыбного царства сазан, красавец язь, чудо-юдо рыба сом – один из немногих речных великанов, толстяк линь, плоские серебристые лещи и колючий обжора ерш, упругие верткие пескари и многие другие. В прудах водится карась.

В Красную книгу Воронежской области занесены 382 вида животного мира и 373 вида растительного мира.

Филин занесен в красную книгу

Царство грибов.

Растения Усманского заповедника.

Рябчик Русский.

Чем славится Воронежский край

Воронежские конфеты

Воронежские», «Песни Кольцова», «Никитинские» - фирменные конфеты Воронежской кондитерской фабрики, которые делают только в нашем городе. Фабрика уже много лет снабжает город и область своей сладкой продукцией.
История производства сладостей в Воронеже берет свое начало в далеких 1870-х годах .
И только в начале 20-х годов ХХ века рамонские традиции производства кондитерских изделий в Воронеже продолжила Воронежская кондитерская фабрика, официальной датой основания которой считается 1934 год. Сейчас на фабрике выпускают огромное количество разных сладостей: конфеты, карамель, вафли, зефир, печенье, мармелад, - которые известны и любимы не только в нашей области и во всей России, но и в других странах мира.
Располагается фабрика на улице Кольцовской, дом 40.

Воронежская матрешка. Матрешка – деревянная игрушка, ставшая символом нашей страны и одним из самых любимых сувениров.
В нашем крае появилась своя, воронежская матрешка. Создательницей и, как называют ее в народе, «мамой воронежской матрешки» стала Елена Геннадиевна Матвеева.
Это интересно: До сих пор точно не известно, почему куклу стали называть матрешкой. Самой распространенной является версия, что игрушка названа женским именем. Но и здесь единого мнения нет: одни историки считают, что имя «матрешка» произошло от любимого и распространенного на Руси имени Маша, Маня, а другие – от женского имени Матрена, Матреша.

Художественные промыслы Воронежской области

Воронежская земля издавна славилась своими мастерами. Известность получили вышивка, кружевоплетение, гончарное дело, изготовление глиняной игрушки, резьба по дереву, вязание, изготовление ковров и другие. Наиболее распространённой была ручная вышивка: она украшала одежду, полотенца, скатерти, покрывала, ковры, кисеты, сумочки.… Среди украшений славились бусы и гайтаны. Большое разнообразие вышивки и украшений сохранил народный костюм Воронежской губернии.

Ковроделием и художественным ткачеством славились села Павловского, Острогожского, Богучарского, Рамонского, Бобровского, Новохоперского, Бутурлиновского районов. Изделия расходились по всей России и закупались в другие страны. Особую славу приобрели знаменитые ковры из Елань-Колено.
Керамическое производство было известно глиняной посудой, кирпичами, черепицей и игрушкой.
В местах расположения лесных массивов - Новохоперском, Павловском, Бобровском, Борисоглебском, Новоусманском, Бутурлиновском районах – получила развитие деревообрабатывающая промышленность и художественная резьба по дереву.

Знаменитые глиняные свистульки, сувениры, игрушки, декоративные сосуды и блюда, копилки и многое другое прославили Рамонский район далеко за пределами России. Места эти давно известны мастерами, которые лепили из здешней глины «нехитрую забаву, детскую потеху» – так говорили здесь об игрушках-свистульках.

О знаменитых местах

Воронежский край… Сколько чарующей красоты в раздолье его степей, зелени лесов, голубом разливе рек… Это живописные природные ландшафты, черноземные степи, древние леса и заповедники.
Воронежский край богат различными памятниками природы, культуры, истории. Достоянием культуры и истории земли Воронежской являются монастыри и храмы, пещерные церкви. В их числе: «жемчужина палеолита» – село Костенки, на территории которого создан археологический заповедник; «русская Палестина» – Свято-Спасская обитель в селе Костомарово; «воронежская Швейцария» – природный и историко-археологический музей-заповедник Дивногорье; Рамонский замок принцессы Ольденбургской; музей-усадьба поэта Дмитрия Веневитинова и др. Именно Воронежская область является родиной орловских рысаков, тут на Хреновском конезаводе до сих пор разводят эту породу быстроногих и статных лошадей.

Дивногорье… Дивное, диковинное, чудесное, сказочное, уникальное – как только не называют это красивое место в Лискинском районе Воронежской области. Природа создала здесь меловые столбы разной формы, которые в народе получили название «дивы», а само место - «дивные горы» - «Дивногорье». С 1991 года на территории Дивногорья создан одноименный музей-заповедник, занимающий площадь более 1000 гектаров у места впадения в Дон речки с названием Тихая Сосна.
Дивногорье – это музей-заповедник под открытым небом, сохраняющий удивительные памятники природы, архитектуры и археологии.
Визитной карточкой музея-заповедника являются меловые столбы – дивы, которые по своим размерам и количеству делятся на две группы – Большие и Малые Дивы.

Рамонский замок

Издавна Рамонский район называют жемчужиной Воронежской области, а замок принцессы Ольденбургской главной достопримечательностью района.

Музей-усадьба Д. В. Веневитинова

В селе Новоживотинное Рамонского района находится единственная в Воронежской области восстановленная дворянская усадьба. Эта усадьба - имение Веневитиновых.
Теперь в Новоживотинной усадьбе открыт прекрасный музей, представляющий не только историю старинного рода Веневитиновых, но и дворянскую усадебную культуру XVIII-XIX вв. Кроме того, с 1994 года здесь открыт литературный музей русского поэта, прозаика, критика, философа Дмитрия Владимировича Веневитинова, где сохранились его подлинные вещи, а в 2005 году установлен памятник поэту.
В настоящее время музей-усадьба Д.В. Веневитинова является памятником истории и архитектуры федерального значения.
Музей-усадьба живет своей особенной жизнью. Молодожены-воронежцы записываются на регистрацию в музее, и церемония превращается в настоящий запоминающийся праздник; в усадьбе проводятся тематические вечера, встречи с писателями и потомками рода Веневитиновых.

Пещерный Спасский монастырь в Костомарово.

- самая большая по размеру пещера среди Костомаровских подземелий. Вход в нее находится у основания двух див, между которыми располагается сейчас колокольня Спасского монастыря.
В пещере целый подземный комплекс с кельями, храмом и усыпальницей.

Хреновской конный завод является крупнейшим заводом в мире, разводящим орловского рысака. Кроме этой породы в Хреновском конном заводе разводят и отличных арабских лошадей - предков орловских рысаков. Лучшие питомцы конного завода сегодня с успехом выступают на ипподромах России.

Современный Воронеж.

9. Содержание работы в процессе реализации проекта

Занятия; беседы о родной улице, о доме, о городской архитектуре; растениях и животных родного края, рассматривание иллюстраций, фотографий; чтение стихотворений, художественной литературы. Сюжетно-ролевые игры. Дидактические игры. Рисование.

Связь с другими видами деятельности
Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.
Рисование на тему "Моя Родина".

Аппликация и оригами
Пение русских народных песен «Катюша» и др., частушек, калядок.
Подвижные игры: «Хоровод», «Ручеек», «Собери букет» и др..

Дети играют на музыкальных инструментах.

Фотовыставка «Как мы отдыхаем». Выставка рисунков «Мое любимое место в городе».

Просмотр видеофильма «Народные гуляния на праздник Троица в воронежском крае».

Спортивные соревнования «Россия-Родина моя!».

Спортивное соревнования к празднику 23 февраля. Проводили вместе с другой группой ДОУ.

В группе создан Патриотический уголок.

Ко Дню Победы совместно с родителями сделаны поделки и подготовлен праздник с приглашением родителей:

Лучшие рисунки и поделки приняли участие во Всероссийском конкурсе.

. В результате работы была создана презентация:

    «Мой родной край»

В ходе работы по проекту я пришла к вывод у, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней. А также повышение активности родителей в делах группы.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Работа по нравственному воспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Литература:

    Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России» старшая группа 2003г.

    Артемов В.В. Страницы российской истории. М.,2005.

    Блинова Г.М. Познавательное развитие дошкольников. Самара,2004г.

    Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М, Дошкольное воспитание»2001, №2.

    Близнецова В.С." Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ"

    Виноградова О.В. "Исследовательская проектная деятельность в ДОУ"

    Многочисленные источники интернета.

Проект для детей старшего дошкольного возраста в детском саду «Я люблю Россию»

Вид проекта: социально-нравственный, краткосрочный, групповой, познавательно-исследовательский с заданным результатом для детей 5-6 лет.
Срок реализации проекта: 16 дней
Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проблемы: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, так как это является основой формирования будущего гражданина страны. Крепкая, нерушимая и могучая страна состоит из многочисленности ее патриотов. Страна – это одна большая семья, и семья будет крепкой только при одном условии – когда внутри этой семьи присутствует дух любви и уважения друг к другу.
Патриотическое воспитание дошкольников - это любовь к Родине. Любовь к Родине начинается:
с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке;
с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет;
с любви к детскому саду, школе, городу;
с любви к природе родного края.
А так-же патриотическое воспитание включает в себя воспитание уважительного отношения:
к труженику и результатам его труда;
к родной земле;
к защитникам Отечества;
к государственной символике;
к традициям государства;
к общенародным праздникам.
Цель проекта: Создание условий для становления основ патриотического сознания детей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Задачи проекта:
Развивающие:
1. Развитие чувства собственного достоинства как представителя народа России;
2. Развитие толерантного отношения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
3. Развитие любви к природе родного края;

Воспитательные:
1. Воспитание любви и уважения к своим национальным особенностям;
2. Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства);
3. Воспитание интереса к русским народным сказкам;
4. Воспитание интереса к героям российских мультфильмов (Чебурашка и крокодил Гена)
Образовательные:
1. Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
2. Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;
3. Формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);
4. Формирование духовно-нравственных отношений;
5. Формирование любви к культурному наследию своего народа.
Предполагаемый результат: На основе ярких впечатлений о родной природе, об истории родного края, о Родине у ребенка формируются определенные черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Предварительная работа: [
постановка целей и задач;
приобретение наглядного дидактического материала;
работа с познавательной и художественной литературой (подбор иллюстраций, книг, сказок, рассказов, загадок, стихотворений);
подбор дидактических, подвижных и пальчиковых игр;
планы совместной образовательной деятельности;
памятки для родителей;
приобретение диска с записями российских мультфильмов

Сотрудничество с другими педагогами:
музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре организуют спортивно-музыкальное мероприятие «Мы-будущее России», посвященное Дню Народного Единства;
педагог по изобразительной деятельности организует занятие по теме «Природа родного края» и «Национальный орнамент народа коми»
Сотрудничество с семьей: Родители вместе с детьми участвуют в спортивно-музыкальном мероприятии, посвященному Дню народного единства, «Мы-будущее России!»
Продукт проектной деятельности:
Викторина «Россия – Родина моя»

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап - подготовительный (сбор и накопление информации)
- подготовка анкеты для родителей на тему «Патриотическое воспитание ребенка»;
- разработка перспективного плана по реализации проекта;
- разработка планов НОД;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, игрушки) для создания развивающей среды в группе;
- подбор художественной литературы и художественного слова для чтения и перессказа в ходе НОД, бесед и самостоятельной деятельности детей;
- подбор дидактических, подвижных и пальчиковых игр по теме проекта. - заполнение анкеты на тему «Патриотическое воспитание ребенка»

II этап – основной (практический)
первый день
- Чтение стихотворений о природе России. Обсуждение прочитанного.
- Беседа «Я люблю тебя, Россия»
- Рассматривание иллюстраций на тему «Природа России»


- подвижная игра «Из-за леса, из-за гор»
- Родителям предлагается прочитать русские народные пословицы о России и обсудить их.А так-же Ввыучить с ребенком стихотворение М.Лисянского «Моя Родина»;

второй день
- Беседа «Моя Родина»
- Чтение и обсуждение стихотворения «Песня» В.Степанова
- рассматривание иллюстрации на тему «Природные зоны России»
Родителям предлагается прочитать ребенку стихотворение В.Степанова « Родные просторы» и обсудить его.

третий день
- Беседа «Большая и малая Родина»
- папка-передвижка «Береза – символ России»


- загадывание загадок про березу
- рассматривание иллюстраций на тему «Тундра, тайга, степь, лето, осень, зима»
- танцевальные движения под русскую народную песню «Во поле береза стояла…»
- гимнастика для дыхания «Береза»
- Рисование «Березовая роща»
- Родителям предлагается прочитать ребенку сборник стихов «Необъятная страна» из книги В.Степанова «Мы живем в России»

четвертый день
- Конспект НОД «Россия – огромная страна»
- пальчиковая игра «Родной край»
- занятие с педагогом по изобразительной деятельности «Природа родного края»



- заучивание стихотворения И.Токмаковой «Красная площадь»
- родителям предлагается прочитать и обсудить стихотворение В.Степанова «Москва»

пятый день
- Игра-путешествие «Москва – главный город нашей Родины»
- папка-передвижка для родителей «Москва – столица России»
- Пальчиковая игра «Москва»
- рассматривание иллюстраций на тему «Москва»


- родителям предлагается поговорить с ребенком о Москве-столице нашей Родины.

шестой день
- Беседа «Государственные символы России»


- Игра «Символика страны»


- Рассказ-беседа «Святой Георгий Победоносец»
- Рисование гуашью «Флаг России» и «Флаг Республики Коми»

седьмой день
- Конспект НОД «Российская Армия»
- Рассматривание иллюстраций по теме «Армия России», «Наши защитники», «Военная техника»


- Подвижная игра «Мы-отважные пилоты»
- Раскраски на тему «Военная техника»

восьмой день
- Участие с родителями в спортивно-развлекательном мероприятии, посвященному Дню Народного Единства (с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре)



девятый день
- Конспект НОД «Родной город»
- Рассматривание иллюстраций по теме «Сыктывкар»
- Оформление фотоальбома «Памятные места нашего города»

десятый день
- Презентация «Природа Республики Коми»
- занятие по изобразительной деятельности с педагогом по изо «Национальный орнамент народа коми»



- родителям предлагается поговорить с ребенком о красоте природы нашей республики.

одиннадцатый день
- Чтение коми-сказки «Мышь и сорока»
- пополнение коми-уголка новыми предметами утвари

двенадцатый день
- Беседа «Семья и семейные традиции»
- Пальчиковая игра «Семья»
- Родителям предлагается разучить слова игры «Матрешки и мышки»

тринадцатый день
- Беседа «Русские матрешки»
- Аппликация «Наряд для матрешки»
- Раскрашивание «Матрешки»


четырнадцатый день
- Беседа о русских народных сказках.
- Чтение «Три медведя»
- Консультация для родителей «Значение русских народных сказок в воспитании детей»
- Инсценировка сказки «Три медведя»


- Родителям рекомендуется прочитать дома ребенку любую русскую народную сказку.

пятнадцатый день
- Беседа о российских мультфильмах.
- Чтение «Приключения Чебурашки» В.Успенский
- Просмотр Мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена»
- Рисование «Чебурашка» - Посмотреть в семейном кругу мультфильм «Чебурашка и крокодил Гена»

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!