Женский журнал Ladyblue

"Работа с родителями по нравственному воспитанию в традициях православной культуры". Консультация для педагогов и родителей: "Формы работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»

«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот
моральный тонус школьной жизни, который выражается в том,
что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется
и беспокоится, кому-то отдает свое сердце».
В.А.Сухомлинский

Ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм». В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы .

Воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена, но особенно сегодня, в современных условиях введения ФГОС.

Эффективность современного воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Современным родителям необходима помощь, так как отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, а значит к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышение педагогического уровня культуры родителей. И одной из основных форм работы по педагогическому просвещению является родительское собрание. (Приложение 1)

Цель работы – рассмотреть и описать эффективность родительского собрания как формы взаимодействия семьи и школы в рамках духовно- нравственного воспитания.

Задачи:

  • Изучить литературу по проблеме.
  • Раскрыть сущность основных понятий.
  • Разработать и провести собрание.

1. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника.

Обозначим новые требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию:
- перестройка взглядов учителя на новое (принятие нового);
- целостность направления;
- система мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;
- просветительная работа среди родителей;
- интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
-духовно-нраственное воспитание-сквозная линия всего школьного уклада жизни;
-интеграция усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта,общественных объединений;
-развитие и воспитание ребенка не самими проведенными мероприятиями, а испытанными эмоциональными переживаниями ребенка и душевными порывами.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления личностных характеристик выпускника начальной школы, а именно:
- умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
- владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международного уровней;
- обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение);
-любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- любящий свою семью, свой край, свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;

Основные направления духовно-нравственного развития обучающихся начальных классов:

Направления

Базовые нравственные ценности

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие

Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве

Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности классного руководителя к этой работе.

Сотрудничество классного руководителя и семьи – это результат целенаправленной и длительной работы, прежде всего предполагающей всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка.

Элементами системы работы с родителями являются: изучение семьи, ее уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности; установление и поддержание единых требований школы и семьи в воспитании детей; последовательное психолого-педагогическое просвещение родителей; систематическое взаимное информирование о ходе развития школьника; совместное принятие решений, способствующих успешному обучению и воспитанию детей; оказание практической педагогической помощи родителям в случае необходимости; содействие в установлении связи семьи с общественностью в целях улучшения воспитания детей; привлечение родителей к внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися в школе.

Классному руководителю необходимо знать цель, принципы, направления, формы, методы работы с родителями. Естественно, стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями.

Система работы педагога с родителями предусматривает вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет.

Вся работа школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др.

Индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. К ним относятся и педагогические консультации. В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими условиями консультации являются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; выражение готовности к оказанию помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:
- дни открытых дверей;
- дни творчества детей и их родителей;
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально- технической базы школы и класса;
- шефская помощь.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом организовывается следующими формами деятельности:
- участие родителей класса в работе совета школы;
- участие родителей класса в работе родительского комитета;
- участие в работе общественного совета содействия семье и школе.

3. Виды и формы проведения родительских собраний в начальной школе.

Главное назначение родительского собрания - обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания. Но при этом превратить родительское собрание в радость переживания за успехи и достижения своего ребенка.

Какие же функции должно выполнять родительское собрание? Среди таких функций следует указать:

  • ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.);
  • психолого-педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.;
  • вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия – конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);
  • совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).

Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.

Среди видов можно выделить:
- организационные (посвященные, например, предстоящей экскурсии детей или подготовке к походу),
- собрания по плану психолого-педагогического просвещения,
- тематические,
- собрания-диспуты по актуальным проблемам учебно – воспитательного процесса,
- итоговые (четвертные) и т.д.

Можно выделить следующие формы родительских собраний:

  1. Собрание – беседа. (Приложение 7)
  2. Собрание- лекторий (Приложение 4)
  3. Собрание -дискуссия. (Приложение 5)
  4. Круглый стол.
  5. Собрание – конференция.
  6. Пресс-конференция.
  7. Собрание-семинар (семинар-практикум)
  8. Собрание-тренинг.
  9. Собрание организационно - деятельностная игра. (Приложение 6)
  10. Педагогическая мастерская.
  11. Собрание-конкурс. (Приложение 3)
  12. Собрание-презентация.
  13. Устный журнал.
  14. Вечер вопросов и ответов.
  15. Родительский ринг
  16. Интеллектуальный марафон.
  17. Ток-шоу.
  18. Гостиная (Приложение 2)
  19. Кафе.
  20. Собрание в письменной форме.
  21. Родительское собрание на дому.
  22. Комбинированная форма.

2.2 Этапы проведения родительского собрания в начальной школе.

1 этап . Организация родительского собрания.

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. Опыт показывает, что далее разумно провести собеседование классного руководителя с учителями-предметниками. Цель этой встречи - персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках.

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания.

Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Классный руководитель хорошо знает родителей своего класса, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов:
1. Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части родительского собрания
2. Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие вопросы.
3. Психолого-педагогическое просвещение. Этот компонент родительского собрания не обязательно выделять в отдельный пункт собрания; он может быть естественным образом включен в структуру других составляющих.
4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т д.) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах: заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.
5. Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии.

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т.д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.

Ольга Веденеева
Работа с родителями дошкольников по духовно-нравственному воспитанию личности

«Работа с родителями дошкольников по духовно- нравственному воспитанию личности »

Работа по воспитанию у детей духовно -нравственных качеств личности строится в тесном взаимодействии всех субъектов воспитательного процесса :

ребенок- ДОУ- общественные организации- семьи воспитанников .

Одной из причин кризиса в духовно -нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны

1. Разрушены нравственные представления о браке и семье;

2. Повреждены устои семьи;

3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства ;

4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания ;

5. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства;6. Система общественного воспитания и образования не может изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей семьи;

7. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии;

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и образовательного учреждения.

Родительские собрания на духовно-нравственные темы («Семейные традиции – как основа воспитания детей » , «Воспитываем добротой » , "Ребенок учится тому, что видит у себя дома«, "Воспитание трудолюбия в семье . Как воспитать себе помощника ?«, «Семейное здоровье» , «Прививаем любовь к чтению» , «Как хорошо в семье» , «Что такое дружба?» )

Цель собраний : Создать условия для понимания значимости духовно - нравственного воспитания в семье .

Задачи собраний:

Показать родителям значимость духовно - нравственного воспитания детей в семье .

Формировать культуру общения родителей и детей , умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей .

Открытые показы воспитательно -образовательного процесса (дни открытых дверей, праздники, досуги)

Организация экскурсий на производственные предприятия с привлечением родителей ;

Организация и проведение совместных, экскурсионных походов, посещение театров, музеев;

Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы) ;

Факультативные занятия совместно с родителями : анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье ;

Наглядные виды работы : информационные стенды для родителей , папки-передвижки, выставки детских работ , дидактических игр, литературы;

Совместные с родителями праздники , спектакли; Использование различных форм сотрудничества с родителя­м . Вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета

Помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы ).

Духовно-нравственное воспитание - это вопрос не одного дня, а ежедневная работа , направленная на воспитание толерантности , любви к своей семье, родному городу, краю. Считаю, что только при условии совместной работы педагогов , детей и родителей можно достичь наиболее эффективных результатов. Л. Н. Толстой писал : «Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Работу выполнила: Федоренко Г.Л. воспитатель МБДОУ «Детский сад №3» п.Куеда Пермского края

Свое выступление хочу начать с притчи:

«Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «вырви это дерево из земли» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже однако глубокие корни, пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, не смотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, сказал он своему авве, ты приказал мне сделать невозможное!» Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревцо, которое послушник без особенных усилий тотчас вырвал с корнем.. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым.

Если эту притчу применить к воспитанию, то смысл будет такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания духовно-нравственной культуры с юных лет».

В стандарте дошкольного образования сказано, что родители должны быть активными участниками образовательного процесса…

Поэтому в духовно-нравственном становлении растущей личности ведущую роль играют родители, семья. Работа с родителями, проводимая в данном направлении, способствует формированию основ духовной культуры личности, отражающей основные признаки культуры мира, необходимой для полного развития человека, как гражданина будущего общества, что нашло свое отражение и в стандарте дошкольного образования в таком направлении, как социально-коммуникативное развитие.

Для выполнения задач духовно-нравственного воспитания дошкольников в нашем детском саду организовано единое образовательное пространство, активными участниками которого являются не только дети и педагоги детского сада, но и семьи наших воспитанников: мамы, папы, бабушки и дедушки.

В своей работе мы стараемся учитывать следующие принципы: системность, учет опыта родителей, целенаправленность, учет специфики каждой семьи, доброжелательность, открытость.

В соответствии с этим, целью работы с родителями является: приобщение семьи к решению задач духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Цель достигается путем реализации следующих задач:

  • ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, повышать компетентность родителей в области духовно-нравственного воспитания дошкольников, знакомить родителей с основами православной педагогики и психологии, формировать представления о формах семейного уклада
  • приобщать родителей к образовательному процессу, знакомить их не только с формами работы воспитания с детьми, но и с ее содержанием

Формировать появление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции.

Работу с семьей по данному направлению начали с анкетирования среди родителей, с целью выявления хотят ли они, чтобы их ребёнок изучал русскую культуру, православные, народные обычаи и традиции в детском саду. Далее разработали план мероприятий по взаимодействию с родителями.

Решая задачу повышения компетентности родителей в области духовно-нравственного воспитания дошкольников, используем разнообразные формы работы: родительские собрания и консультации на духовно-нравственные темы, встречи со священнослужителем местной религиозной организации по вопросам воспитания детей с точки зрения православной религии, вечера вопросов и ответов, информационные стенды для родителей, размещение информации на сайте учреждения, анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.

Подробнее хочу остановиться на такой форме, как встреча со священнослужителем. На организационном родительском собрании на простых и ярких примерах отец Андрей объяснил родителям православное понимание извечных вопросов человеческого бытия: зачем человек приходит в этот мир? Что есть добро и зло? Кто главный воспитатель детей?

В результате плодотворной беседы было принято решение, что священники будут помогать родителям и педагогам по вопросам духовно-нравственного воспитания детей, посещать детский сад в дни больших православных праздников. Отец Сергий освятил новые помещения детского сада и благословил коллектив на добрые и благие дела. Отец Андрей и отец Сергий никогда не приходят без подарков. Они приносят детский православный журнал «Медвежонок» , книги для библиотеки детсада, сладости.

В рамках задачи приобщения родителей к образовательному процессу используем следующие формы совместной деятельности: проведение и организация совместных экскурсий, проведение творческих выставок, конкурсов, оформление альбомов или выставок фотографий семьи ребенка, оформление тематических альбомов, изготовление подарков в виде рисунков, несложных поделок, стихов, песен, подготовка к праздникам, совместные с родителями праздники,

Одна из форм, которая прижилась в нашем коллективе – это «Семейная мастерская» .

Цель «Семейной мастерской» : Способствовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания как средству гармонизации детско-родительских отношений, личностному совершенствованию и социальной адаптации ребенка и семьи.

Для решения данной цели были определены задачи, формы и содержание «Семейной мастерской» . Разработали тематические консультации для родителей, сценарии мастер-классов, оформили информационные стенды, подобрали и скомплектовали по темам материал для папки-передвижки, составили план работы по организации трудовой деятельности родителей с детьми, и перспективный план совместных праздников.

Одной из форм взаимодействия родителей, детей и педагогов является мастер-класс, на которых они получают много интересного познавательного материала в доступной для них форме, и в конце выполняют, какую-нибудь продуктивную деятельность. Например, историю создания игрушек, после чего родители и дети с удовольствием совместно изготовили игрушку из природного материала, соленого теста и т.д.

При выборе совместной трудовой деятельности открываются большие возможности. Доступность техник и материалов, прикладной характер получаемых изделий, позволяет полноценно использовать их в жизни по прямому назначению. Это придает смысл и повышает значимость самой трудовой деятельности, увеличивает радость от труда, доставляет удовлетворение результатами.

Результатом проведения мастер-классов были организованы выставки работ, такие как «Такие разные куклы» , изделий из теста «Хлеб всему голова» , «Бродит осень у ворот» (поделки из природного материала) , фото-выставка «Любимое блюдо семьи» , «Пасхальная радость» и т.д.

Созданы условия для гармонизации личности ребенка и взрослого, начали формироваться эмоциональная устойчивость, нравственно-волевые качества, уважение к людям и продуктам их труда, умения радоваться результатам труда своего и других людей; дети стали более усидчивыми, не ленятся, не упрямятся.

В процессе работы «Семейной мастерской» разработали совместные проекты, такие как «Моя семья» , «День рождения детского сада» , «Масленица» через данные проекты у детей и родителей воспитывали чувства гордости за свою семью и любовь к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, профессиях. Приобщили дошкольников к традиции проведения народного праздника Масленицы. Провели итоговое мероприятие «Как на масляной неделе» конкурсом семейных выступлений через эмоциональное сопереживание и участие в игре – действии.

По итогам всех мероприятий организовывали праздники, на которых, обобщаются результаты проведенной работы по определенной теме - это «Покров Пречистой» и «День Матери» , Пасха Красная», «Свет Рождественской звезды» , «8 Марта» . Целью таких праздников, является приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры, восстановление традиционного уклада на основе церковных и календарных праздников. К праздникам организуются выставки работ педагогов, детей и их родителей. Это могут быть рукодельные куклы и игрушки, книги «семейных издательств» , созданные совместными усилиями детей, их сестёр и братьев, родителей и бабушек.

Таким образом, анализируя результаты работы с семьей по воспитанию духовно – нравственной культуры у ребенка, пришли к выводу, что при условии постоянной и планомерной работы по привлечению родителей в образовательный процесс:

  • изменились взаимоотношения детей в группе
  • у детей появляется интерес к познанию истории родного края, культуре
  • дети стали более общительными, милосердными, активнее реагируют на различные социальные ситуации, оценивают поступки товарищей.
  • А у родителей в свою очередь повысилась активность в проведении разных мероприятий;
  • удалось расположить родителей к детскому саду, теперь это мои помощники, друзья, которые всегда приходят на помощь и с радостью помогают в воспитании детей. Ведь они уверенны, что их ребёнка в детском саду всегда ждут с радостью и любовью.

Л.Н. Толстой писал: «Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» .

И мы с родителями и детьми продолжаем идти дорогою добра в современном мире.


Работа с родителями по нравственному воспитанию в

традициях православной культуры.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Современное российское общество остро переживает кризис духовно- нравственных идеалов. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно- прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. С декабря 2014 года наше образовательное учреждение является инновационной площадкой «Формирование нравственных ценностей, у детей дошкольного возраста» Именно поэтому мы решили помочь семьям наших воспитанников в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к праздникам и традициям своей семьи, детского сада и своей страны. Ещё в младшей группе, дети и родители приняли участие в проекте «Рождественские венки». Родители отнеслись к данной работе с энтузиазмом. С удовольствием использовали предложенную им литературу в работе со своими малышами, а также интернет ресурсы, поэтому получили хорошие результаты.
Работу в своей группе мы начали с анкетирования родителей по вопросам нравственного воспитания в традициях православной культуры, что помогло в выборе правильных форм и методов работы с детьми и родителями. Проанализировав анкеты мы выяснили, что и родители и дети имеют мало знаний о том, как жили их предки, во что одевались, как отмечали праздники, что именно сейчас, когда к нам возвращается национальная память им хотелось бы узнать больше о русской избе об укладе русской жизни, познакомится с русскими народными обычаями и традициями. С огромным удовольствием родители вместе с детьми посетили Гурьевский Краеведческий музей. Здесь их познакомили с убранством русского жилища, с предметами быта, с орудиями труда и традиционными русскими костюмами. После экскурсии по русской избе, был короткий рассказ о куклах берегинях и проведён мастер класс по изготовлению куклы –Колокольчика. Данное мероприятие дало возможность ощутить дух прошедших веков, а также возбудить интерес и любопытство, узнать что то новое. Такие совместные посещения, призваны развивать воображение, зрительную память, чувственно – эмоциональную среду, познавательную активность детей и взрослых. Они воспитывают доброту, отзывчивость. Способность к сопереживанию, чувство национальной гордости. После посещения музея родителям мы предложили провести смотр – конкурс по изготовлению кукол берегинь, который назвали « Кукла из бабушкиного сундука». Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки. Познакомившись с этой традицией, мы для себя открыли интересный духовно-нравственный смысл праздника, и в своей работе стараемся использовать этот опыт. Пригласив родителей и детей на святочные посиделки в Городскую библиотеку ещё раз убедились, что и большие и маленькие проявляют интерес к истории своих предков к их традициям. Посиделки проходили в виде игр и конкурсов, особую радость принесло детям разучивание рождественских колядок. Было весело и интересно, главное, никто не остается пассивным зрителем ни взрослые, ни дети. Вся система нашей работы с родителями направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным
формам общения, как собрание. Конечно, эта форма работы с родителями использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Мы провели родительское собрание в виде круглого стола «Традиции семьи». Была проведена огромная предварительная работа: Конкурс рисунков «Моя семья» Конкурс на лучший рассказ «Наши традиции» Совместно с родителями созданы презентации: «История русского костюма», « Народная игрушка», « Куклы – берегини». Изготовлена стен газета « Встречаем рождество и Новый год» Было положено начало фото альбому, который делятся на несколько групп: «Творческая семья», «Спортивная семья», Наша дружная семья», «Семья любящая животных и прочие. Выставка поделок « Наши увлечения» Анкетирование перед собранием показало, что во многих семьях существуют свои традиции. Тренинг проведённый в начале собрания помог создавать положительный эмоциональный настрой. Благодаря игре «Камень благодарности» родители познакомили нас со своими семейными традициями. Мы тоже рассказали о традициях детского сада проводить различные праздники (в том числе и календарно- обрядовые). Но большее внимание уделили Рождеству. Так как, наше собрание проходило во время зимних святок (это период с Сочельника с 6 января по Крещение 18 января) не обошлось на нём и без гадания. Оно вызвало у присутствующих огромное удивление и удовольствие, лучезарные улыбки на лице от результата гадания и бурное обсуждение после него. Оказывается, что гадания являются яркими впечатлениями детства многих родителей. Закончилось собрание мастер классом куклы – мотанки Ангел. Самый большой праздник христиан - Пасха. Это самый великий, самый светлый и самый любимый праздник. Это праздник радости, любви, доброты и справедливости. В день Святой Пасхи христиане вспоминают и славят Воскресение Иисуса Христа. Для родителей были приготовлены
консультации « Что такое пасха» , «Почему мы красим яйца», « Пасхальные традиции русского народа». Выставка –конкурс «Весёлая пасха» вызвал у родителей огромный эмоциональный отклик - работ и фото было столько, что мы не знали, как их разместить. Результатами выставки – конкурса остались довольны все. Благодаря родителям была создана презентация для детей «Праздник «Святая пасха», просмотр которой был совместно: дети- родители- воспитатели. Дети и родители являются активными участниками всех выставок и конкурсов проходящих в городе. В этом году наши родители стали участниками конкурса организатором которого является МАУДО «Центр дополнительного образования» «Светлая пасха» Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Очень хотелось бы, чтоб и воспитатели и родители всегда помнили, что семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему “всем миром”: детский сад, семья, общественность.

Формы работы с семьей по духовно-нравственному развитию детей.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности ребенка показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.
Деятельность семьи по развитию, преобразованию и формированию духовно-нравственной сферы является ведущей на протяжении всего периода дошкольного возраста.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда нам хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать друг друга.

В процессе реализации ФГОС ДО необходимо выстраивать партнерские отношения с родителями, как с активными участниками образовательных отношений.

Мы должны обеспечить открытость дошкольного образования, создать условия для участия родителей в образовательной деятельности, взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Опыт нашего детского сада показал, что для целостного развития ребенка необходимо систематическое конструктивное сотрудничество с семьей, направленное на сохранение непрерывности и преемственности духовно-нравственного развития в семье и детском саду. Общие дела должны строиться по принципу, когда семья и детский сад не заменяют, а дополняют друг друга.

Мы стараемся изначально установить доверительные отношения с родителями; обогатить воспитательные умения родителей; по возможности работаем в тесном контакте с семьями детей.

В организации работы с родителями мы применяем разные виды работы как групповые так и индивидуальные - беседы и консультации. Педагоги используют в работе цикл консультаций для родителей по ознакомлению с русской культурой, историей и семейными традициями, созданный творческой группой нашего детского сада. «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу»; «Роль отечественных памятников культуры в нравственном воспитании дошкольников»; «Куда повести малыша в выходной день»; «Храм – дом божий»; «Старинные предметы быта – как рассказать детям»; «О добре и зле. Отношения: человек и животные»; «Какие подарки можно смастерить с детьми к празднику»; «Русский дом без родства не живет»; «На всякий случай – свой обычай»; «Корми деда на печи – сам там будешь»; «Вместе весело шагать» (семейные походы).

Тематические беседы и консультации способствуют сохранению и развитию семейных традиций, возобновление преемственности с прошлым, восстановлению нарушенных связей между поколениями.

Мы привлекаем родителей к совместной деятельности с детьми, так они составляют «Семейное древо». Ребятам объясняется значение их имен, определяется день их именин. Вместе с родителями дети составляют небольшие очерки о родственниках, отмеченных государственными наградами за трудовые или военные подвиги, рассказывают о семейных традициях, праздниках, о бабушках и дедушках, об их молодости, о том какими ремеслами занимались их предки.

Для родителей мы регулярно выпускаем газету «Росточек», в которой отражена работа по духовно-нравственному развитию за истекший период.

Огромное место в работе семьями воспитанников занимает организация совместных мероприятий. Так, нами проводятся народные календарные праздники «Именины», «Осенины», «Масленица», «Рождество», «Пасха», «Троица». Целью их является приобщение воспитанников к истории русской народной культуры. Родители активно помогают в подготовке и организации праздников, в пошиве костюмов. К праздникам организуются выставки работ педагогов, детей и их родителей. Это рукодельные куклы и игрушки, поделки, стихи «Семейных издательств».

Заметное место отводится организации и проведению общенародных праздников «День матери», «День пожилого человека», «День Победы», «День защитника Отечества».

В программу сотрудничества с семьей включены

Семейные экскурсии, паломнические поездки,

Игровые мастерские,

Мастер - класс педагогов и родителей, игровые мастерские,

Родительские собрания;

Круглые столы, «дни открытых дверей», показы открытых занятий, приглашение на просмотр утренников и развлечений с детьми.

В духовном воспитании ребенка одной из главных задач является воспитание привычки к делам милосердия. Воспитание любви строится на чувстве сострадания, сопереживания, соучастия. Поэтому особо значимыми в нашем дошкольном учреждении стали благотворительные акции с приглашением ветеранов. С любовью и трепетом дети и взрослые готовят ветеранам незатейливые сувениры. На глазах человека, умудренного богатым жизненным опытом, мы часто видим слезы благодарности за теплоту и внимание, участие и чуткое отношение. Эта добрая традиция является фундаментом для формирования личности человека, как взрослого, так и ребенка. В будущем дети смогут позаботиться сами о своих престарелых родных.

В общении с родителями педагоги используют посиделки, чаепития, вечера вопросов и ответов, семейные проекты, вернисажи, совместное творчество родителей, детей и педагогов. Вся работа с детьми и их родителями предполагает интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь детского сада и семьи.

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе духовного развития детей дошкольного возраста осуществляется также в принципе единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности или, в другом варианте, принципе совместной деятельности воспитателей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений, который требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.
Для систематического и планомерного взаимодействия с общественными организациями в процессе духовно-нравственного воспитания детей составлен план работы МБДОУ с общественными организациями: Детская библиотека микрорайона «Северный», городецкий мужской Феодоровский монастырь, Выставочный зал, музеи нашего города.

В процессе взаимодействия были организованы и проведены различные мероприятия. В Феодоровском монастыре регулярно проводится КВН, посвященный г. Городцу и св. бл. Князю А.Невскому, «Родословное древо». Организуются фестивали и конкурсы к православным праздникам, концерты с участием детей детских садов.

Совместно с детской библиотекой были организованы мероприятия: «Юный читатель», «Наш микрорайон», «Волга – матушка», «Эхо минувших дней войны» фотовыставка.

В выставочном зале проходили конкурсы детских поделок и рисунков: «Детские руки творят чудеса», «День Победы помнят деды». В помещении выставочного зала был организован праздничный вечер, посвященный Дню матери, который посетили мамы и бабушки наших воспитанников.

В музее Добра проходило знакомство с традициями празднования праздника масленицы, Нового года и Рождества. Музей «Город мастеров» регулярно приглашает познакомиться с традиционными ремеслами нашего города. Детский музей на Купеческой проводил мастер-класс по лепке Жбанниковской свистульки. Родители с большим желанием сопровождают детей на экскурсии, помогают в их организации.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей, повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Мы продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас общая цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Методика подготовки и проведения родительского собрания по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей.

Родительское собрание на тему

«Духовно-нравственное воспитание в школе и дома»

Цель родительского собрания: создать условия для формирования внутреннего мира обучающихся, способствовать развитию благоприятного климата в классе для детей и родителей.

Задачи родительского собрания:

    расширить представление родителей о значимости духовно-нравственного воспитания;

    формировать у родителей понимание необходимости воспитания нравственных качеств юного поколения, их приоритетности в жизни каждого человека;

    показать ценность духовного богатства человека;

    познакомить родителей с литературой по духовно-нравственному воспитанию учащихся;

    способствовать сплочению родительского коллектива, формировать доброжелательные и доверительные отношения между родителями и учителями.

Ход мероприятия.

    Вступительное слово классного руководителя.

    Добрый день, уважаемые родители, собеседники, соавторы, партнеры в трудном деле воспитания детей! Я рада приветствовать вас в нашем семейном кругу. В настоящее время учителя и родители часто сталкиваются с явными последствиями безнравственной вседозволенности, распространяемой в Интернете и средствах массовой информации. Это своеобразный набат, который призывает подняться на защиту нравственности и к противостоянию нравственному и духовному обнищанию взрослых и детей. Поэтому важнейшей целью современного отечественного образованияи одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

    Беседа с родителями.

    Что же такое нравственность? (Ответы родителей.)

    В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова мы можем прочитать, что нравственность – это «внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами».

    Итак, рождается ребенок. Сейчас я дам вам в руки белый лист бумаги. Начнем формировать нравственного человека с чистого листа. Передавая лист из рук в руки, вам нужно будет назвать и записать нравственные качества, которые, по вашему мнению, должны быть сформированы в детях.

    Как много качеств вы написали! Безусловно, они все важны. Давайте остановимся подробнее на некоторых из них.

Добрые слова – корни.

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

Добрые сердца – сады.

О чем это высказывание? (Доброта формируется постепенно: от добрых слов – к добрым сердцам.)

    Но дети, как и взрослые, не всегда бывают добры. Сейчас мне нужен помощник. У меня в руках клубочек плохих поступков. И сейчас мы будем их совершать по отношению к … (выходит один из желающих родителей). Пожалуйста, вспомните и назовите не очень хорошие поступки, который вы когда-нибудь совершили, возможно, еще в детстве. (При этом участник постепенно опутывается нитями.)

    Как вы думаете, а как … себя чувствует?

    А как вы чувствуете себя?

    А ведь на его месте может быть каждый из нас. Что надо сделать, чтобы у … появилась улыбка? (Сказать доброе слово, извиниться, сделать что-нибудь приятное.) (Участники говорят, учитель распутывает нити.)

    Давайте же будем заботиться о своем саде и не будем позволять ему зарастать сорняками, будем наполнять его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами! И наши дети обязательно будут брать с нас пример. Итак, мы вложили в нашего ребенка такое важное нравственное качество, как доброта.

    Перейдем к не менее важному качеству. Задача школы и семьи в современном мире – воспитать и привить у ребенка уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, т.е. воспитать толерантную личность. Проявление толерантности означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Но всегда ли мы, родители, сами проявляем толерантность по отношению к своим детям? Всегда ли пытаемся понять их? Предлагаю вам пройти тест «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?» Из трех ответов на каждый вопрос выберите один. Постарайтесь быть максимально честными при ответах на вопросы.

1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Вы:

а) дадите ему другое блюдо;

б) разрешите выйти ему из-за стола;

в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.

2. Ваш ребенок во дворе «круто» поссорился со сверстниками. Вы:

а) идете во двор и разбираетесь с детьми;

б) советуете ребенку самому уладить конфликт;

в) предлагаете остаться дома.

3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки Вы:

а) начнете его ругать, кричать;

б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете

рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;

в) без слов выключите телевизор.

4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки:

а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;

б) пытаетесь помочь исправить положение;

в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка.

5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся (ась) домой:

а) не выяснив причины, начинаете ругать;

б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь,

что впредь опозданий не будет;

в) накажете.

Посмотрите, каких букв у вас больше, и определите, к какому типу родителя вы относитесь:

Б – это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.

В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.

Вы оценили наедине с собой свою собственную толерантность и, возможно, теперь измените характер воспитательных действий в отношении своего ребенка. Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним душу ребенка чем-то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным. Мы пришли с вами к выводу, что ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие, дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие – формируют толерантность ребенка. Итак, мы вложили в ребенка еще одно нравственное качество – толерантность.

    Конечно, придется формировать у ребенка еще много-много подобных качеств – справедливость и честность, милосердие и скромность, достоинство и дружелюбие, щедрость, гуманность, великодушие. Но необходимо помнить, что для достижения цели эффект дает только совместное воздействие педагогов и родителей на ребенка. Только объединив наши усилия, мы сможем возродить утраченные духовно-нравственные ценности, что позволит решить социально-экономические проблемы развития страны, подготовить детей к будущей жизни в обществе.

    Подведение итогов собрания.

    В заключение нашей встречи хочу рассказать вам одну притчу. Дед открыл своему внуку одну жизненную истину: «В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность». Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Старик улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь». Другими словами, у нас у всех есть возможность выбора. Но важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть,

И лучше проводить меня, чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха, поймут все без труда.

Слова порой запутаны, пример же никогда.

Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел,

Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.

И если все мне показать, я выучу урок,

Понятней мне движенье рук, чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить и мыслям, и словам,

Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму твой правильный совет,

Зато пойму, КАК ты живешь, по правде или нет.

Спасибо за работу.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!